Рабочая программа кружка Театральное лукошко 1 класс

    Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.     В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Работая с детьми в этом направлении, надо ...
Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа данного направления внеурочной деятельности составлена на основе:

  • Образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №29»;

  • Программы Крутенковой А.Д.: Кукольный театр: программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. - 1-9 классы; авт.-сост. А.Д. Крутенкова. - Волгоград: Учитель, 1009. - 200с.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Цель:

развитие творческих способностей учащихся начальной школы средствами театрального искусства

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр, настольный театр), различными видами кукол

(верховые куклы, тростевые, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы, перчаточные, бибабо).

  1. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами.



  1. Способствовать формированию УУД. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции,

инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами.

  1. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

  2. Расширять представления детей об окружающей действительности.

  3. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.

  4. Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.

  5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения.

  6. Воспитывать зрительскую культуру.





































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные направления работы с детьми

Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Индивидуальная работа. Она заключается в работе над образом героя спектакля, в особенностях кукловождения.

Проектная деятельность. Формирование интеллектуальных, личностных, коммуникативных, деловых, технических компетентностей происходит в процессе проектной деятельности. Дети учатся собирать и анализировать информацию, проводят социологические исследования, обдумывают обоснование проекта, его реалистичность. Занимаются прикладным искусством. Разрабатывают эскиз изделия, выкройки. Создают эксклюзивный вариант кукол.

Формы и методы работы

При проведении занятий рекомендуется использовать различные виды работ:

  • словесные методы (объяснение, беседа, консультация);

  • демонстративно-наглядные (показ кукол, технологий, схем, видеопрезентаций);

  • метод практической работы (изготовление кукол, шитье костюмов);

  • репродуктивно-исследлвательский метод;

  • проектный (разработка проекта, моделирование ситуации, плпнирование деятельности);

  • активные формы познавательной деятельности («мозговой штурм», защита проекта;

  • игра (игра с «ожившими» предметами, с куклами, на перевоплощение, со словом и т.д.

На занятиях должна создаваться атмосфера радости и комфорта, постоянно прослеживаться «ситуация успеха».

Принципы работы:

  • принцип поэтапного углубления знаний;

  • принцип комплексного развития (взаимосвязь разделов программы);

  • принцип учета индивидуальности каждого ребенка;

  • принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;



  • принцип положительной перспективы при оценке созданного (критиковать, подчеркивая крупицы интересного, давая идею развития);

  • принцип личностной оценки каждого ребенка без сравнения с другими детьми, помогающий детям почувствовать свою, неповторимость и значимость для группы.

Программа первого класса рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия 35 минут.

Во 2- 4 классах - 34 часа в год. Занятия - раз в неделю по 40 минут.







































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

дата

Тема занятия

1

03.09

Здравствуй, театр!

2,3

10.09

17.09

Сказка, сказка, приходи!

Ритмопластика

4,5

24.09

01.10

Ритмопластика

Театральная игра

6

08.10

Виды театров

7

15.10

Сочинение сказочных диалогов

8

22.10

Приемы кукловождения

9

29.10

Экскурсия в кукольный театр «Гном» (ДЮЦ)

10

12.11

Новогодняя сказка «С Новым годом, теремок!» (репетиционные занятия: работа над выразительностью)

11

19.11

Новогодняя сказка «С Новым годом, теремок!» (репетиционные занятия: работа над словом))

12,13

26.11

03.12

Изготовление афиш для спектакля «С Новым годом, теремок!»

Выступление со сказкой в детском саду № 91 «Яблонька»

14

10.12

Изготовление кукол «бибабо»

15

17.12

Ритмоплатика. Работа с куклами - «пастиками»

16

24.12

Праздник «Здравствуй, Новый год». Показ сказки «С Новым годом, теремок!»

17, 18

14.01

21.01

Изготовление театра-на-ладошке «Колобок». Импровизированные игры в «колобка»

Сочинение сказок - импровизаций.»Новый колобок»

19

28.01

Культура речи

20,21

04.02

11.02

Культура речи

Культура речи

22, 23

25.02

04.03

Профессии театра

Профессии театра

24

11.03

Экскурсия в драмтеатр нашего города

25

18.03

Театральные зарисовки по мотивам экскурсии

26

01.04

Знакомство с новой театральной сказкой «Муха Цокотуха»

27-29

08.04

15.04

22.04

Работа над театральным представлением «Муха Цокотуха»

30

29.04

Показ спектакля на празднике «До свиданья, 1 класс»

31,32

06.05

13.05

Творческая мастерская. Проектная деятельность. Изготовление настольных театров из бросового материала

33

20.05

Театральные импровизации «Загадки на грядке». Итоги первого года работы

Итого: 33 часа





























Список литературы

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. - М.: детская литература, 2000.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

  3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 1982.

  4. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. - М.: Гном - Пресс, 1999.

  5. Опарина Н.А. Школьный театр. Пьесы, инсценировки, режиссура. М.: народное образование, 2000.

  6. Петров И.Ф. театр предметных кукол. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.

  7. Романина В.И. Работа с куклами. - Начальная школа, №6, №9 - 1997.

  8. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. Основы педагогического руководства. - М.: Просвещение, 19823.

  9. Трофимова Н.Н. Кукольный театр своими руками. - М.: Рольф, 2001.





© 2010-2022