Доклад Оптимальные методы и средства, формы оптимизации, применяемые на уроках

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему

Создание оптимальных условий здоровьесберегающей

учебной деятельности на уроках.

« Ценой обучения ребенка

Не должно быть его здоровье».

Много сейчас появляется различных методик в образовании, но все -таки наиболее важным в деле обучения учащихся наряду с нравственным является психическое и физическое здоровье детей.

Если они слабые, воспринимают учебный материал с трудностями и никакой пользы от учебы не получится. На уроке важны внешние факторы:

  1. Пространство учителя. ( Где находится учитель- за столом, возле доски, около окна и т. д.)

  2. Голос учителя и речь. (Голос спокойный, мягкий, располагающий к восприятию сообщаемого, или резкий, грубый, повелительный, речь- эмоциональная, проникновенная, уверенная или монотонная.

  3. Оформление кабинета: цветы, расположение мебели. Последнее имеет очень важный психологический момент. Перестановка мебели нравится учащимся, повышает их активность, заинтересованность, поднимает тонус и настроение.

Образование- это движение, а не геморроидальное и сколиозное сидение за столами. Ведь в каждом классе есть гиперактивные дети. Им трудно усидеть на месте, их за это наказывают, ругают, т. к.они все время отвлекаются, мешают другим. Таких детей надо включать в творчество, брать себе в помощники. Например: вызвать такого активного к доске и предложить записывать за учителем. Это ему нравится: во- первых, не сидит, а стоит, а во- вторых, может двигаться и самое главное, работает. Для таких ребят, да и других тоже можно во время урока, особенно во время письменных работ включать музыку, она создаст хорошее настроение, и особый лирично- эмоциональный фон.

В последнее время возросло число учащихся, сотавляющих группу риска относительно успеваемости. Это учащиеся, перенесшие в раннем детстве черепно- мозговые травмы, поражения головного мозга, заболевания нервной системы. А любая психическая деятельность обеспечивается совместной работой разных участков головного мозга. Специфический вклад в каждую функцию вносят левое и правое полушария головного мозга. Левое отвечает за речь и двигательные функции правой руки. Патология или незрелость этих разделов проявляются в нежелании учиться, повышенной отвлекаемости, неумении сосредоточиться даже на коротком задании. Для левого полушария и правого существуют разные способы проверки:

-правое полушарие- устный опрос, задание с ограниченным сроком выполнения.

-левое полушарие - письменные опросы с неограниченным сроком выполнения.

- левое полушарие- письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы закрытого типа. Индивидуальный подход в обучении таких учащихся очевиден. У правого полушария- сочинения, составление слов и предложений, чтение и пересказ, чтение по ролям, задания на правописание букв, беглость устной и письменной речи, экскурсии, нахождение отрывков в тексте. У левого полушария- анализ текста, прослушивание текстов, обучение других, задание на поиск ошибок, применение правил, многократное повторение, сопоставление текстов, понятие слов. На уроках необходимо применить здоровьеукрепляющие и здоровьесберегающие способы и формы учебных занятий. Успех урока зависит от положительной мотивации. Ее нужно правильно формировать.

Как повысить мотивацию!

1 .Положительное отношение к каждому ученику- похвала, подбадривание, каждого, даже самог7о слабого.

2.Самому преподавателю быть заинтересованным в том , что он делает.

3.Организовать урок так, чтобы он способствовал межученической коммуникации и сотрудничеству.

4. Способность тому, чтобы ученик гордился своими успехами, достижениями.

5. Дисциплина и рабочая обстановка не подразумевает полной тишины, а создает атмосферу спокойствия и деловой организации. Учащимся необходимо создать психологически комфортную среду. При развитии сильного утомления, ухудшению самочувствия, ребенку нужно предоставить творческий день- в этот день его оставить дома и выполнять с ним творческие задания. А при организации урока опираться на разработки отечественных гигиенистов. На уроке необходимо соблюдать условия восприятия и выдачи информации:

1.Какую форму ответа предпочитает учащийся:

А) устно Б) письменно

2. Где комфортно ему отвечать:

А) с места Б) стоя у стола В) у доски

3.Как больше нравится выполнять задания:

А)в парах Б)в подгруппах В) индивидуально

Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

Можно выделить 4 основных здоровьесберегающих фактора учебно- воспитательного процесса.

  1. Атмосфера любви, поддержки, высокой культуры отношений между преподавателем, учащимися, семьей.

  2. 2. Индивидуализация методов обучения учащихся с учетом психофизических личностных особенностей подростка, состояние его здоровья.

  3. 3. Здоровьеукрепляющие и здоровьекорректирующие способы и формы учебных занятий. Создание доброжелательной атмосферы начинается с того, как учитель начал урок.

Нельзя:

  1. Перед началом урока проявлять недовольство, терять терпение в любой ситуации.

  2. Начинать урок с обзора отрицательных результатов учащихся. Лучше просто зачитать хорошие работы и другие поймут, в чем их упущения.

Когда м вступаем в конфликты, ссоры, мы нарушаем иммунную систему и свою, и чужую. Ученые провели такой эксперимент. Взяли зерна, прокляли их, потом посадили-выросли мутанты. Другие зерна брали, ругали ДНК, все перепутали. Также и из детей можно вырастить своим отношением или сорняк, или красивый цветок. Перед окончанием урока нельзя выставлять оценки, не прокомментировав их. Каждый должен знать критерии оценок. Нельзя прерывать ответ учащихся замечаниями или оставлять вопрос без ответа, даже если прозвенел звонок. Нельзя добиться успеха в обучении, не зная психофизиологических и личностных особенностей, состояния здоровья.

Дети в школу приходят разные. С самых первых дней нужно присматриваться к ним. Нужно учитывать их социальный интерес.

Часто учащиеся не видят резервы своей личности, теряют интерес к росту. Нужно проявлять терпимость, формировать рефлексивные навыки. У некоторых проявляется тревожность. Это и страх самовыражения, и страх проверки знаний. Необходимо ориентироваться на желания ребенка, его эмоциональное состояние в данный момент. Нужно использовать метод авансирования, дать опережающие задания, снижать частоту критических замечаний.

Тревога, депрессия зачастую приводят к нарушению осанки. Поэтому физминутки на уроках просто необходимы, движение- жизнь!









МБОУ Заларинская основная общеобразовательная школа

Доклад по теме:

Оптимальные методы и средства, формы оптимизации

применяемые на уроках.

Учитель английского языка

Виноградова Л. Ю.

Форм и методов обучения великое множество. Но это лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся.Какими бы достоинствами не обладал тот или иной метод, универсального ключика, с помощью которого можно было бы достичь высот у всех учеников не существует. Тем не менее, чаще всего учителя используют одни и те же методы в работе с детьми, не имея возможности выявить и учесть их индивидуальные особенности. Поэтому успех детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам. Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Многие ребята недостаточно успевают в учебе потому, что они не вписались в рамки унифицированного подхода, т. е. их индивидуальные особенности не соответствуют методам обучения.

Индивидуальные особенности восприятия зависят от функционирования полушарий головного мозга. Известно, что каждое полушарие отвечает за деятельность противоположной стороны тела, а также отвечает за аналитический и синтетический склад ума. Левое полушарие отвечает за аналитический склад ума, математические способности, умение работать с научно - технической литературой, преобладают вербальные способности и словесно- логическое мышление. Правое полушарие отвечает за синтетический склад ума, художественные способности. Люди с доминирующим правым полушарием обладают хорошей ориентацией в пространстве, способны к конструированию, обладают чувствительным восприятием. На основе исследования работы мозга был создан холистический подход к преподаванию, опирающийся на целостную, единую работу мозга. Сущность его состоит в выборе таких видов учебной деятельности, которые способствуют сбалансированной работе обоих полушарий.

В первые годы ребенка доминирует правое полушарие, а к 8-10 годам преобладает левое. Модель обучения, принятая в детских садах, школах и семьях направлена на развитие левополушарников. Такие дети испытывают трудности там, где из области теории надо перейти к практике, где надо учитывать реальные условия.

Среди учащихся с низкой успеваемостью часто оказываются правополушарники. В подавляющем большинстве случаев на уроках используются слух и зрение, остальные органы чувств остаются без внимания. Задания и упражнения для развития правополушарного типа должны содержать невыраженные словами компоненты (музыка, пение, рисование, сочинение стихов, инсценировки). Развитию образного мышления способствуют учебные игры.

Каждому учителю необходимо совмещать, варьировать разнообразные виды деятельности. Каждый ребенок имеет свой индивидуальный тип познания, которому должен соответствовать стиль обучения.

Например, если преподаватель предпочитает лекционную форму обучения, а у ученика плохая слуховая память - эффективность такой работы будет невелика. Если ни учитель ни ученик не обладают гибкостью, позволяющей приспособиться друг к другу, в конечном счете это также может сказаться на эффективности обучения. Таким образом, учителю важно знать особенности восприятия - как свои собственные, так и своих учеников. Опираясь на эти знания можно помогать детям усваивать учебный материал, задействуя все каналы мозга. Американские психологи Роджерс , Бэттл, Ливет и Спрингер по индивидуальным психологическим особенностям разделили детей на 3 группы :1.Аудиалы, 2. Визуалы, 3. Кинестетики.

Аудиалы отдают предпочтение слуховым восприятиям. Они любят слушать, с нетерпением ждут возможности высказаться.

В основе обучения визуалов лежит зрительное восприятие информации. Они невосприимчивы к звукам, часто отвлекаются на звуковую информацию. Кинестетики обучаются в действии, через участие в деле, они импульсивны, подвижны, сразу начинают действовать.

Однако, чистых типов восприятия, как и чистых типов темперамента не существует, то в некоторых случаях полезно дополнять упражнения для всех 3 групп, совмещать и варьировать. Это повысит мотивацию и будет способствовать развитию анализаторов.

Учителю, решающему одновременно множество учебно - воспитательных задач на уроке, не под силу учитывать все индивидуальные особенности учеников. Поэтому были определены наиболее существенные и доступные для диагностики группы методов. 1 группа: особенности направленности личности обучаемого (мотивы, интересы, склонности). 2 группа: социокультурные, возрастные особенности, статус ученика, его самооценка. Учитель может определять данные особенности, опираясь на анкетирование, беседы с учениками, родителями.

Общение учителя и учеников это активная социально - психологическая подготовка к взаимодйствию участников процесса само и взаимообучение совместной деятельности. Учитель может разработать рекомендации по проблемам: « Партнерство», « Микроклимат в классе», «Речевое поведение учителя» и др.

Такие памятки дают следующие рекомендации:

1.На уроках не старайтесь быть самым многословным, не употребляйте лишние слова, избегайте избыточной информации и замедленного темпа речи

2.Не затягивайте опрос одного и того же ученика. Учитель должен уметь слушать, подсказать, уметь стимулировать и привлекать к участию других учеников, не забывайте менять тон, темп и ритм речи.

Контроль и оценка должны показывать в какой степени учащиеся достигли поставленных целей и задач обучения. Кроме того, цель оценки заключается:

1.В формировании у школьника уважительного отношения к себе

2.В поддержании уверенности его в своих силах.

Профессор Лизинский о критериях успешности урока и учебно - воспитательной деятельности педагога выделил ряд наиважнейших принципов.

  1. Учитель делает все, чтобы на уроке было интересно, занимательно, была доля неожиданности, была ссылка на достижения, на подвиги, открытия в разных областях науки и техники.

  2. Умеет естественно переключать виды деятельности, использует активизаторы внимания, массовое и индивидуальное участие в решении задач, проблем.

  3. Ученики и родители дают высокую оценку процессу обучения.

  4. Имеет широкий круг общения и интересов.

  5. Умеет и способен прийти на помощь ученикам.

  6. Умеет и способен снимать негативное напряжение, не отыгрывается на детях, не иронизирует.

  7. Стремится сам много знать и понимать в сопредельных науках, опираться на ум, опыт, понимание.

  8. Привлекать новые инфотехнологии и научные источники.

  9. Подбадривает и поощряет средних учащихся, помогает слабым, холит и лелеет таланты.

  10. Постоянно изучает детей, вступает в двухсторонний контакт с родителями в интересах детей.

  11. Помогает в работе коллегам, при обсуждении любых проблем занимает независимую позицию.

  12. Готовится к каждому уроку, стараясь быть полезным, интересным, оригинальным.

  13. Часто использует активные методы работы.

  14. Использует педагогические возможности для формирования доброго и уважительного отношения к учителям и школе







Литература: журнал «Народное образование»,№ 5 2011г.,

№ 7 2011г.,книга «Мозг на 100%», изд-во «Эксмо», 2008г.автор Кинякина О. Н. и др.



© 2010-2022