Сценарий мероприятия «Песня на войне!»

Данное мероприятие рассчитано для учащихся 5-11 классов, актуально проводить в рамках патриотического воспитания учащихся школы. (к празднованию Дня Победы, 23 февраля)Содержит и стихотворения, и подборку песен. Рассказывает о значении песни для человека, особенное во время войны. Упоминаются песни Великой отечественной войны 1941-1945, Афганской, Чеченской войн. Надеюсь, что будет полезен при организации воспитательной работы в школе, в классе.Что может быть большей наградою мне, Чем песню подслушать свою! Пускай ни один из ее запевал Не знает того, кто ее создавал, Пусть только, народному сердцу верна, Кому – нибудь в жизни поможет она.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока МХК

Литературно - музыкальная композиция

Песня на войне

(«Темная ночь», на фоне музыки ученики читают стихотворение)

Стихотворение (Аветисян В., Уторгазиева Д., Жигулин В., Дехканова А.)

  1. Послушай меня¸ я оттуда приехал, (слайд 2,3,4)

Где, кажется, люди тверды, как гранит,

Где гневной России громовое эхо,

Вперед продвигаясь, над миром гремит.

Где слева - окопы, а справа - болота,

Где люди в соседстве воды и гранат

Короткие письма и скромные фото,

Как копии счастья, в планшетах хранят.

  1. Здесь громкие речи, товарищ, не в моде,

Крикливые песни совсем не в ходу.

Любимую песню здесь люди заводят -

Бывает у смерти самой на виду!

И если тебя у костра попросили

Прочесть, как здесь принято, что-то свое -

Прочти им без крика стихи о России,

О чувствах России к солдатам ее.

Как любят их дети, как помнят их жены…

  1. И станут тебе моментально слышны

И снег, и деревья - весь слух напряженный

Овеянной стужей лесной тишины.

И как бы при звуках родной им трёхрядки,

Словам твоей правды, поверив не вдруг,

Веселый огонь молодой переглядки,

Искрясь, облетит их внимательный круг…

И кто-то дровец, оживляясь, подбросит,

И кто-то смущенно оправит ружье,

И кто-то любимую песню запросит,

И кто-то тотчас же затянет ее…

(звучит «Катюша»)

- Сегодня наш разговор о песне. И о войне. Точнее, о песне на войне. О той, далекой для нас Великой Отечественной, но которую никто из нас не должен, не имеет права забывать. О войне в Афганистане, и той, что совсем недавно полыхала на нашей земле - о Чечне. (слайд 5,6)

- Когда мы готовили этот материал, нас одолевали сомнения, неуверенность. Не причиним ли мы кому-то боль? Имеем ли мы право, не видя войну собственными глазами, говорить о ней, а тем более препарировать чьи-то души? Точнее же - души ребят, вынесших свои песни с фронтов ВОВ, из опаленного войной Афганистана, из многострадальной Чечни.

- Но ведь эти ребята - почти наши ровесники! В 41-м им было столько, сколько нам. И по Афганским тропкам шагали 18-19 летние парни, и такие же пацаны воевали в Грозном. А потому мы будем говорить о них, о том, что они пережили, и об их песнях! (слайд 7)

- Потому что песня - это их душа! И потому что песни - это наша память! (слайд 8)

Память, память, за собою позови

В те далекие промчавшиеся дни,

Ты друзей моих умерших оживи,

А друзьям живущим, молодость верни.

Память… Память!

Ты же можешь, ты должна

На мгновенье эти стрелки повернуть.

Я хочу не просто вспомнить имена,

Я хочу друзьям своим в глаза взглянуть.

Память… Память… Память.

(«Журавли»)

- Остановись время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни!

(слайд 9,10,11)

- В далекий год, простясь с учителями,

Длину дорог, измерив фронтовых,

Они держали главный свой экзамен

И в танковых боях, и в штыковых.

Веселые, отважные, простые,

В свой звездный час не дрогнули они,

И в памяти о них по всей России

Горят сегодня вечные огни.

Горят сегодня вечные огни. (слайд 12,13)

- Чем больше отдаляется от нас эпоха ВОВ, тем масштабнее, грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма. Те, кто родился в 30-е, 40-е, 50-е, 70-е, 80-е, знают о войне лишь по рассказам, а большинство - по книгам и кинофильмам. Тем ценнее и дороже становятся дошедшие до нас художественные памятники военных лет. Среди них, конечно, песни. Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью ВОВ.

- Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Они рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Вложенные в солдатские треугольники, они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.

- В полдень 22 июня 1941 года радио принесло страшную весть. И тотчас после этого сообщения прозвучало: (слайд 14)

- Пролетают кони, да шляхом каменистым,

В стременах привстал передовой,

И поэскадронно бойцы-кавалеристы,

Натянув поводья, вылетают в бой!

- Так с первого дня песня воевала вместе с Красной армией, вместе с народом. Пели популярные довоенные песни: «Катюшу», «Три танкиста», «Раскинулось море широко». Создавались новые. Своеобразным гимном ВОВ стала «Священная война», созданная Лебедевым-Кумачом и композитором Александровым. Впервые она прозвучала на шестой день войны на Белорусском вокзале, откуда эшелоны уходили на фронт. (слайд 15)

(«Священная война», Лебедев-Кумач, Александров)

- Но самой первой песней войны оказалась «Песня смелых», которую поэт Суриков, уходя на фронт, оставил в редакции «Правды» 22 июня 1941 года.

- Стелются черные тучи,

Молнии в небе снуют,

В облаке пыли летучей

Трубы тревогу поют…

Песня - крылатая птица

Смелых скликает в поход.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет. (слайд 16,17)

- На слова этого поэта написано много песен. А с одной произошла вообще невероятная история. Писал поэт письмо жене на КП возле Волоколамского шоссе. Тревога. Артналет. Оставил письмо. Кто-то из офицеров штаба нашел листок, переписал текст и послал своей жене. И вдруг, Суриков слышит по радио на музыку К.Листова «Бьется в тесной печурке огонь». (слайд 18,19)

(«Бьется в тесной печурке огонь» /Сурков, Листов/)

Жулдан - Шла война, менялась обстановка на фронтах, рождались новые песни. Вся страна пела «Темную ночь», «Прощайте, скалистые горы», «В лесу прифронтовом», «Шумел сурово брянский лес», «Смуглянку». (слайд 20)

Диана - В минуты передышки, между боями на фронте, когда части отходили на переформирование, звучала гармошка, и тогда… (слайд 21,22)

(«Смуглянка», 6 класс)

- А потом были песни победы, мирная жизнь, и песни мирные, счастливые, радостные! (слайд 23,24)

(«День Победы» /фонограмма/)

Стихотворение

О чем пожалеть и чего пожелать вам,

На мерзлом суглинке, замедлив шаги?

Не все еще люди, не все еще братья,

И есть еще в мире друзья и враги.

Куда ни поставь это горькое слово,

Но каждая буква в нем криком полна:

А что, если снова, а что, если снова,

А что, если снова на свете война?

- Вновь о войне в нашей стране заговорили в конце семидесятых, когда началась Афганская эпопея, мы, 17-18 летние и об этой войне знаем тоже больше понаслышке. О ней много говорят, и больше - плохо, да война - это и есть плохое, война - это зло. (слайд 25)

- Но сколько бы мы не спорили - нужна была эта война, или нет, герои те, кто там воевал, или совсем наоборот, бесспорно одно: ребята, которые шли в бой, не за свою, кстати, землю, свято верили в то, что выполняют свой долг, и так же свято его выполняли.

Стихотворение (слайд 26,27)

Над горами, цепляя вершины, кружат вертолеты,

Где-то эхом вдали прогремели последние взрывы.

Только изредка ночью взорвут тишину пулеметы,

Проверяя, а все ли мы живы.

Здесь про страх и опасность мы будто с тобою забыли,

И в минуты отчаянья мы научились смеяться,

И с друзьями, которых на целую жизнь полюбили,

Мы привыкли надолго прощаться.

Время медленно шло, только быстро усы отрастали.

Снились ночью нам дети, любимые жены нам снились,

Но когда, расставаясь, с друзьями прощаться мы стали,

Почему-то опять загрустили.

По афганским дорогам пришлось нам проехать немало.

Мы тряслись в бэтээрах, нам небо служило палаткой.

И надолго под звездами твердым законом нам стало -

Не искать на земле жизни сладкой.

- Когда я увидела с экрана телевизора в каком-то концерте поднявшихся зрителей на прозвучавшие со сцены строки:

И отсчитает кто-то

Последний шаг и вздох,

И получишь пулю

На вздохе в твой живот…

Вот почему, ребята,

Мы постарели там,

Мы - раненые в душу

Тобой, Афганистан…

У меня защемило сердце, и набежали слезы на глаза от боли, сердечной, душевной боли за израненные, искалеченные войной души этих мальчиков, как их тогда называли - «афганцев».

(«Афганистан») (слайд 28,29)

- Водоворот времени подхватил их, бросив по течению, этих ребят, не подготовленных к смерти и не знающих жизни. Уродство реальности гнетет человека: прекрасное, светлое, чистое - питает его душу. Они вернулись в общество, чтобы принести с собой свои песни - горькие, но чистые и искренние.

- Но самое главное - они принесли желание рассказать обществу правду о честно выполненном солдатском долге, об утерянных друзьях, о сломанных душах, о добром отношении к людям, о непримиримости к несправедливости, о любви к жизни.

- Возможно, кто-то скажет, что их нужно пожалеть… Нет! Они не нуждаются в жалости. А вот без мужества и гордости им не обойтись… Это проникло с войной в их сердца и сознание.

- Там, в Афганистане, не надо было приспосабливаться, лицемерить. С этим они и сегодня не хотят мириться. И дай им Бог сил и удачи!

(«Давай за…»)

Стихотворение (слайд 30,31)


  1. С утра в строю

Не в счет дожди и ветры,

И зной - не в счет,

И лютый посвист вьюг.

Зовут судьбы солдатской километры,

На запад, север, на восток, на юг.

Ровесник штатский

Молвит с удивленьем:

Ты что за долю выбрал, старина?

Тебя со службы и по воскресеньям

До поздней ночи мать ждет и жена…


  1. Что я отвечу? Да, покоя нету,

Скупа судьба на радости порой.

Но, предложи мне выбор, - снова эту

Я изберу, не пожелав иной.

Я знал вчера и повторю сегодня:

Солдатской честной службы суть строга,

Но я не мыслю дела благородней,

Чем защищать Отчизну от врага!

(«Чечня»)

Диана - Конец 90-х… И вновь на нашей земле полыхает пожар. На нашей, потому что мы не делили и не делим землю на русскую, чеченскую, украинскую - это была наша общая земля. А сейчас каждый тянет одеяло на себя, каждый, отхватив кусок земли, кричит: «Это моя земля», - и … стреляет. (слайд 32,33)

- И как тут снова разобраться, кто прав, а кто виноват, справедлива ли эта война, если стрелять приходится в тех, кто кого еще вчера считал своими друзьями. И снова гибнут мальчики. А те, кто выжил, слагают стихи и песни.

(слайд 34,35,36)

- Профессиональный поэт, слушая их, скажет это - не стихи, профессиональный композитор - это не музыка. Они же - эти ребята, слагающие песни, - еще не успели коснуться вершин поэзии и величия музыки. Они очень и очень молоды. А их песни ярки и имеют глубокий смысл, выходящий за рамки канонов поэтического и музыкального искусства. И не надо править то, что написано кровью и поется душой, за занавесом которой укрыты следы.

(«Над Грозным тают звезды») (слайд 37,38,39)

- Не будем править их. И не будем судить. Не нам судить их. Жизнь расставит все по своим местам. Жизнь - она главный судья. И этот судья должен быть безгранично добрым, ибо в основе мира доброта лежит.

- История советской литературы оставила нам удивительный факт. Я бы даже сказала факт символический… Судите сами! А.Н. Толстой 19 лет писал свою бессмертную трилогию «Хождение по мукам». Заканчивал он свою рукопись июньскими ночами 41-го года - ночью не мешают разговоры. Не отвлекают телефонные звонки…

- В ночь с 21 на 22 июня он писал последние строки трилогии. Написав заключительную фразу будущей книги, писатель посмотрел на часы: было 4 часа утра 22 июня 1941-го года! Уже сражалась Брестская крепость, уже фашисты бомбили Киев, Львов, Минск - по дорогам страны уже шла война, а последняя фраза его трилогии звучала так: «Мир будет вами перестраиваться для добра».

- Конечно, это можно посчитать случайным совпадением, но если вдуматься, то ведь все 1418 дней и ночей войны как раз и были яростной борьбой со злом ради торжества добра!

- Сегодня мы оглядываемся на те «сороковые - роковые, на те трагические, огненные, горькие и радостные четыре года войны, и хочется сказать: «Поклонимся великим тем годам…» Сценарий мероприятия «Песня на войне!» (слайд 39,40)

(На фоне песни «Синева»)

Диана - Поклонимся живым и мертвым, бессмертным и бесстрашным, и тем, кто принял первый бой на рассвете 22 июня 41-го года у стен Брестской крепости, и тем, кто, пройдя через всю войну - такую войну! - добил врага там, откуда война началась - в поверженном Берлине! Поклонимся тем, кто шагал по выжженным тропкам Афганистана, тем, кого подстерегала пуля на каждом шагу, тем, кто горел в танках в Грозном, всем тем, кто лежит в солдатских могилах и всем тем, кто уцелел в этих войнах! (слайд 40)

- Пусть в домах не гаснет свет, сохраняется тепло. А если кто-то из вас из нас столкнется с этими ребятами, участниками войн, с их песнями, относитесь к ним так, как они этого заслуживают.

За то, чтоб кто-то нес в руках цветы,

В своих руках мы держим автоматы.

Не для войны рождаются солдаты,

А для того, чтоб не было войны!

(«Журавли», на фоне музыки - стихи)

Стихотворение (слайд 41,42,43)

  1. Так песне с далеких времен суждено -

Родившись, внезапно умчится в окно

И ходит по свету сама.

То в сердце твое застучит горячо,

То ласково тронет тебя за плечо,

То горе разделит с тобой.

  1. Теплом из далекого дома пахнет.

И силу в солдатскую душу вольет,

На подвиг, ведя боевой.

И где б ни случилось - в походном строю,

В землянке, у смерти на самом краю.

Иль в мирном девичьем окне, -

Что может быть большей наградою мне,

Чем песню подслушать свою!

Пускай ни один из ее запевал

Не знает того, кто ее создавал,

Пусть только, народному сердцу верна,

Кому - нибудь в жизни поможет она.

1

Бондаренко А.С.

© 2010-2022