Методическая разработка - классный час-викторина на тему Что такое семья? (3 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка классного часа с элементами викторины по теме: «Что такое семья?»

Цели:

Сформировать представление о семье, как ячейке общества. Ввести в лексикон учащихся слова: поколение, домочадцы. Создавать благоприятные, предпосылки для успешной социализации, воспитание гражданственности.

Цель присутствия родителей:

Ход классного часа.

1. Организационный момент.

-Внимание, посмотрите всё ли у вас готово к классному часу: нам потребуется- ручка или карандаш, листочек, клей. Успокоились, глубоко вздохнули, выдохнули, тихо сели.

-Ребята, что надо сделать, чтобы наш классный час прошёл удачно? (Внимательно слушать, активно работать, и т. д.)

2.Тема,цели.

- А тему нашего классного часа вы узнаете, отгадав загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

-Поднимите руку, кто знает, что такое семья? Молодцы, сегодня все будут моими помощниками. А тема сегодня так и звучит: «Что такое семья?» Сегодня мы поговорим о том, что объединяет членов семьи, что такое домочадцы, поколение, а в конце классного часа вы создадите модели семьи, в которой вам хотелось бы жить.

3. Формирование новых знаний.

А) Работа по формированию понятия - семья.

-Посмотрите на рисунок, кто изображён на нём?

-Что такое семья? Что объединяет членов семьи?

(-живут вместе;

-сообща занимаются домашним хозяйством;

-вместе отдыхают и проводят свободное время;

-любят и уважают друг друга;

-распределяют деньги на покупки и хозяйство.)

Вся схема появляется на доске.

Вывод: - Кто может обобщить, что такое семья? Вы заметили, что одним из пунктов у нас - любят и уважают друг друга.

Б) Проводится игра "За что ты любишь свою маму?"

Друг другу передаётся бумажное сердечко и задаётся вопрос «За что ты любишь свою маму?» (в игру вовлекаются родители и гости)

В) Работа над новыми понятиями.

-Кто такие домочадцы? ( Выслушать ответы детей и предложить познакомиться со словарной статьёй).

«Домочадцы» - такое вот знакомое и незнакомое слово. Кстати, если заметили, мы очень редко произносим его в единственном числе - «домочадец». Обычно только во множественном - «домочадцы». А насчет того, что оно незнакомое - так я решила на днях провести маленький эксперимент: спрашивала всех подряд, что люди понимают под «домочадцами». Мне отвечали в основном так: «Ну… это же понятно… домочадцы - это семья, все члены семьи, которые живут в одной квартире, в одном доме».

Это и правильно, и неправильно. «Домочадец»… Слово это трудно признать повседневным. Его все понимают, но вспоминают о нем редко - разве что в ироничном каком-то смысле. И, действительно, прежде всего - когда говорят о членах одной семьи.

Слово явно устарело. Но в те времена, когда оно было самым что ни на есть современным, значило не то, что теперь.«Домочадец», по Далю, это «воспитанный в доме служитель и вообще вся прислуга». Вот они кто такие,домочадцы эти самые! Потому, собственно, и говорилось, в знак особого гостеприимства: «Просим покорно к нам с чады и домочадцы!» - то есть с детьми и со всеми, кто живет в доме, в том числе и с прислугой. К домочадцамотносили в богатых домах и так называемых приживалов и приживалок, дальних родственников, разнообразных нахлебников, которые в этом доме постоянно присутствовали.

Примерно так же характеризует «домочадцев» и Словарь Ожегова: «домочадцы» - люди, которые живут в чьей-нибудь семье на правах ее членов. И помета - «устарелое». Действительно, такое сейчас редко бывает: семьи невелики, прислуга, если у кого и есть, так всё больше приходящая. Домработницы, няни, гувернантки не живут в домах и квартирах на правах членов семьи. В гости - да, ходим, но в основном уже только с чадами.

-Назовите своих домочадцев?

На доске слово домочадцы, под ним учитель подписывает тех, кого называют дети.

-Какое выделенное слово вам встретилось в тексте словарной статьи? (поколение)

-Как вы поняли это слово?

-Мама с папой - это ваше поколение или старше?

- Сестры и братья - это ваше поколение?

Вывод: На этом этапе мы познакомились с новыми понятиями: поколение и домочадцы.

4. Этап закрепления полученных знаний и умений.

-Некоторые ребята могут рассказать о своей семье, о своих домочадцах, о своих взаимоотношениях с домочадцами.

Показ слайдов и рассказ 2 детей о своей семье .

-Ребята рассказывали о своей семье и говорили в основном о маме и папе, редко о бабушке и дедушке, а вот я бы могла рассказать - о маме и папе (показ слайдов):

-бабушке и дедушке;

-прабабушке и прадедушке;

прапрабабушке и прапрадедушке.

-Я думаю, что этот классный час станет началом работы над созданием "семейного древа", поисков историй о старших поколениях вашей семьи; думаю, что теперь вы будете относиться бережнее к старинным фотографиям, семейным реликвиям и традициям, а так же к бабушкам и дедушкам, как к старшему поколению.

Музыкальная физминутка.

5. Этап применения полученных знаний

-Сейчас мы разобьёмся на команды, в каждой команде один ответственный за организацию, и проведём викторину.

Задание №1

Однажды я ехала, в троллейбусе и услышала рассказ мальчика своему другу: " У меня есть мама, папа, брат Егор и сестра Даша. У мамы тоже есть мама и папа. А у маминой мамы есть брат и сестра. У брата 2 дочки, а у сестры 2 сына. А у папиного папы есть ещё папа".

Я совершенно запуталась, не могу понять, кто кому кем доводится. Помогите мне, ребята.

-Каждая команда получает листок с заданием, в который вы должны вписать свой ответ.

"Папин папа - это .

Внучка - это дочка сына или .

Тётя- это сестра папы или .

Дядя - это брат мамы или ."

Листок с ответами отдаётся жюри, а мы проверяем.

Задание №2

-Взрослых людей называют по имени и отчеству. Напишите, как будут звать ребёнка, когда он вырастет.

Напишите имя и отчество:

  • Коли, если его папу зовут Иван;

  • Лены, если её папу зовут Пётр;

  • Димы, если его папу зовут Вова.

Листок с ответами отдаётся жюри, а мы проверяем.

Задание №3

-Сколько детей у Ивановых, если их зовут Маша, Маруся, Василий, Александр, Мария, Саша.( 3 ребёнка)

Листок отдаётся жюри (для жюри приглашаются 3 родителя), а мы проверяем.

Задание №4

Кто больше назовет пословиц и поговорок о семье.

Подведём итоги, выступление жюри. Призы получают все дети.

Итог: - Сегодня мы много говорили о семье. Я надеюсь, что когда вы вырастите, у вас будет своя дружная семья, свои дети, но не стоит забывать и о собственных маме и папе.

Рефлексия:

Создайте модель своей семьи, ту в которой бы вам хотелось жить.

Дети создают модель семьи - приклеивают изображения домочадцев.

Защита моделей семьи.

-Я думаю, что все модели были замечательные, все ребята сегодня молодцы!

-Наш классный час завершается, давайте вспомним, с какими новыми понятиями вы познакомились сегодня? Что они означают?

-Как вы считаете, наш классный час был удачным? Почему?

Семья - это громкое слово!

Семья - это звонкое слово!

Семья - это слово важное,

Об этом вам скажет каждый.

Семья - это солнце светит,

Семья - это звезды на небе,

Семья - это всё любовь.

Любовь сыновей и отцов,

Любовь дочерей и мам.

Любовь свою дарим вам!

© 2010-2022