Классный час на тему Как выбрать профессиональное учебное заведение?

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Пермского края


государственное автономное профессиональное образовательноеучреждение

«КРАЕВОЙ политехнический колледж»

Бардымский филиал

















Разработка классного часа

с применением технологии развития критического мышления

Как выбрать профессиональное учебное заведение?

Разработчик преподаватель

Жуйкова Лидия Масхутовна











2014г

Цель:

Познавательная: дать рекомендации по выбору будущего учебного заведения для получения специальности, профессии.

Развивающая: навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы

Воспитывающая: актуализация значения самопознания для успешной социализации.

Методический прием - ФИШБОУН - установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора.

Дорогие ребята! Вы находитесь на пороге окончания школы, и поэтому перед вами встает вопрос получения дальнейшего профессионального образования.

Профессиональное самоопределение - процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии, в котором сочетаются ваши склонности и способности, желание и возможности. От правильности выбора жизненного пути зависит общественная ценность человека, его место среди других людей.

Общество нуждается в настоящих специалистах, которые будут работать с энтузиазмом и поднимать Россию не более высокие уровни развития. Однако теперь их становится значительно меньше, несмотря на то, что в стране много средних и высших учебных заведений с высоким уровнем и качеством образования. Почему же так происходит? Одна из причин - неверный выбор профессии в юности.

Где продолжить своё обучение? Кем стать? Перед вами встают нелёгкие вопросы, но мы попытаемся помочь вам на них ответить.

Выбор учебного заведения - одна из самых сложных задач для абитуриента. Ведь от правильного решения зависит не только уровень образования, но и твое будущее. Существует много параметров и критериев, на которые стоит обратить внимание при выборе учебного заведения.

Предлагаю познакомиться с кейсом и попробовать определить от каких факторов зависит выбор учебного заведения, какие проблемы встают перед выбором учебного заведения.

Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отметьте причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних - располагаются нижние, на которых по ходу впишите факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты. Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Работаете в парах.

Классный час на тему Как выбрать профессиональное учебное заведение?

Кейс

Красного цвета текста у учащихся не должно быть, это для педагога.

Пытаясь подготовиться к взрослой жизни и принимая одно из первых самостоятельных решений в жизни, каждый выпускник задумывается - куда же пойти учиться, какое образование получить - среднее ли, высшее? Еще в перестроечное время появился некий стереотип о непрестижности рабочих специальностей. Высшее образование стало восприниматься как гарант достойного будущего, и многие ринулись грызть гранит науки на высшем уровне. На современном же этапе стало ясно, что рабочие специальности более востребованы. В тоже время многие выпускники высших учебных заведений испытывают достаточные сложности в трудоустройстве. Какие же типы учебных заведений функционируют на сегодняшний день, и какой уровень образования получают выпускники этих заведений? Рассмотрим основные. Техникум, училище - основная задача данного учебного заведения предоставить своему ученику базовый (начальный) уровень. Колледж стоит статусом выше. У выпускников данного учебного заведения квалификация на уровень более, чем у выпускников училищ. К тому же, колледжи зачастую прикреплены к высшим учебным заведениям. Соответственно, у выпускников появляются преимущества при желании повысить уровень образования по ранее приобретенной специальности, поступив в ВУЗ. Высшие учебные заведения дают высший уровень знаний по выбранной студентом специальности. Высшее образование стало доступным всем желающим, к тому же появилась возможность обучиться в высших учебных заведениях по сокращенной программе или дистанционно. Минус высших учебных заведений в том, что там основной упор делается на получение будущим специалистом теоретических знаний. Практической же части выделяется гораздо меньше времени, по сравнению с нижестоящими рангом учебными заведениями. Здесь уже все зависит от человека, от того насколько серьезны его намерения стать специалистом. Хотелось бы отметить, какое учебное заведение бы вы не выбрали, всегда есть возможность обучиться далее, как говориться, было бы желание. Речь в данном случае идет о возможности пойти вверх и при необходимости спуститься вниз (сменив, к примеру, специальность) по «лестнице образования».

Прежде всего, необходимо определить направление, по которому Вы хотите учиться и цель, которую Вы преследуете, получая это образование. Образование - трудное дело, которое требует большой самоотдачи и то, зачем Вам это всё нужно - вопрос, который Вы будете задавать себе многократно в процессе обучения, поэтому у Вас должен быть на него собственный уверенный ответ.

Вы должны твердо знать, зачем Вы учитесь по данному направлению, и эта цель должна быть воспринята Вами, как нужная именно Вам, а не родителям, коллегам или кому-либо. Возможно, придется дополнительно пообщаться с людьми, занятыми в Вашей сфере деятельности. Будут полезны и профессиональные тесты. Было бы удачно попробовать себя на какой-либо краткосрочной практике или стажировке по сходному направлению и тогда уже точно сказать, да, это мое и я приложу все усилия, чтобы стать конкурентоспособным специалистом в этой области.

Второе и уже более кропотливое дело - выбрать формат обучения. Если рассматривается первое высшее образование, то, конечно, дневное очное обучение предпочтительно, но если Вы уже работаете и хотите повысить свою квалификацию или если не можете надолго отрываться от работы, то возможны варианты. Посетите образовательные выставки - это хороший способ побеседовать со многими знающими образование людьми в одном месте в удобный для них момент. Посоветуйтесь с преподавателями учебных заведений и специалистами вузов по маркетингу. Не думайте, что Вы первый, кто столкнулся с такими вопросами, а значит, уже есть алгоритмы решения.

Третье, о географии. Где находится то учебное заведение, в которое Вы будете поступать? В Вашем городе, в столице или в другой стране? Мир сегодня мал, как никогда и обучение за рубежом, которое еще недавно было делом весьма экзотическим, сейчас тоже вполне возможно. Но, как известно, обучение за рубежом обычно стоит весьма дорого. Средства потребуются не только для оплаты за обучение, но также и за питание и проживание, что увеличит сумму расходов более чем вдвое. Располагаете ли Вы таким бюджетом? Но если даже у Вас есть эти деньги, не торопитесь их отдавать, подумайте, какая работа Вам будет доступна после такого обучения. Оплата за обучение - это своего рода инвестиции и отнестись к этому надо как к инвестиционному проекту, а, как известно, у любого проекта есть понятие окупаемости.

Если Вы планируете работать в России в российской компании, то обучение за рубежом для Вас, возможно, не принесет такой пользы, как если бы Вы собирались перейти работать в международную компанию или работать за границей. Есть ли по Вашему профилю международные компании? Собираетесь ли Вы в них работать? Является ли Ваше образование единственной преградой для такого перехода и вообще действительно ли Вам не хватает для этого образования? В действительности у большинства претендентов на такую работу не хватает личных качеств, способностей и не всегда это можно компенсировать образованием.

Своевременное избавление от иллюзий позволит сэкономить Вам в дальнейшем значительные деньги. Соберите заранее информацию о будущих потенциальных вариантах работы, пообщайтесь с HR-ми (??? Зададут ли вопрос что это?) предполагаемых работодателей, и Вы легко ответите сами себе на этот вопрос - какое образование Вам реально требуется для достижения той или иной позиции, а какие позиции из желаемых, для Вас не будут достижимы, несмотря на соответствующее образование.

Следующий этап - это выбор конкретного учебного заведения. Пользуйтесь для этого интернетом. Это позволит не просто листать страницы, как если бы это был справочник или журнал, а делать соответствующие запросы и тем самым во много раз сокращать время на сбор информации. Сразу надо сказать, что традиционные поисковики для этого малопригодны. Одно дело, когда мы ищем сайт учебного заведения по его названию и совсем другое, когда мы выбираем учебное заведение по критериям. Для этого пригодятся специализированные информационно-поисковые сайты, т.е. общедоступные базы данных с широкими возможностями поиска.

В российском интернете это ресурсы типа портала Знания.ру, которые весьма удобны для такой работы, так как не содержат постороннего контента и имеют инструменты для поиска по нескольким интересующим критериям. Можно сделать запрос по специальности, оговорить форму обучения, задать местонахождение вуза и другие интересующие параметры поиска и получить ответ в виде подробной информации о вузе, иллюстрированной и фото, и в некоторых случаях видеоматериалами и, разумеется, со ссылкой на сайт вуза.

Развитие интернета создало не только единое информационное пространство, удобное для выбора образовательных программ, но и, соответственно для его продвижения, в связи с чем в Интернете много и образовательной рекламы, которую тоже не следует игнорировать. На баннерах может содержаться актуальная информация о ближайших днях открытых дверей, о скидках и льготах, и, наконец, это просто возможность перейти по ссылке на сайт образовательной организации, которая этот баннер разместила, а значит, очень заинтересована в новых студентах.

Отдельно следует сказать о современных возможностях дистанционного обучения. Проживая в небольшом городе сегодня можно легко учиться в столичном вузе, пользуясь доступными возможностями он-лайн обучения. Такое обучение значительно дешевле, удобнее и в ряде случаев не менее эффективно очного. Во-первых, дистанционное обучение, как правило, комбинирует он-лайновые и офф-лайновые учебные мероприятия. Во-вторых, при дневном обучении, в любом случае, много времени отводится на самостоятельную работу. Например, в известном зарубежном университете на каждые 15 часов аудиторной учебной нагрузки приходится 21 час самостоятельной работы студента. Так что к дистанционному обучению не следует относиться с предубеждением. Самостоятельная работа - это то, что требуется всегда, а дневное обучение - это вовсе не только аудиторные занятия.

Далее нужно сказать о пользе изучения сайтов вузов. На сайты вузов легко перейти с уже упомянутых специализированных информационно-поисковых порталов. Внимательно изучите на сайте состав преподавателей, действительно ли это опытные преподаватели, которые будут Вам интересны, ведь знания Вы будете получать в значительной мере именно через них. Ознакомьтесь с программой обучения. Рассмотрите аудитории на фотографиях. Попытайтесь понять, с какими работодателями сотрудничает вуз. Взгляните на сайт вуза с точки зрения будущего студента. Есть ли на сайте расписание, доступ к учебно-методическим материалам, предусмотрены ли возможности обмена информацией с преподавателями, с администрацией вуза. Наконец, посмотрите, где территориально проходят занятия - не всегда это совпадает с официальным адресом вуза.

День открытых дверей также надо обязательно посетить, но постараться увидеть и услышать не только то, что Вам хотят показать и сказать. Отклонитесь от предусмотренного маршрута, загляните в аудитории, лаборатории, библиотеку, посетите столовую и даже туалет, одним словом попробуйте пройти не маршрутом краткого визитера, а маршрутом обычного студента, наконец, пообщайтесь во время перемены со студентами, вышедшими на свежий воздух и стоящими без дела перед входом. Все это может изменить Ваше представление о вузе и сэкономить Вам, без преувеличения, много лет жизни, а с учетом того, что многие моменты в жизни невозможно «отмотать» назад, то и может быть всю Вашу будущую профессиональную жизнь.

И, пожалуй, последнее. Не все отзывы об институтах объективны. Особенно, когда это отзывы анонимные, например, в интернете. Иногда их пишут в отместку после двойки, иногда от обиды, иногда от слабости пишут конкуренты. Также и хорошие отзывы могут публиковаться заинтересованными людьми. Однако в целом отзывы в интернете, в том числе о вузах позволяют многое понять и сделать полезные выводы. И в этом еще одна замечательная возможность, открытая нам интернетом, которой абитуриенту или любому человеку, собирающемуся учиться в вузе, будет разумно воспользоваться.

__________________________________________________________________

После работы с кейсом с учащимися проводится обсуждение, которое приводит к решению поставленной проблемы: как выбрать учебное заведение? Приветствуется, если учащиеся смогут предложить своё мнение.

Признаками хорошего качества обучения являются:

- положительные отзывы работодателей за последние несколько лет;

- достижения учебного заведения на общероссийском уровне;

- для технических специальностей - наличие хорошей лабораторной базы, подтвержденное авторитетной организацией;

- требовательность учебного заведения к студентам и, в первую очередь, отчисление за неуспеваемость;

- наличие куратора в каждой учебной группе, который следит за обучением студента и поддерживает оперативную связь с родителями;

-наличие общежития.

Добавить ответы учащихся

Выдается буклет «Ошибки при выборе профессии»

1. Поиск работы или учебного заведения «за компанию», по принципу «куда возьмут», «никуда больше не поступлю».

2. Влияние престижности, популярности профессии. Во-первых, рынок труда, как и любой рынок, изменчив. Что популярно сегодня, не обязательно будет востребовано завтра. Во-вторых, добиться успеха в профессии очень сложно, если она не соответствует вашим талантам и склонностям.

3. Несамостоятельность выбора профессии. Одна из основных ошибок при выборе профессии - уступка давлению родителей и родственников, которые пытаются реализовать свои мечты через детей. Можно лишь прислушаться к их мнению, ведь выбор профессии - твое личное дело, никто не проживет за тебя твою собственную жизнь.

4. Отказ от профессии, к которой «лежит душа», по причине кажущейся ее недостаточной серьезности. Все профессии важны. Уважение равно вызывают и простой рабочий, и специалист с высшим образованием, если они оба - профессионалы в своем деле.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Многие совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста.

7. Незнание или недооценка некоторых своих физических особенностей и недостатков - серьезная ошибка при выборе профессии. С больным сердцем путь в летчики закрыт. Аллергикам противопоказаны профессии химика или парикмахера. Неразумно мечтать о работе, способной ухудшить состояние твоего здоровья.

8. Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Бывает, что какой-то предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако, следует внимательно проанализировать свой интерес. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или, например, девушка очень любит литературу и собирается в педагогический вуз по этой специальности, упуская из виду тот факт, что не умеет и не любит общаться с детьми. В таких случаях можно рассмотреть другие специальности, связанные с интересующим предметом.


© 2010-2022