Публикация в материалах IV международной конференции «Права детей – детям!»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ИНТЕРЕСАХ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данной ситуации именно семья первой предъявляла обвинения в том случае, если результаты воспитания были плачевными. И по сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. При этом часто школа пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья.

По своему психологическому статусу школа и семья - противоположные полюсы. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты. У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребенку его родной дом, она должна сделать все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа может и должна помочь ребенку взрослеть, приобрести опыт и знания. В этом как раз и происходит реализация воспитательной функции школы как посредника между ребенком и обществом.

Одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам воспитания ребенка. Задача школы - сделать семью помощником и другом как для самого ребенка, так и для школы. Это возможно лишь в том случае, если школа направит свои усилия не на порицание семейного воспитания, а на разъяснение родителям причин отклонений от нормы и создание возможных условий для коренного изменения самой сложной житейской ситуации. Для успешного решения этой задачи помогают следующие формы деятельности:

-индивидуальные и тематические консультации родителей;

-родительские собрания;

-тренинги;

-дни творчества детей и их родителей;

-открытые уроки и внеклассные мероприятия;

-родительское общественное патрулирование;

-участие родителей класса в работе совета школы и родительского комитета.

Классный руководитель как посредник между школой и семьей должен уделить большое внимание просвещению родителей учащихся класса. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.

Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся. Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками КВН, спортивных мероприятий, музыкальных конкурсов. Все зависит от того, насколько классный руководитель сумел привлечь родителей к сотрудничеству в классе.

Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении в школе дискотек и праздничных вечеров. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением учащихся класса и делятся впечатлениями на родительском собрании и собрании ребят класса. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение классного руководителя.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Такие консультации могут быть проведены для родителей, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.

Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению.

Одна из важнейших особенностей воспитательного процесса - развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает ребенок, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. Поэтому огромная работа классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся невозможна без взаимодействия с семьей ученика. Классный руководитель должен направить свои усилия на разъяснение нравственных основ воспитания ребенка в семье, которые являются истоком формирования личности человека. Организуя работу по нравственному воспитанию с семьей, школа должна уделить самое серьезное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных правил существования семьи. К ним относятся следующие правила, на основе которых в каждой семье зарождаются, формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи.

Правило семьи 1. Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.

Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Правило семьи 2. Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.

Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных ситуациях. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, ведь всякую фальш и обман ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, а подметив, впадает в смущение и подозрительность. Задача педагога - научить родителей правильно поступать в тех ситуациях, если ребенку нельзя честно сообщить что-то в данный момент, но ни в коем случае не обманывать и не уходить от ответа. На родительских собраниях можно проводить обучение родителей с помощью теории и практики. Одним из видов практики являются диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления. Это такие методики: анкета «Ваш ребенок», которая проводится с целью изучения характера ребенка, взаимоотношений в семьях ребят; методика «Незаконченные предложения» используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся; сочинения-размышления; различные тесты - «Я - родитель, я - приятель?», «Мера заботы о ребенке» и другие.

Правило семьи 3. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

Говоря о воздействии словом, В.А.Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску.

Как правильно говорить с ребенком? Важно все: и тон, и место, и время разговора. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. Мастерство воспитателя, учителя, отца и матери заключается в том, чтобы разговор с ребенком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний и побудил его к активной деятельности по воспитанию самого себя.

Правило семьи 4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.

Наказание - это крайняя мера воздействия. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребенок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

Правило семьи 5. Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».

Очень важным методом в воспитании В.А.Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Потворство родителей в этом вопросе действует очень вредно. В.А.Сухомлинский в своих книгах говорит: «…искусство повеления и запрета… дается нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветет всегда».

Правило семьи 6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

Воспитанием чувств ребенка необходимо заниматься и в семье, и в школе. Это значит и словом, и поступками вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку. Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а пробуждаются. Пробудить эти чувства можно лишь искренними переживаниями.

Правило семьи 7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд - это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

Правило семьи 8. Правило культивирования в семье положительных привычек.

Можно много раз говорить своему ребенку о вреде курения и самому взрослому при этом курить не переставая. Такой пример - модель для подражания и активного использования в жизни. Необходимо исключение так называемых дополнительных раздражителей из жизни ребенка: чрезмерной роскоши, ужасающей нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

Правило семьи 9. Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми.

Для того чтобы ребенок вырос нравственно здоровым, его необходимо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми. Взрослые, которые любят ребенка, желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

Правило семьи 10. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.

Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений, создавать в семье нравственные традиции и обычаи, которые могут показать истинную красоту взаимоотношений взрослых любящих людей.

Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. Если в семье будут соблюдаться вышеназванные правила, тогда можно будет говорить о положительных результатах в системе воспитательной работы.



© 2010-2022