Туристско-краеведческая деятельность как один из видов внеурочной деятеятельности в рамках ФГОС ООО

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

(Слайд1) Выступление на педсовете 3.04.2015 на тему: «Туристско-краеведческая деятельность учащихся как один из видов внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО». Классный рук. 6в класса Осипова Л.В.

(Слайд2) ФГОС ООО принёс в жизнь педагога понятие внеурочной деятельности. В.Д. - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Система внеурочной работы школы формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.

(Слайд3) Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

4) художественное творчество;

5) фестивали наук;

6) трудовая деятельность;

7) спортивно-оздоровительная деятельность;

8) туристско-краеведческая деятельность.

Образовательные поездки, экскурсии, походы расширяют кругозор детей и подростков, воспитывают их в духе патриотизма.

Когда ученик непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально-насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг и учебных пособий воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.

(Слайд4) Экскурсия- это методически-продуманный показ достопримечательных мест плюс умелый рассказ о событиях и людях, связанных с ними.

(Слайд5) Познавательная экскурсия позволяет увидеть новые места, услышать интересные факты, ощутить величие подвига, значение исторического события, красоту природы, овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов.

(Слайды 6-12) При составлении экскурсионной программы необходимо охватить темы ,связанные с героическим прошлым родного края, с культурным и историческим наследием, эстетическим восприятием окружающего мира.

Но чтобы экскурсия имела определённый воспитательный и образовательный эффект, её необходимо тщательно готовить. Следует выделить несколько этапов подготовки и проведения экскурсии:

-проведение родительского собрания и выбор экскурсионного маршрута;

-проведение классного часа в форме беседы, показа презентации об историческом объекте, событии, о биографии знаменитой личности;

-проведение беседы о правилах дорожного движения, соблюдения пищевого и питьевого режима, правилах поведения в автобусе и на экскурсионных объектах;

- подведение итогов экскурсии в виде викторины (на обратном пути в автобусе);

(Слайд 13) Каждая экскурсия, поездка несёт в себе огромный воспитательный потенциал.

На примере экскурсии в Областной центр Романовской игрушки я попыталась проследить основные направления развития личности учащихся основной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала.

По требованиям ФГОС таковыми являются:

(Слайд14) -освоение национальных ценностей, традиций и культуры родного края;

(Слайд 15) -самовыражение личности в творчестве и искусстве;

(Слайд 16) -художественное творчество;

(Слайд 17) -досуговое общение;

(Слайд 18) -игровая деятельность;

(Слайд 19) -формирование основ эстетической культуры;

(Слайд 20) -продуктивное взаимодействие с родителями;

(Слайд 21) -потребность в самовыражении и самореализации;

(Слайд 22) -оптимизм в восприятии мира;

(Слайд 23) -любовь к своему краю, его культуре, духовным традициям.

Именно из этих и других воспитательных компонентов складывается «социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы.

Планируемые результаты и эффекты внеурочной деятельности- это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрёл некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт действия).

Эффект- это последствие результата, то , к чему привело достижение результата.

В туристско- краеведческой деятельности ярко прослеживаются все три уровня результатов внеурочной деятельности, определённых ФГОС ООО:

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности)

2. Результаты второго уровня (приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям)

3. К результатам третьего уровня (приобретение самостоятельного общественного действия) можно отнести следующие виды деятельности по подведению итогов экскурсии:

  1. -подготовка мини-отзывов учащихся о поездке (учащиеся заканчивают предложения: я увидела…, я узнала…, я почувствовала, ощутила… , больше всего мне понравилось… и т.д.);

- работа творческой группы учащихся по подготовке статьи о поездке в школьную газету и материалов на школьный сайт;

-итоговый коллективный творческий проект «Как это было» по итогам внеурочной деятельности за прошедший учебный год (совместно с родителями).

Следует заметить, что школьные экскурсии - это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, по русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Познавательные экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с жизнью выдающихся личностей истории. На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр фильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.

(Слайд 24) Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребёнок должен знать, что он- хранитель памяти о своих предках и должен передать её потомкам. Память- это показатель нравственного здоровья нации.

(Слайд 25) Я убеждена, что экскурсии- это сильнейшее образовательное и познавательное средство, позволяющее на практике ознакомить детей с природным наследием, историей и культурой родного края, развить эстетические чувства, любовь к Родине.

(Слайд 26)



5



© 2010-2022