Программа внеурочной деятельности Основы туризма и краеведения (6 класс)

    Программа внеурочной деятельности "Основы туризма и краеведения" рассчитана для учащихся 6 класса. Количество часов, выделяемое на изучение курса, 35.    Цели программы: воспитание патриотических чувств, формирование патриотического сознания учащихся; пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края; воспитание любви  к природе родного края; формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков.     Самодеятельный пешеходны...
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Самодеятельный пешеходный туризм - трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

Последнее имеет особое значение для развития детей. Утверждение себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией собственных потребностей:

  • в самопознании ( проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определении своих возможностей, стимулируемом к тому же быстрыми изменениями в физическом облике и внутреннем мире школьника);

  • в самореализации (раскрытии своих возможностей и личностных качеств, а также предъявлении их окружающим);

  • в самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам).

В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет ее характер, во многом зависит от той среды, которая окружает школьника, общности, с которой он себя идентифицирует, в которую он включен. Все вместе это образует некое пространство его личностного самоутверждения. Важно создать для учащихся подобное пространство, которое отвечало бы их насущным возрастным потребностям и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития. Необходимо поддерживать природное любопытство учащихся и желание все испытать самим, неуемную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости, самостоятельности, потребности проявит себя среди других.

Программа «Основы туризма и краеведения» рассчитана на обучающихся 6 класса. Количество часов, выделенных на изучение курса 35, количество недельных часов - 1. Продолжительность учебного занятия 40 минут. При проведении встреч с односельчанами, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.

Цели программы:

  • воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

  • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;

  • воспитание любви к природе родного края;

  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков.

Задачи программы:

Образовательные

1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. Закрепление этих знаний на практике

Воспитательные

1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

Развивающие

1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. Развитие кругозора учащихся.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ

Методическое обеспечение

Формы занятий:

  • Игры

  • Экскурсии

  • Походы

  • Конкурсы

  • Беседы

  • Просмотр презентаций и видеофильмов

  • Встречи с интересными людьми

  • Посещение библиотек

Формы подведения итогов

  • Устный опрос

  • Соревнование по ориентированию на местности

  • Соревнование по преодолению препятствий

Материально-техническое обеспечение


Для занятий туризмом и краеведением:

  • Кабинет для проведения аудиторных занятий

  • Спортивный зал

  • Площадка для организации спортивно-туристических игр на свежем воздухе

  • Медицинская аптечка

  • Палатки туристские

  • Рюкзаки

  • Коврики туристские

  • Компасы

  • Топографические карты местности

Веревки, обвязки, карабины

Материалы для оформительских работ






Содержание деятельности

Вводное занятие( 2 ч)

Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения на горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем. Правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением. Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туристов, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и за столом, отношение к памятникам истории и культуры, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе.

Краеведение (6 ч)

Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристической группы. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристической группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5-8 классов. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристической группы фотовыставки «Знай родной край!»

Топография (6 ч)

Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая местности.

Туристические узлы (6 ч)

Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристических узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.

Спортивное туристическое многоборье(6 ч)

Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по веревке с перилами (параллельные перила). Подъем по склону по перилам спортивным способом. Спуск по склону по перилам спортивным способом. Подъем по склону по судейским перилам с самостраховкой. Спуск по склону по судейским перилам с самостраховкой. Навесная переправа. Переправы с самонаведением и снятием перил.

Спортивное ориентирование (5 ч)

Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Спортивные карты. Технические приемы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование. Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.

Туристическая газета (2 ч)

Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета дела для выпуска туристической газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященного Всемирному Дню туризма. Выпуски номеров, посвященных экологическим проблемам микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям.

Природоохранные акции (2 ч)

Анкетный опрос школьников, родителей и жителей микрорайона об экологических проблемах района. Определение круга проблем. «Что мы можем сделать?» - проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в паре, лесу и т.п. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ проведенного дела. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведенной акции учащимся младших классов.

Результатами изучения курса являются

- овладение основными туристическими знаниями, умениями и навыками;

- укрепление здоровья;

- развитие воли и выносливости;

- формирование адекватной самооценки школьников;

- воспитание чувства ответственности и сопричастности своей малой и большой родине.

Тематическое планирование



№ п/п



Название модуля

Общее кол-во часов

Часы ауди-торных

занятий

Часы внеауди-торных занятий



1

Вводное занятие



2



2



-



2

Краеведение



6



2



4



3

Топография



6



2



4



4

Туристические узлы



6



-



6



5

Спортивное туристическое многоборье



6



-



6



6

Спортивное ориентирование



5



-



5



7

Туристическая газета



2



2



-



8

Природоохранные акции



2



-



2




Всего



35



8



27



Список литературы

1.Примерная программа внеурочной деятельности - авторы П.В.Степанов, С.В.Сизяев Т.С.Сафронов.- М.: Просвещение, 2011.

2. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобразователь-ных учебных заведений. 6 класс. А.Г. Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов. - М.: Дрофа, 1999.

3. Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

4.Справочник туриста, автор Ю. А. Штюрмер, 2 - е изд. с изменениями и доп, М. - Профиздат.

5. Узлы. Способы вязания и применения/ Авт.-сост. В.В. Новиков. - М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2004.

6.Энциклопедия туризма, авторы Ю. Н. Федотов, И.Е. Востоков

Календарно-тематическое планирование


Зан.

Наименование раздела и тем. Содержание

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Характеристика основной деятельности обучающихся

1 четверть

1

Вводное занятие

1

2.09

Объяснять значение оздоровительной роли туризма

2

Вводное занятие

1

9.09

Объяснять значение соблюдения правил безопасности для жизни человека

3

Краеведение

1

16.09

Посещать школьный музей


4

Краеведение

1

23.09

Знакомиться с легендами и былями родного края

5

Топография

1

30.09

Изучать топографические знаки читать топографические карты

6

Спортивное туристическое многоборье


7.10

Уметь различать виды препятствий и способы их преодоления, страховать и самостраховать.

7

Туристические узлы


14.09

Изучать виды узлов

8

Топография

1

21.10

Рисование топознаков

2 четверть

9

Туристические узлы

1

4.11

Отрабатывать навыки вязания туристических узлов

10

Спортивное туристическое многоборье

1

11.11

Уметь различать виды препятствий и способы их преодоления, страховать и самостраховать.

11

Спортивное ориентирование

1

18.11

Объяснять гигиену спортсмена, изучать правила соревнований по спортивному ориентированию

12

Краеведение

1

25.11

Участвовать в экскурсиях к местам интересных исторических событий.

13

Спортивное туристическое многоборье

1

2.12

Знать переправы и их виды. Отрабатывать навыки преодоления препятствий.

14

Топография


9.12

Читать топографические карты

15

Туристическая стенгазета

1

16.12

Уметь изготавливать стенные газеты с использованием фотографий, посвящённые походам, экскурсиям

16

Природоохранные акции

1

23.12

Научиться совместно готовить, осуществлять и анализировать природоохранных акций: развешивание кормушек и скворечников для птиц

3 четверть

17

Туристические узлы


13.01

Отрабатывать навыки вязания туристических узлов

18

Туристические узлы


20.01

Наведение и снятие веревочных перил

19

Спортивное туристическое многоборье


27.01

Отрабатывать навыки преодоления препятствий

20

Краеведение


3.02

Изучение истории школы

21

Туристические узлы


10.02

Наведение и снятие веревочных перил

22

Спортивное

ориентирование


17.02

Изучать действия участника на соревнованиях по спортивному ориентированию

23

Топография


24.02

Определение крутизны склона и его высоты

24

Спортивное ориентирование


3.03

Научиться ориентировать на местности с компасом

25

Спортивное туристическое многоборье


10.03

Отрабатывать навыки преодоления препятствий.

26

Туристические узлы


17.03

Наведение и снятие веревочных перил

27

Краеведение


24.03

Знакомство с памятниками природы района

4 четверть

28

Топография


7.04

Находить расстояние до недоступных предметов

29

Спортивное туристическое многоборье


14.04

Отрабатывать навыки преодоления препятствий.

30

Спортивное ориентирование


21.04

Движение по азимуту

31

Топография


28.04

Читать топографическую съемку местности

32

Краеведение


5.05

Посещать памятники и обелиски погибшим воинам

33

Спортивное ориентирование


12.05

Знакомиться со спортивными картами

34

Природоохранные акции


19.05

Научиться совместно готовить, осуществлять и анализировать природоохранных акций: уборка мусора в местах отдыха, расчистка ближайших родников

35

Туристическая стенгазета


26.05

Уметь изготавливать стенные газеты с использованием фотографий, посвящённые походам, экскурсиям







© 2010-2022