Разработка внеклассного мероприятия Родительский дом

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

ОГАОУ СПО «Белгородский машиностроительный техникум»



Методическая разработка внеурочного мероприятия по предмету православная культура






РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ


Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

(В.А. Сухомлинский)


Разработка внеклассного мероприятия Родительский дом



Автор: преподаватель православной культуры

Пуль Татьяна Сергеевна


Белгород, 2015

Оглавление

1. Пояснительная записка

2. Основная часть

3. Заключение

4. Список использованной литературы











Пояснительная записка

Все поступки и действия человека определяются ценностями, на которые он ориентирован. Ценностно-моральные взгляды человека выражают критическое отношение к существующему порядку вещей, его стремление преодолеть несовершенство мира. Ценности нередко выступают как идеалы будущего, которые задают ориентиры общественных и личностных устремлений, и тем самым оказывают существенное влияние на ход исторического развития. В обществе, где рынок задаёт нормы поведения человека, молодежи порой трудно решить, где добро, а где - зло. Экономические и финансовые ценности в их жизни начинают занимать первые места и перевешивать все другие.

В кризисные периоды развития общества, а именно такой период сейчас в России, вопрос о ценностях приобретает особую актуальность. Общество в целом и конкретные люди теряют основания своей идентичности, и начинается трудный поиск новых ценностей, форм самореализации. Человек становится зависимым от капризов экономики, основным двигателем которой является выгода. Соответственно развивается только та индустрия, которая приносит доход при наименьших затратах, одной из которых является индустрия развлечений. «Иметь» вместо «быть», массовые развлечения вместо культуры, секс вместо любви, сожительство вместо семьи, неуверенность в будущем - всё это характеризует современный кризис ценностей и свидетельствует о том, что человек и общество нуждаются в новой системе базовых, фундаментальных ценностей.

Никакая декларируемая или действительная ценность не может быть принята как данное, универсальное, единственное, и всё-таки есть то, что остаётся неоспоримым, это - семья, которая сама по себе является ценностью. Именно семья поддерживала человека из века в век в России, выступала основанием ориентации человека в окружающем мире. Выбор семейных ценностей - это выбор будущего. Семья является воспитательной колыбелью человечества, где воспитываются и дети и взрослые. Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. Каким будет наше общество - зависит от того, к каким ценностям приучаются наши дети. Чтобы изменить общество, нужно начинать с его атома - семьи.


Основная часть

Тема: Родительский дом

Цели:

- формировать у обучающихся любовь и уважительное отношение к родительскому дому, к своим близким и родным;

- закрепить у обучающихся чувство восприятия родительского дома как источника любви и опоры;

- воспитывать уважительное отношение к своим родным и близким.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с текстом, упражнение, практическая работа, ролевая игра.

Ход занятия

Ведущая. Чтобы определить тему нашего занятия сегодня, отгадайте загадку:

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый ….(Дом). (Слайд 2)

Ведущая. Сегодня мы поговорим о родительском доме. Но сначала мне бы хотелось узнать ваше мнение:

- Что такое «дом»? Как вы понимаете значение этого слова?

- Какой дом называют «родительским»? Ответы обучающихся.

Ведущая. Дом - это самое лучшее, надежное место для человека, где он живет со своими близкими и родными и где находит тепло, уют, заботу и любовь. Родительский дом для меня - это дом, основателями которого являются родители. Говорят, что «родительский дом - начало начал».

Круг радости

Ведущая. Давайте встанем в круг радости, возьмемся за руки и подумаем о родительском доме. Продолжите фразу: «Родительский дом - это …» (Слайд 3).

Историческая справка

Ведущая. Каким был родительский дом у наших предков?

Давайте расссмотрим русскую избу. Из чего она состоит?

- Что располагалось внутри крестьянской избы? ( Стол, скамья, образа, лавка.)

- Что такое «красный угол»? Для чего он предназначался?

Разработка внеклассного мероприятия Родительский домРазработка внеклассного мероприятия Родительский дом(Слайд 4-5).

- Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом.

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ - родительский дом.

Разработка внеклассного мероприятия Родительский дом

(Слайд 6)

Творческое задание. Работа в парах

Ведущая. К слову «дом» придумайте прилагательные (Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый)

Разработка внеклассного мероприятия Родительский домРазработка внеклассного мероприятия Родительский дом

(Слайд 7-8)

- А теперь - глаголы. (Защищает, охраняет, обогревает, оберегает)

Разработка внеклассного мероприятия Родительский домРазработка внеклассного мероприятия Родительский дом(Слайд 9-10)

В доме уютно. А это самое главное.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста -

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом. (Слайд 11)

Побеседуем

Ведущая. Глядя на вас, мне очень хочется услышать от вас о ваших мамах и папах, родных и близких, которые воспитали вас такими красивыми и хорошими детьми.

Желательно, чтобы каждый обучающийся высказался.

- Расскажите о своих родителях. Кто они? Чем занимаются?

- Какие чувства вы испытываете к своим родителям, родным и близким?

- Хотите ли вы стать похожими на них? А почему?

- Какие качества в своем отце вы цените больше всего?

- А какие качества вам особенно нравятся в вашей маме?

- Какими ласковыми и нежными словами вы называете своих родителей?

- Как вы выражаете свою любовь, нежность, уважение к родителям? А они к вам? (Слайд 12)

Размышления обучающихся.

Ведущая. Для каждого человека его родители, родные и близкие - самые лучшие, добрые, красивые, умные, заботливые, самые любимые и любящие.

Для каждого из вас, дети, ваши родители, действительно, самые лучшие. Потому что вы их очень любите. И они также очень любят вас, своих детей. Понаблюдайте, и вы заметите, что только родители могут терпеть и прощать все ваши шалости, капризы. У ваших родителей есть особое качество - они умеют любить, понимать своих детей, помогать им в трудную минуту. Родительский дом, семья держатся на согласии, взаимопомощи, любви, поддержке.

Разработка внеклассного мероприятия Родительский дом(Слайд 13)

Почитаем

Л. Евдокимов. «Дом»

Здесь дом, в котором я живу.

И для меня он лучший самый.

Здесь и во сне, и наяву

Я слышу добрый голос мамы.

Здесь вечерами папа мне,

Когда смолкают птицы в гнездах,

Рассказывают о луне,

Ракетах, спутниках и звездах.

Здесь и сестра моя, и брат,

Хоть иногда я ссорюсь с ними.

Но чаще поделиться рад

Игрой и книжками своими.

Здесь в мире мы за годом год

Живем друг другу помогая.

И вместе с нами здесь живет

История родного края.

- Как вы поняли, в чем незабываемая прелесть родительского дома?

Ответы обучающихся.

Упражнение «Делаем вместе»

Перечислить и написать перечень дел, которые в их доме все члены семьи выполняют вместе. Например, совместный отдых, приготовление праздничного обеда, покупки вещей и т.д.

Затем можно перечислить такие дела, которые каждый член семьи выполняет самостоятельно, например, уборка своей комнаты, утренний подъем, зарядка и т.д.

Работа с текстом

С. Успанов. «Отец и сын»

Было это давным-давно. Жили на свете маленький мальчик и его отец. Очень они любили друг друга. Однажды мальчик сказал отцу:

- Когда я вырасту, буду всегда носить тебя на спине.

Так он понимал свой долг перед отцом, этим хотел отплатить за его любовь.

Время летит, что птица, быстрым тулпаром мчит сквозь столетия. Хоть и не сто, но два десятка лет минуло. Год тянуло за годом, месяц за месяцами. Вырос мальчик, стал мужчиной сильным да ладным. Отец стал болеть. Вспомнил тогда сын:

- Помню, давным-давно я обещал носить тебя на спине. Я сдержу своё слово. Завтра на рассвете я понесу тебя к великому знахарю, что живёт у озера за десять лун отсюда.

Рано утром посадил сын отца на спину и пошел на запад, к озеру, где на ночь солнце прячется. День идут, два идут. Отец лёгок, высохло его тело от старости и болезней. На третий день ноша как будто потяжелела. Ещё через день земля под ногами раскалилась, ветер суховей погнал прочь всё живое. Длиннее, казалось, стал час пути, чаще стал отдыхать сын. Но всё же идёт, половину пути уж одолел. И вот однажды отец спросил:

- Что там чернеет, сынок, не пойму?

Устал сын, не до вопросов ему, но все же ответил спокойно и учтиво:

- Это верблюд, отец.

Через некоторое время отец снова спросил:

- Что там виднеется вдали, не разберу?

- Это всё тот же верблюд, - ответил сын, а сам подумал: «Ребёнком становится отец. Еле ноги тащу, а он вопросами докучает».

И опять задал тот же вопрос старик. Сын, сильный и молодой, ответил отцу уже без прежнего почтения. Он очень устал, и ему стоило теперь большого труда нести отца, такого лёгкого поначалу, да ещё и отвечать на его бесконечные вопросы. Словно не родной человек, а камень давил на спину.

Прошло время, за которое не успело бы и молоко в казане вскипеть, а старик уж в четвёртый раз спрашивает у сына:

- Что это там проглядывает, сынок?

Тут сын не выдержал и заорал во весь голос:

- Не видишь разве? Верблюд! Зачем четыре раза спрашивать об одном и том же?! Я истёр подошвы и не чаю уже добраться до озера, а ты...

Но отец прервал поток его возмущения и обиды.

- Остановись, сынок, я хочу спуститься на землю, - тихо сказал он.

- Почему!? Сиди.

- Нет, довольно. Ты не выдержал первого, самого простого испытания. Двадцать лет тому назад я тоже не спускал тебя с рук и отвечал на все твои вопросы. Ты мог, например, по сто раз за вечер спрашивать про луну. Когда я возвращался домой после тяжкой работы, то и тогда не позволял себе обделять родного человека вниманием и лаской... У меня нет больше надежды избавиться от хвори, ибо сын открыл мне глаза.

Многое в жизни зависит от внимания ближнего. Кто знает, если бы сын молча снес капризы старого отца, может, и излечился бы тот от болезней, вернулась бы к нему молодость...

Вопросы: Подумайте, почему маленький мальчик сказал отцу: «Когда я вырасту, буду всегда носить тебя на спине»? Сдержал ли он свое слово?

- Почему сын так резко отреагировал на слова отца?

- Что чувствовал отец, когда захотел спуститься на землю с плеч сына?

- Кому, по вашему мнению, было тяжелее: сыну, несущему отца на спине в течение долгого времени, или отцу, услышавшему грубый ответ сына? Почему?

- Какие чувства вы испытываете к отцу? А к его сыну?

- Как вы думаете, что надо было сделать сыну, чтобы не обидеть отца и быстро его успокоить?

Размышления детей.

Ведущая. Любовь, добро и терпение наших родителей - это самые лучшие чувства, которые «рождаются» и «живут» в их сердцах. Поэтому, дети, старайтесь не огорчать своих родителей и не грубить им. Помните, что резкое слово сильно и больно ранит сердце, душу ваших близких и родных.

К сожалению, в жизни так бывает, что мы не задумываемся над тем, что делаем очень больно своим родителям. Придет такое время, когда и вы станете взрослыми. У вас появятся свои дети. И как вы сегодня относитесь к своим родителям, точно так же ваши дети будут относиться к вам. Это закон жизни, который нужно знать и помнить каждому человеку на земле.

Ситуационная игра «Я и моя семья». Работа в группах

- В семье, как известно, возникают различные ситуации, которые требуют совместного разрешения. Давайте представим такие ситуации и потренируемся в их преодолении.

Учитель делит класс на 4 группы. Раздает детям карточки с заданием. Группы разыгрывают по одной ситуации. Затем предлагают способы разрешения ситуаций.

Предлагаются следующие проблемные ситуации:

1. Телевизор в доме один. По одной программе транслируется футбольный матч, который хочет смотреть папа, по другой программе передача для мамы, по третьей - мультфильм, который мечтает увидеть сын.

Папа читает программу: «Ура! Футбол!». Мама входит в комнату: «Снова футбол! Надоело! Скоро мой сериал!» Сын тоже высказывает свое мнение: «Мультфильмы! Ура! Я мечтал о мультфильме всю жизнь!» Что делать?

2. Мама поздно приходит домой с работы. У нее болит голова, она очень устала. Кроме того, она принесла на дом работу. Конечно же, маме очень хочется, чтобы ее дома ждал горячий ужин и прибранная квартира.

Но там ее ждут гости ребенка, раковина, забитая грязной посудой, неприбранная квартира и дочь, которая говорит: «Ма-а! Вкусного ничего нет?»

3. У дедушки часто поднимается давление. Плохо ему. Тишина да покой - вот самые лучшие лекарства для него. Он час полежит, и ему становится лучше. У дедушки есть два внука. Но у них есть одна особенность. Они не могут говорить нормальным голосом, кричат, постоянно спорят и ссорятся: «Дай!»- «Не дам!» - «Дай!» - «Не дам!»- «Получишь!»- «Сам получишь!» - «От кого?» - «От меня!» - «А может, ты от меня?» - «Посмотрим!» «Посмотрим!». И так, к сожалению, продолжается целый день.

4. Мама просит сына: «Вынеси ведро!» «Сейчас», - отвечает он, - вот фильм закончится и вынесу». После фильма к нему пришли Артем и Андрей поиграть в «Денди». Сын очень проголодался и сел кушать. Мама вновь просит его вынести ведро с мусором. Сын говорит, что ему надо подготовить уроки, а мусор вынесет потом. Ситуация заканчивается тем, что мама, не допросившись сына, сама выносит мусор, моет посуду. А сын говорит ей: «Мама, ну зачем ты? Я бы всё сам! Только потом!»

Ведущая. Сложно ли было вам находить пути выхода из предложенных ситуаций?

- Что вам помогло принять общее решение?

- Почему так говорят: «Родительский дом - источник любви»?

Ответы детей.

- Молодцы! Конечно же, если в семье царят мир, согласие, любовь, то в такой семье хорошо живется всем. И самое главное - в такой семье устанавливается особая атмосфера взаимопонимания. О важности и значимости понимания, сопереживания в жизни человека и его семьи вы прочитаете дома в хрестоматии. Вдумайтесь в смысл произведения.

- Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил детям, обращаясь к каждому: «Ты рожден человеком. Но Человеком надо стать». Для этого надо научиться любить и уважать родительский дом, дарить свою нежность и заботу близким и родным.

Семейные традиции

Задание: напишите, какие традиции есть в вашей семье

1_______________________________________________

2.___________________________________________________

3.__________________________________________________

Круг «От сердца к сердцу»

Дети завершают урок фразой: «Я мечтаю, что вместе с родителями …».

Разработка внеклассного мероприятия Родительский дом(Слайд 14)






Заключение

Таким образом, семья - это единственный социальный институт, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социально-демократические процессы, происходит передача традиционной информации от родителей к детям. Общение, учеба, передача опыта, способность понять себя, другого человека, думать, а потом решать, обговаривать свои проблемы с компетентными людьми, родителями, учителями, одноклассниками - помогут критически осмыслить происходящее вокруг, самореализовать потенциальные возможности и нацелить себя на образование семьи. Поднятие на должный уровень авторитета семьи позволит начать путь по преодолению не востребованности общечеловеческих ценностей.

Проблема формирования ценностей семейного воспитания у обучающихся выявляет необходимость изучения основ православной культуры, которая является фундаментом нашей отечественной истории и этим интересна не только для православны верующих (любой национальности), но и для не православных граждан нашей страны.









Список использованной литературы

1. Лежнина Ю. Семья в ценностных ориентациях //Социс, 2009г. №12

2. Мустаева Ф. Социальные проблемы современной семьи //Социс, 2009г. №7

3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учебное 4.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «А кадемия», 2001. - 208 с.

5.Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 168 с.

6. Гребенников И.В. , Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. _ М.: Политиздат, 1990. - 319 с.

7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и пед. учебн. заведений. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Издательский центр «Акакдемия», - 2000. - 232 с.

8. Сухомлинский В.А. О воспитании. Изд. 2-е., Политиздат, 1975. - 272 с.



© 2010-2022