- Преподавателю
- Классному руководителю
- Открытый разговор Поговорим о дружбе
Открытый разговор Поговорим о дружбе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кондрыкина С.Н. |
Дата | 11.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый разговор "Поговорим о дружбе"
Цель:
способствовать углубленному осмыслению понятия "дружба", "друг", осознанию своих обязанностей перед друзьями.
Задачи:
- способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся;
- формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;
- формировать нравственные качества обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.
Предварительная работа.
Чтение художественных произведений и обсуждение прочитанного (рассказы, сказки, притчи, легенды, стихи, в которых раскрывается тема дружбы).
Подбор пословиц и поговорок о дружбе.
Выставка книг разных писателей, поэтов о дружбе.
Творческие работы учащихся: предложения, сказки из рубрики "Мы писатели"; рисунки. Разучивание новых песен о дружбе и доброте.
Участники: школьники 1-го класса.
Оборудование:
Презентация (Приложение 1); песенки о дружбе. На партах папки с заданиями: тесты, раздаточный материал (ромашки, листики, колоски, магниты, кнопки). Лист ватмана для оформления "Полянки друзей", Карточки со словами - понятиями: Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Раздать листы с тестами на каждого человека. Блокноты "Карманное пособие для Друга" . Кодекс дружбы. Материалы для оформления книги "Дружба".
Ход занятия
1. Мотивация
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно.
2. Ребята, послушайте, пожалуйста песенку и подумайте о чём пойдёт речь сегодня на мероприятии.
Звучит песня Барбарики "Дружба"
- О чём мы поговорим сегодня на занятии?
- Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе, о настоящем друге, о том как распознать настоящую дружбу.
- Друзей находит тот, кто встречает их улыбкой.
3. Упражнение "Улыбка"
- Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом. Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: "Я желаю тебе…" (Ребята говорят пожелания друг другу.) (Под песню "От улыбки)
2. Работа над понятиями.
Что такое дружба, каждый знает?..
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а все же, что обозначает это слово?
Значит что оно?
Обсудите в парах, что же такое дружба?
(Ответы детей)
Дружба- это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу.
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда - не беда,
Если рядом друзья настоящие.
- В словаре С. Ожигова дано такое определение этого понятия.
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Дети читают стихотворение С. Михалкова
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет...
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг
Всегда ему надёжный друг
в беде протянет руку.
- А кто же такой настоящий друг? (Ответы детей)
- В словаре С. Ожигова дано такое определение этого понятия.
Друг - сторонник, защитник кого, что - нибудь
Физкультминутка
Психогимнастика
Хлопают все присутствующие;
Только девочки;
Только те, кто любит вкусно поесть;
Только те, кто опаздывает на уроки;
Только те, кто хорошо учится;
Только те, кто не любит каникулы;
Только те, кто любит сладкое;
Только те, кому нравится играть в футбол;
Только те, у кого прекрасное настроение
Исполнение песни
«ПЕСЕНКА О ДРУЖБЕ»
Пусть поёт нам ветер веселей,
Пусть нам солнце ласковое светит.
Кто имеет на земле друзей,
Тот не зря живёт на белом свете.
Припев:
Раз, два, горе - не беда,
Унывать не надо никогда!
Выше нос, и хвост держи трубой,
Знай, что верный друг всегда с тобой!
Кто на ветер не бросает слов,
Кто в беде не дрогнет от испуга,
Кто отдать последнее готов -
Только тот достоин званья друга
3. Организация познавательной деятельности
1. Чтение и обсуждение притчи о дружбе.
Послушайте притчу о дружбе:
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину". Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь". Первый спросил его: - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...
Беседа:
- О чем эта притча, чему она учит нас?
- Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: " Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой".
- Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом?
2. Работа в группах. Игра "Слова"
- Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Вы разделены на группы, вам предложены слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно "изживать". Разделите их на 2 группы.
Понимание, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность.
- Посмотрите, сколькими хорошими качествами должен обладать настоящий друг и каждый из вас должен стараться воспитывать их в себе. Запомните их. А ненужные качества давайте сомнём и выкинем в урну.
3. "Полянка для друзей"
Раскрашивание и прикрепление цветочков, бабочек, грибочков в классное ПОРТФОЛИО.
4. Игра "Доскажи словечко"… .
Если есть друзья на све…. те
Все прекрасно, все цве….. тет
Даже самый сильный ве…., тер
Даже буря не сло….. . мает
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело ша… . гать
При любой погоде дру…. - жим
Дружбы этой не пор….. . вать
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для………… Для хороших славных дел.
5. Обсуждение сказки
Инсценировка древней китайской сказки.
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:
- Кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:
- Зачем столько птиц?
Император ответил:
У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.
Каких птенцов; - спросил император.
У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
Об этом я не подумал, - признался император.
Тогда мудрец сказал:
У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнёзда в ваших лесах наполнены сейчас мёртвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорчённый император.
На это мудрец заметил:
И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше. (слайд)
Человек, который делает доброе другим, чувствует себя счастливым. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остаётся один, когда приходят тяжёлые жизненные испытания. (слайд)
- Каким делает человека доброта?
6. Литературная страничка
С. Маршак
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
4. Рефлексия.
-Вот и подходит к концу наш классный час о дружбе. Давайте сделаем так, чтобы наша жизнь была хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, старайтесь выбирать хороших и верных товарищей, давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова: «Ребята, давайте жить дружно!» Будем чаще улыбаться друг другу.
- У каждой группы есть кусочек четверостишия, попробуйте его составить в единое целое.
Посмотрите все на нас,
Обещаем мы сейчас:
Это будет самый лучший,
Самый дружный в школе класс!
- Пусть это четверостишие станет нашим девизом!
Литература.
-
Лунина Е.И., Щепурева Н.С. Классное руководство.- Ростов на Дону:Феникс,2002.
-
Смид З. Групповая работа с детьми и подростками. - М.: Генезис, 1999.
-
Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. - М.: Генезис, 2000.
-
Подросток на перекрестке эпох/ Под ред. Кривцовой. - М.:Генезис,1997.
-
Психогимнастика в тренинге/ Под ред. И.Ю. Хрящевой. - СПб.: Ювента, 1999.
-
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. - М.: Генезис, 1998.
-
Лабиринты психологии/ Под ред. С.В. Трушковой - М.: Изд. отдел УНЦ, ДОМГУ, 1996.
-
Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей. - М.: ТЦ "Сфера", 1998.