Классный час Игумен земли русской

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час.

Игумен земли Русской

Людмила Александровна Долматова,

классный руководитель 8 класса,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 2» п. Ханымей Пуровского района.

Цель: рассмотреть этапы духовного пути игумена, выяснить, как создаётся идеальный образ святого в литературе.

Воспитательная цель: формирование духовного мира школьников, нравственных принципов, эстетических вкусов силой воздействия художественного слова на примере образа Сергия Радонежского.

Оборудование.

  • Электронная презентация «Игумен земли Русской».

  • Мультимедийный проектор с экраном.

Ход урока


Благодатные примеры -
Эти светочи земли...
О, хотя частицу веры
Их мне, Господи, пошли!
А.Круглова.

Ход урока.

I. Объявление темы и целей.

2. Вступительное слово учителя.

Так же светится и горит душа человека во время молитвы, так же освящал и притягивал к себе сотни и тысячи людей преподобный Сергий Радонежский. Сегодня мы поговорим о житии этого заступника и молитвенника за землю Русскую. В конце урока мы должны будем ответить на вопросы:

  • Чем Сергий Радонежский заслужил всеобщую любовь, уважение и почитание людей?

  • Почему на протяжении многих веков люди идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поклониться Отцу Сергию?

  • Нужно ли нам, людям, живущим в XXI веке, изучать житие святого?

II. Сообщение учащихся о детстве Сергия Радонежского.

Житие - жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека. Поэтому мы должны проследить этапы духовного пути Сергия Радонежского. Обратимся к тексту жития.

  • Какое имя дали святому при крещении?

  • Каким был Варфоломей в детстве?

Зачитайте фрагмент «Жития…», рассказывающий о встрече Варфоломея с ангелом в виде инока.(слайд № 3).

  • Как изобразил художник Варфоломея?

  • На что мы обращаем внимание прежде всего, глядя на картину?

  • Что такое просфора?

Просфора - хлеб, который вкушают до и после литургии.

Литургия - главная церковная служба, проводимая, в первой половине дня.

2. Работа по картине Н. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». (Описание заранее подготовлено учеником).

На фоне лесов и полей на переднем плане картины стоят две фигуры - мальчика и явившегося ему под дерево святого в одежде схимника. Юный отрок весь застыл в трепетном восторге, широко открытые глаза его не отрываясь смотрят на видение. Художник передал умильное молитвенное настроение мальчика. Не только его худенькая фигурка и восторженно-умильные устремлённые на схимника глаза полны молитвы; молится и весь пейзаж, преображённый рукой мастера в стройную гармонию красок. Картина раскрывает самые глубокие тайники души; не тоску и не думу изображала она, а скорее радость сбывшейся мечты. И мы слышим слова святого: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить».

3. Беседа.

  • Какова цель жизни Варфоломея? (трудиться для людей во славу Божью)

  • Для чего он ушёл в пустынь?

  • Почему стал монахом? (монашеский постриг - важнейшее событие в духовной жизни Сергия Радонежского, он посвятил себя служению богу и людям). (Презентация, слайд №4,5)

  • Какие испытания ему пришлось пройти?

  • Какие трудности преодолеть? (Много трудился, в лёгкой одежде переносил холода, молитвой прогонял бесов) (Презентация, слайд №6)

  • Почему к нему шли люди? Чего от него ждали? (хотели стать лучше, чище, ждали помощи, совета, доброго слова, исцеления)

  • Какие черты характера свойственны отцу Сергию? (глубокая вера, скромность, трудолюбие, любовь к людям, к родной земле)

  • Кто такой праведник?

Праведник - благочестивый человек, живущий в соответствии с Законом Божьим.

  • В чём Господь помогал Сергию Радонежскому? Какие чудеса он мог творить? (По его молитве пробился источник (Слайд №7), прокажённые очищались, слепые прозревали, пришедшие к нему обретали телесное здоровье и душевную пользу, он воскресил мёртвого отрока; (Слайд №8)

  • Что всегда лежит в основе его деятельности? (Любовь к Богу, к людям, к родной земле)

4. Выступление ученика о Великом князе Дмитрии и Преподобном Сергии.

Обратимся к истории. В начале шестидесятых годов XIV века в Золотой Орде пришёл к власти умный, хитрый хан Мамай. Московский князь Дмитрий Иванович в это время становится верховным защитником Русских земель. Назревают решающие события. Накануне великой битвы на Куликовом поле Великий князь Дмитрий едет к старцу Сергию (слайд №9-14)

Князь пришёл за благословением в субботний вечер 15 августа вместе с небольшим отрядом. До поздней ночи в маленькой келье возбуждённо ходил, садился, вскакивал и горячо говорил с Сергием о предстоящей битве пылкий князь. Смиренно и внимательно слушал его старый игумен и давно уже понял то, о чём не договаривал гордый Дмитрий. Не простого благословения желал он, а необычного, какого не знал ещё христианский мир.

Далеко за полночь Сергий, проводив Дмитрия на короткий ночлег, приказал разбудить и собрать для совета в церковь самых праведных старцев, а наутро, так и не отдохнув ни часа, служил долгую и торжественную литургию.

Спокойно, с достоинством стояла в церкви широкоплечая, закованная в железо княжеская дружина. После службы отец Сергий пригласил отобедать в монастырской трапезной. Отказываться было никак нельзя: ведь обед за столом с иноками очищал от грехов и причащал к таинствам Христовым. И только после неторопливой трапезы, выйдя на двор, отец Сергий окропил всех склонившихся в почтении к нему воинов святой водой и осенил деревянным крестом. А потом, волнуясь, громко и торжественно, чтобы слышали многие, собравшиеся в монастыре, воскликнул:

- Пойди, господине, на поганые половцы, призывая Бога! И Бог будет ти помощник и заступник!

И в ту минуту, когда все, перекрестившись, низко поклонились до самой земли, старый игумен пригнулся к князю и тихо, только ему одному, шепнул:

-Сумеешь, господине, победить супостатов своих, как и подобает тебе.

Быстро, огненно глянул Дмитрий в глубокие, пророческие глаза Сергия и сердцем почувствовал: так и будет. Расступились монахи на две стороны, и вышли к Дмитрию два высоких, мужественных инока. Первый, постарше,- боярин Андрей Ослябя, второй - Александр Пересвет. На головах их были надеты чёрные шлемы спасения - островерхие кукули с вышитыми белыми крестами.

-Вот тебе мои оруженосцы,- просто сказал старый игумен. Знал Сергий, что русские рати, увидев впереди себя Христовых воинов, воспрянут духом: ведь если с ними Бог, то кто против них? И храбрость их станет подобной льву бесстрашному.

-Мир вам, возлюбленные мои,- перекрестил напоследок отец Сергий всех своих детей.- Крепко сражайтесь, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство с погаными половцами. Сорвался с места отряд и полетел стремительно, будто звенящая стрела, пущенная сильной рукой.

5. Работа по картине А.П.Бубнова «Утро на Куликовом поле». В утреннем тумане чётко вырисовываются русские воины. Художник передаёт решимость биться до конца, нетерпеливое ожидание начала сражения (Слайд №13). М.Авилов изобразил поединок Пересвета с Челубеем. Пронзили друг друга два воина копьями (Слайд №14).

6. Работа по тексту «Жития…»

  • Что говорит «Житие..» о ходе битвы и её завершении?

  • Как характеризует Сергия Радонежского этот эпизод? (молитвенник и заступник за Русскую землю)

  • Докажите, опираясь на текст, что ещё при жизни становится святым. (Обладал даром прозорливости, ему явилась Пречистая с двумя апостолами) (Слайд №15)

  • Как создаётся в «Житие…» образ идеального святого? (Чтобы создать характер святого, автор рассказывает о чудесах, совершаемых святым, о его общении с ангелами и Пречистой, об умении исцелять больных и воскрешать мёртвых (Слайд № 16- 17)

  • Какими чертами характера обладает святой? Смирение, милосердие, подвижничество, прозорливость, нравственная красота. Он рассматривает жизнь как общественное служение (Слайд №20).

  • Чему он посвятил всю свою жизнь?

Свою жизнь отец Сергий посвятил общественному служению. Он помогал нуждающимся, исцелял физические и духовные недуги. Чтобы преодолеть вражду между людьми, призвал на помощь Божественную истину. «Будьте едины в своей особости, как неслиянны и неделимы в едином Боге - Отец, Сын и Дух Святой!»- призывал он. Понять эту истину разумом человека трудно, тут нужна великая вера.

  • Что говорит «Житие...» о нетленных мощах святого?

Мощи его находятся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, которую он основал. Туда приходят поклониться тысячи людей. Заглянем и мы в лавру. (Слайд № 21-25)

Свято-Троицкая Сергиева Лавра - уникальный памятник крепостной архитектуры XVI-XVII веков. На её территории находится несколько храмов, в том числе Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Михеевский храм, Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Поражает своим величием колокольня. Здесь же располагается Московская Духовная академия. Надкладезная часовня сооружена в конце XVII века над источником, пробившимся из земли, яркая шатровая сень была сооружена позднее на частные пожертвования. Тысячи паломников посещают Лавру, чтобы прикоснуться к святыням русского народа, обрести душевный покой

III. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  • Нужно ли читать жития святых? Что даёт современному человеку знакомство с этим жанром духовной литературы?

Житие показывает духовную красоту человека, даёт представление об истинных ценностях, об идеале. При создании образа святого используется идеализация, а также сочетание жизнеподобия и фантастики.

Сергий Радонежский предстаёт как молитвенник и заступник за землю Русскую.

Читать житие - узнавать историю своего народа, его культуру. Без прошлого нет будущего.

И пока будут помнить люди об простодушных седобородых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия!


© 2010-2022