Сценарий конкурса "Осенняя гостиная" Цели мероприятия: • Создание условий для расширения знаний учащихся об осени. • Обучение умению слушать и слышать поэтическое слово, музыку. • Воспитание эстетического отношения к природе. . На фоне музыки ведущие начинают конкурс. 1вед. Добрый день, дорогие друзья! 2 вед. Мы рады приветствовать вас на нашей встрече.
1 вед. Вы слышите музыку? Какие картины встают перед вами, когда вы ее слушаете?
2 вед. Разговор наш пойдёт сегодня об удивительном времени года - осени. Что изменилось в природе с наступлением осени?
1 вед. Поэт Ф.И. Тютчев писал, что природа "… не слепок, не бездушный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык". Не всем дано услышать этот язык. Для поэтов, художников и композиторов осенняя природа - неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения, картины родились благодаря любви к ней".
2 вед. Действительно, что же такое осень? На этот вопрос мы попробуем отыскать ответ у поэтов. Обратимся к их творчеству. Нас приглашают в литературную гостиную.
1 вед. Ребята, а что означает слово «гостиная»? Наш конкурс будет оценивать компетентное жюри в составе:
2 вед. Начнём, пожалуй, с самого популярного стихотворения А.С.Пушкина «Осень», которое прочитает Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад - дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. 1 вед. Для Александра Сергеевича осень была самым любимым временем года, так говорит он об этом в стихотворении «Осень»: Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одно В ней много доброго; любовник не тщеславный Я нечто в ней нашел мечтою своенравной. 2 вед. Продолжит стихотворение «Осень» Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
1 вед. "Болдинская осень" называют осень 1830 года, проведённую Пушкиным в имении Болдино и прославленную творениями поэта, созданными за эти три месяца. Творчество это настолько огромно, такого многообразия и столь высочайшего художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю жизнь. Стихотворение «Уж небо осенью дышало» прочтет : Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
2 вед. Вслед за Пушкиным к этому времени года обращаются и поэты второй половины XIX в. Тютчев Ф.И. и Фет А.А.
1 вед. Ф.И.Тютчев вошёл в сознание читателей как вдохновенный певец природы. Природа для него является постоянным источником впечатлений и раздумий. У него есть необыкновенная способность улавливать именно те черты, по которым в воображении "читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина". Стихотворение «Есть в осени первоначальной» прочтет: Есть в осени первоначальной Коротая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все - простор везде, - Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…
2 вед. Одного, точно найденного эпитета "день как бы хрустальный" и зорко подмеченной детали "паутины тонкий волос" поэту достаточно, чтобы вызвать в нашем зрительном восприятии картину ранней осени во всей её конкретности. Тютчев показывает природу в движении, в непрерывной смене явлений, переходных состояниях от зимы к весне, от лета к осени. Стихотворение «Осенней позднею порою» прочтет: Осенней позднею порою Люблю я царскосельский сад, Когда он тихой полумглою Как бы дремотою объят - И белокрылые виденья На тусклом озера стекле В какой-то неге онеменья Коснеют в этой полумгле… И на порфирные ступени Екатерининских дворцов Ложатся сумрачные тени Октябрьских ранних вечеров - И сад темнеет, как дуброва, И при звездах из тьмы ночной, Как отблеск славного былого, Выходит купол золотой… 1 вед. Закончит стихотворение «Күз»: Кемік сүйек, сорпа-су тимеген соң, Үйде ит жоқ, тышқан аулап, қайда көрсең. Күзеу тозған, оты жоқ елдің маңы, Тұман болар, жел соқса, шаң-тозаңы. От жақпаған үйінің сұры қашып, Ыстан қорыққан қазақтың құрысын заңы. 2 вед. Ребята, посмотрите, какой увидели осень учащиеся наших классов. Правда, красиво? 1 вед. Пока жюри подводит итоги конкурса, мы вам предлагаем послушать песню про осень. 2 вед. На этом наша встреча подошла к концу. Мы благодарим всех за участие в конкурсе чтецов. Следующая встреча состоится в «Зимней гостиной». 1 вед. До новых встреч, до свидания!
|