Рекомендации педагогам и родителям «Адаптация первоклассников к школе»

"Описание материала: »Адаптация первоклассников к школе» (рекомендации педагогам и родителям) Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Конечно, это стресс для любого первоклассника. У детей, которые переступили порог школы, возникают проблемы и страхи, которые могут остаться с ними на всю жизнь. Меняется привычный ритм жизни ребенка: он должен сидеть на месте в незнакомой обстановке, выполнять требования незнакомого человека, найти общий язык с одноклассниками, да при этом е...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптация первоклассников к школе

(рекомендации педагогам и родителям)

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Конечно, это стресс для любого первоклассника. У детей, которые переступили порог школы, возникают проблемы и страхи, которые могут остаться с ними на всю жизнь. Меняется привычный ритм жизни ребенка: он должен сидеть на месте в незнакомой обстановке, выполнять требования незнакомого человека, найти общий язык с одноклассниками, да при этом еще успевать учиться.

Хорошо, когда незадолго до поступления в школу ребенок уже был знаком с учебным процессом, ходил на подготовительные занятия (желательно в школу, которую и будет в дальнейшем посещать). Как правило, эти встречи-занятия с первоклассниками проводит учитель, который в последствии станет «классной мамой» будущих первоклассников. Такому общительному ребенку будет легче приспособиться к новому коллективу и к школьным правилам. Если же ребенок замкнут и необщителен, его адаптация к школе пройдет сложнее.

В этот важный период педагогу очень важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, атмосферу «наседочного тепла». Все преподавание в 1 классе должно идти через удивление. Учитель должен быть пронизан фантазией, в нем должна гореть искра творчества. Через открытость и доверие к детям учитель становится большим авторитетом для них. Когда школа приносит радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, тогда школа не является проблемой.

Как же помочь ребенку в этот непростой период?

Главное, как бы банально это ни звучало, - это любовь, ласка и забота родителей. Маленький ученик как никогда нуждается в них. Комфортная психологическая обстановка в семье поможет ребенку легче адаптироваться к школе, и, наоборот, семейные неурядицы станут главным врагом успешной адаптации.

Адаптация ребенка к школе проходит значительно лучше, если родители активно участвуют в процессе. Можно помогать ребенку собирать вещи с вечера, тогда утром ему не надо будет торопиться. Если есть возможность, лучше отводить ребенка в школу за руку, а не отпускать самого. Ребенок будет более уверен в себе, если мама или папа проведут его до класса.

Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям ни в коем случае не стоит запрещать это делать. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Игрушка - это некая «пуповина», связывающая ребенка с мамой и папой в тот момент, когда их нет рядом. Особенно важно это для робких и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Всё это будет позже, а пока пусть рядом будет любимая игрушка.

Большим заблуждением родителей являются расхожие при прощении фразы: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было замечаний!» и т.д. Необходимо, напротив, пожелать ребенку удачи, подбодрить, найти несколько добрых слов, ведь впереди у него трудный день. Гораздо уместнее будут слова: «Я верю, что у тебя все получится!», «Желаю хорошо провести день!» и т.д.

Мудрый учитель всегда напомнит родителям о нежелании сравнивать успехи

своего ребенка с достижениями других детей, ведь сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов; научит не проявлять негативные эмоции, порицания в неудачах ребенка, а, напротив, проявлять такт и уважение к его праву на ошибку, ведь неудача - не катастрофа, а всего лишь временная трудность, которую надо преодолеть спокойно и уверенно; объяснит, что нельзя зацикливать всю сферу деятельности ребенка только на учебе и при всей приоритетности учебной деятельности предоставлять возможность ребенку проявлять себя в других видах деятельности, создавать ситуации поощрения и успеха в них.

Обычно период адаптации длится от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, отвлекаться на уроках, капризничать. Другие очень скованы, робки, при малейшей неудаче, замечании плачут. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер. Эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

Можно выделить ряд причин в период адаптации ребенка, приводящих к неуспешности:

- Недостаточая подготовка ребенка к школе (физиологическая незрелость), а следствие: несформированность произвольного внимания;

- Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных конфликтов. Дети, где семья не может окружить ребенка заботой и вниманием, растут нервными и неуверенными в себе, а следствие: общая неуверенность переносится и на школьную жизнь;

- Завышенные ожидания родителей. Средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи, реальные достижения не учитываются, оцениваются низко, а следствие: падает стремление к достижению успеха, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой самооценкой близких людей.

Для устранения озвученных причин можно провести с родителями учеников ряд бесед о режиме дня, питания, досуге детей, психологической атмосфере в семье и т.п., в ходе которых вместе с родителями нужно определить пути помощи детям, реагирования на их нужды, на те или иные проявления в их поведении.

Несомненно, что роль учителя в успешной адаптации не менее велика. Педагогическая поддержка учащимся в становлении их личности возможна при доверии детей к учителю, при видении ребенком учителя в качестве друга, готового прийти в трудную минуту с участием. Учителю при этом следует:

- не бояться выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок;

- не спешить за каждым негативным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы;

- в общении с детьми чаще использовать просьбу и поощрение, чем приказ и наказание;

- быть справедливым в оценивании учащихся;

- учить детей радоваться своим успехам и успехам одноклассников.

Постоянная педагогическая поддержка и помощь учителя с одной стороны, любовь и безграничное терпение родителей с другой стороны как в учебной, так и вне учебной деятельности будут служить залогом успешности адаптации ребенка к школе, залогом успешности личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся.

© 2010-2022