- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Игумен земли русской
Классный час Игумен земли русской
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Долматова Л.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Классный час.
Игумен земли Русской
Людмила Александровна Долматова,
классный руководитель 8 класса,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 2» п. Ханымей Пуровского района.
Цель: рассмотреть этапы духовного пути игумена, выяснить, как создаётся идеальный образ святого в литературе.
Воспитательная цель: формирование духовного мира школьников, нравственных принципов, эстетических вкусов силой воздействия художественного слова на примере образа Сергия Радонежского.
Оборудование.
-
Электронная презентация «Игумен земли Русской».
-
Мультимедийный проектор с экраном.
Ход урока
Благодатные примеры -
Эти светочи земли...
О, хотя частицу веры
Их мне, Господи, пошли!
А.Круглова.
Ход урока.
I. Объявление темы и целей.
2. Вступительное слово учителя.
Так же светится и горит душа человека во время молитвы, так же освящал и притягивал к себе сотни и тысячи людей преподобный Сергий Радонежский. Сегодня мы поговорим о житии этого заступника и молитвенника за землю Русскую. В конце урока мы должны будем ответить на вопросы:
-
Чем Сергий Радонежский заслужил всеобщую любовь, уважение и почитание людей?
-
Почему на протяжении многих веков люди идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поклониться Отцу Сергию?
-
Нужно ли нам, людям, живущим в XXI веке, изучать житие святого?
II. Сообщение учащихся о детстве Сергия Радонежского.
Житие - жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека. Поэтому мы должны проследить этапы духовного пути Сергия Радонежского. Обратимся к тексту жития.
-
Какое имя дали святому при крещении?
-
Каким был Варфоломей в детстве?
Зачитайте фрагмент «Жития…», рассказывающий о встрече Варфоломея с ангелом в виде инока.(слайд № 3).
-
Как изобразил художник Варфоломея?
-
На что мы обращаем внимание прежде всего, глядя на картину?
-
Что такое просфора?
Просфора - хлеб, который вкушают до и после литургии.
Литургия - главная церковная служба, проводимая, в первой половине дня.
2. Работа по картине Н. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». (Описание заранее подготовлено учеником).
На фоне лесов и полей на переднем плане картины стоят две фигуры - мальчика и явившегося ему под дерево святого в одежде схимника. Юный отрок весь застыл в трепетном восторге, широко открытые глаза его не отрываясь смотрят на видение. Художник передал умильное молитвенное настроение мальчика. Не только его худенькая фигурка и восторженно-умильные устремлённые на схимника глаза полны молитвы; молится и весь пейзаж, преображённый рукой мастера в стройную гармонию красок. Картина раскрывает самые глубокие тайники души; не тоску и не думу изображала она, а скорее радость сбывшейся мечты. И мы слышим слова святого: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить».
3. Беседа.
-
Какова цель жизни Варфоломея? (трудиться для людей во славу Божью)
-
Для чего он ушёл в пустынь?
-
Почему стал монахом? (монашеский постриг - важнейшее событие в духовной жизни Сергия Радонежского, он посвятил себя служению богу и людям). (Презентация, слайд №4,5)
-
Какие испытания ему пришлось пройти?
-
Какие трудности преодолеть? (Много трудился, в лёгкой одежде переносил холода, молитвой прогонял бесов) (Презентация, слайд №6)
-
Почему к нему шли люди? Чего от него ждали? (хотели стать лучше, чище, ждали помощи, совета, доброго слова, исцеления)
-
Какие черты характера свойственны отцу Сергию? (глубокая вера, скромность, трудолюбие, любовь к людям, к родной земле)
-
Кто такой праведник?
Праведник - благочестивый человек, живущий в соответствии с Законом Божьим.
-
В чём Господь помогал Сергию Радонежскому? Какие чудеса он мог творить? (По его молитве пробился источник (Слайд №7), прокажённые очищались, слепые прозревали, пришедшие к нему обретали телесное здоровье и душевную пользу, он воскресил мёртвого отрока; (Слайд №8)
-
Что всегда лежит в основе его деятельности? (Любовь к Богу, к людям, к родной земле)
4. Выступление ученика о Великом князе Дмитрии и Преподобном Сергии.
Обратимся к истории. В начале шестидесятых годов XIV века в Золотой Орде пришёл к власти умный, хитрый хан Мамай. Московский князь Дмитрий Иванович в это время становится верховным защитником Русских земель. Назревают решающие события. Накануне великой битвы на Куликовом поле Великий князь Дмитрий едет к старцу Сергию (слайд №9-14)
Князь пришёл за благословением в субботний вечер 15 августа вместе с небольшим отрядом. До поздней ночи в маленькой келье возбуждённо ходил, садился, вскакивал и горячо говорил с Сергием о предстоящей битве пылкий князь. Смиренно и внимательно слушал его старый игумен и давно уже понял то, о чём не договаривал гордый Дмитрий. Не простого благословения желал он, а необычного, какого не знал ещё христианский мир.
Далеко за полночь Сергий, проводив Дмитрия на короткий ночлег, приказал разбудить и собрать для совета в церковь самых праведных старцев, а наутро, так и не отдохнув ни часа, служил долгую и торжественную литургию.
Спокойно, с достоинством стояла в церкви широкоплечая, закованная в железо княжеская дружина. После службы отец Сергий пригласил отобедать в монастырской трапезной. Отказываться было никак нельзя: ведь обед за столом с иноками очищал от грехов и причащал к таинствам Христовым. И только после неторопливой трапезы, выйдя на двор, отец Сергий окропил всех склонившихся в почтении к нему воинов святой водой и осенил деревянным крестом. А потом, волнуясь, громко и торжественно, чтобы слышали многие, собравшиеся в монастыре, воскликнул:
- Пойди, господине, на поганые половцы, призывая Бога! И Бог будет ти помощник и заступник!
И в ту минуту, когда все, перекрестившись, низко поклонились до самой земли, старый игумен пригнулся к князю и тихо, только ему одному, шепнул:
-Сумеешь, господине, победить супостатов своих, как и подобает тебе.
Быстро, огненно глянул Дмитрий в глубокие, пророческие глаза Сергия и сердцем почувствовал: так и будет. Расступились монахи на две стороны, и вышли к Дмитрию два высоких, мужественных инока. Первый, постарше,- боярин Андрей Ослябя, второй - Александр Пересвет. На головах их были надеты чёрные шлемы спасения - островерхие кукули с вышитыми белыми крестами.
-Вот тебе мои оруженосцы,- просто сказал старый игумен. Знал Сергий, что русские рати, увидев впереди себя Христовых воинов, воспрянут духом: ведь если с ними Бог, то кто против них? И храбрость их станет подобной льву бесстрашному.
-Мир вам, возлюбленные мои,- перекрестил напоследок отец Сергий всех своих детей.- Крепко сражайтесь, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство с погаными половцами. Сорвался с места отряд и полетел стремительно, будто звенящая стрела, пущенная сильной рукой.
5. Работа по картине А.П.Бубнова «Утро на Куликовом поле». В утреннем тумане чётко вырисовываются русские воины. Художник передаёт решимость биться до конца, нетерпеливое ожидание начала сражения (Слайд №13). М.Авилов изобразил поединок Пересвета с Челубеем. Пронзили друг друга два воина копьями (Слайд №14).
6. Работа по тексту «Жития…»
-
Что говорит «Житие..» о ходе битвы и её завершении?
-
Как характеризует Сергия Радонежского этот эпизод? (молитвенник и заступник за Русскую землю)
-
Докажите, опираясь на текст, что ещё при жизни становится святым. (Обладал даром прозорливости, ему явилась Пречистая с двумя апостолами) (Слайд №15)
-
Как создаётся в «Житие…» образ идеального святого? (Чтобы создать характер святого, автор рассказывает о чудесах, совершаемых святым, о его общении с ангелами и Пречистой, об умении исцелять больных и воскрешать мёртвых (Слайд № 16- 17)
-
Какими чертами характера обладает святой? Смирение, милосердие, подвижничество, прозорливость, нравственная красота. Он рассматривает жизнь как общественное служение (Слайд №20).
-
Чему он посвятил всю свою жизнь?
Свою жизнь отец Сергий посвятил общественному служению. Он помогал нуждающимся, исцелял физические и духовные недуги. Чтобы преодолеть вражду между людьми, призвал на помощь Божественную истину. «Будьте едины в своей особости, как неслиянны и неделимы в едином Боге - Отец, Сын и Дух Святой!»- призывал он. Понять эту истину разумом человека трудно, тут нужна великая вера.
-
Что говорит «Житие...» о нетленных мощах святого?
Мощи его находятся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, которую он основал. Туда приходят поклониться тысячи людей. Заглянем и мы в лавру. (Слайд № 21-25)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра - уникальный памятник крепостной архитектуры XVI-XVII веков. На её территории находится несколько храмов, в том числе Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Михеевский храм, Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Поражает своим величием колокольня. Здесь же располагается Московская Духовная академия. Надкладезная часовня сооружена в конце XVII века над источником, пробившимся из земли, яркая шатровая сень была сооружена позднее на частные пожертвования. Тысячи паломников посещают Лавру, чтобы прикоснуться к святыням русского народа, обрести душевный покой
III. Рефлексия. Подведение итогов урока.
-
Нужно ли читать жития святых? Что даёт современному человеку знакомство с этим жанром духовной литературы?
Житие показывает духовную красоту человека, даёт представление об истинных ценностях, об идеале. При создании образа святого используется идеализация, а также сочетание жизнеподобия и фантастики.
Сергий Радонежский предстаёт как молитвенник и заступник за землю Русскую.
Читать житие - узнавать историю своего народа, его культуру. Без прошлого нет будущего.
И пока будут помнить люди об простодушных седобородых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия!