Доклад «Проектная деятельность в начальной школе»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад «Проектная деятельность в начальной школе»

Скажи мне - и я это забуду.

Покажи мне - и я, может, запомню это.

Позволь мне сделать - и я это буду делать. »

Конфуций

Ребёнок любознателен от рождения, ему всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать. Но если в нём не развивать эти исследовательские качества, то они постепенно угаснут.

Большое значение для исследовательской деятельности школьников имеет то, по каким программам и учебникам занимается класс. В рамках Образовательной системы «Школа 2100» тщательно разработана проблемно-диалогическая технология. Все учебники и учебные пособия «Школы 2100» составлены в соответствии с данными технологиями. На уроках создаются условия для того, чтобы дети самостоятельно открывали для себя новые знания, учились выполнять задания в группах. Работа по этим учебникам максимально развивает в детях качества, необходимые для исследовательской деятельности. Впрочем, по любым учебникам можно вырастить исследователей.

Каковы особенности внеурочной проектной деятельности?

Проектная деятельность должна быть подчинена целями внеурочной деятельности (реализация детьми своих способностей и потенциала личности) и целями обучения.

К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:

1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);

2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;

3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); нет навыков для работы над сложными проектами их мы только начинаем формировать.

4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент - работа над темой - это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

Второй компонент - работа над проектами - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Возрастные и психологические особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи. Разумеется, детям необходима помощь со стороны родителей и учителей.

В основе организации работы над проектом лежат следующие психолого педагогические принципы:

- интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей;

- проектная деятельность возможна и эффективна только на добровольной основе;

- для успешной её реализации необходимо сотрудничество и согласованность действий детей и учителя, их общение и взаимопонимание.

Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4. Реализация проектов.

5. Презентации.

Выбор темы.

Работа над темой начинается с ее выбора.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из областей, близких к ним. Для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Тема проекта должна быть интересна в первую очередь самим учащимся.

Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей.

Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).

Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно.

Сбор сведений.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений.

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее.

Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме - это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки,научные институты, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов).

Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте -в картотеке или в тематической энциклопедии.

Выбор проектов.

После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты.

На первом этапе следует, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.

1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);

2) включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта - создание энциклопедии или тематической картотеки.

Например, для темы «Тайны сказок народов Севера» дети могут:

а) получить некоторые новые сведения о жизни, быте, культуре манси (из разных источников), занести эти сведения в «информационный проект»;

б) отразить новые знания, в какой либо совместной или индивидуальной изобразительной деятельности (панно, рисунки, скульптуры, коллажи, мозаикии т.д.);

в) сделать своими руками, какие либо поделки, в данном случае - панно, рисунок;

г) поучаствовать в концертно-драматической деятельности (что-то рассказали другим детям и родителям или инсценировали какую-то историю и получили свою долю аплодисментов).

Кроме того, желательно, чтобы предлагаемые проекты относились к разным видам по следующей классификации:

Работа в малых группах поделки, коллажи, макеты и т.д.

Индивидуальная деятельность. Получаемый продукт - результат работы одного человека. Сообщение про игрушки манси и куклу Акань.

Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, подарок для мамы - оберег манси) сделать и коллективный продукт.

Коллективная деятельность. Например: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка (Словарик к сказке), видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.

Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту. Так, например, очевидно, что задания вида «прочитай и расскажи» могут выполнять те дети, которые умеют читать, а «подготовь страницу в книгу» - те, которые умеют писать.

Реализация проектов.

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.

Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами.

Каждый ребенок имеет право:

- не участвовать ни в одном из проектов;

- участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

- выйти в любой момент из любого проекта;

- в любой момент начать свой, новый проект.

Презентации.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности.

Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Во время презентации мы узнаём, что было сделано детьми во время самостоятельной проектной работы.

Обсуждение результатов проекта.

После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Для педагогов очень ценен скрытый результат проектной деятельности, и поэтому презентация не должна ограничиваться демонстрацией конечного продукта работы. Но самое главное -то, что на презентации школьники учатся анализировать свои идеи, пытаются связать итоги коллективного обсуждения с намеченным планом и осуществленным ходом работы, а в конечном итоге - с полученным результатом, отмечают удачные творческие находки, стараются оценить вклад каждого и умение работать «в команде».

Ученик постепенно начинает понимать, что учебный проект - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, причем результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Работу каждого школьника, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность.

Таким образом, следует отметить и еще один значимый воспитательный аспект работы ученика над проектом - это воспитание эмоционально эстетической культуры. Через проекты, связанные с творчеством, ребенок познает различные стороны окружающей действительности, находить в окружающей жизни ее прекрасные стороны, а это, в свою очередь, рождает стремление создать что-то свое, новое, творить и преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

В младшем школьном возрасте еще рано вести речь о самостоятельном проектировании, так как это очень сложный вид деятельности, а младшие школьники находятся пока только на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами. Поэтому в период начального обучения можно говорить лишь о «квазипроектах», реализуемых с большой долей участия родителей и учителя.

В работе над проектом и изготовлении продуктов проекта активно помогали родители учащихся (поиск информации, систематизация, изготовление куклы «Акань», подготовка сценических костюмов)

Совместная проектная деятельность детей и взрослых создает ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребенка положительной самооценки: «Я сам собрал!», «Я смог!», «Я знаю!».

Единение детей и взрослых на основе общих интересов делает их равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения.

В заключение необходимо отметить, что организация исследовательской деятельности учащихся в раннем возрасте имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Учителю нужно умело регулировать эту работу, регламентируя умственные и эмоциональные нагрузки учащихся, тщательно контролируя их влияние на здоровье и психику детей. Строгая добровольность участия школьников в работе над темой и в проектной деятельности решает проблему возможных опасений о перегрузке школьников.

Отметим положительные моменты работы над проектом.

1. Воспитание навыков самостоятельности, ответственности.

2. Выработка умений работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками, со взрослыми.

3. Активное вовлечение родителей во внеурочную деятельность учащихся.

4. Расширение кругозора учащихся.

5. Изменения в отношениях между учащимися, родителями.

Заключение

Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое.

© 2010-2022