Открытый разговор Поговорим о дружбе

Открытый разговор "Поговорим о дружбе" Цель:  способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг”, осознанию своих обязанностей перед друзьями.  Задачи:      - способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся;      - формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;        - формировать  нравственные качества обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.       Предварительная работа.     Чтение художественн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый разговор "Поговорим о дружбе"

Цель:

способствовать углубленному осмыслению понятия "дружба", "друг", осознанию своих обязанностей перед друзьями.

Задачи:

- способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся;

- формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;

- формировать нравственные качества обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.

Предварительная работа.

Чтение художественных произведений и обсуждение прочитанного (рассказы, сказки, притчи, легенды, стихи, в которых раскрывается тема дружбы).
Подбор пословиц и поговорок о дружбе.
Выставка книг разных писателей, поэтов о дружбе.
Творческие работы учащихся: предложения, сказки из рубрики "Мы писатели"; рисунки. Разучивание новых песен о дружбе и доброте.

Участники: школьники 1-го класса.

Оборудование:

Презентация (Приложение 1); песенки о дружбе. На партах папки с заданиями: тесты, раздаточный материал (ромашки, листики, колоски, магниты, кнопки). Лист ватмана для оформления "Полянки друзей", Карточки со словами - понятиями: Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Раздать листы с тестами на каждого человека. Блокноты "Карманное пособие для Друга" . Кодекс дружбы. Материалы для оформления книги "Дружба".



Ход занятия

1. Мотивация

- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно.

2. Ребята, послушайте, пожалуйста песенку и подумайте о чём пойдёт речь сегодня на мероприятии.

Звучит песня Барбарики "Дружба"

- О чём мы поговорим сегодня на занятии?

- Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе, о настоящем друге, о том как распознать настоящую дружбу.

- Друзей находит тот, кто встречает их улыбкой.

3. Упражнение "Улыбка"

- Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом. Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: "Я желаю тебе…" (Ребята говорят пожелания друг другу.) (Под песню "От улыбки)

2. Работа над понятиями.

Что такое дружба, каждый знает?..
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а все же, что обозначает это слово?
Значит что оно?

Обсудите в парах, что же такое дружба?

(Ответы детей)

Дружба- это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу.

Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда - не беда,

Если рядом друзья настоящие.

- В словаре С. Ожигова дано такое определение этого понятия.

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Дети читают стихотворение С. Михалкова

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет...

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг

Всегда ему надёжный друг

в беде протянет руку.

- А кто же такой настоящий друг? (Ответы детей)

- В словаре С. Ожигова дано такое определение этого понятия.

Друг - сторонник, защитник кого, что - нибудь

Физкультминутка

Психогимнастика

Хлопают все присутствующие;

Только девочки;

Только те, кто любит вкусно поесть;

Только те, кто опаздывает на уроки;

Только те, кто хорошо учится;

Только те, кто не любит каникулы;

Только те, кто любит сладкое;

Только те, кому нравится играть в футбол;

Только те, у кого прекрасное настроение

Исполнение песни

«ПЕСЕНКА О ДРУЖБЕ»

Пусть поёт нам ветер веселей,
Пусть нам солнце ласковое светит.
Кто имеет на земле друзей,
Тот не зря живёт на белом свете.

Припев:
Раз, два, горе - не беда,
Унывать не надо никогда!
Выше нос, и хвост держи трубой,
Знай, что верный друг всегда с тобой!

Кто на ветер не бросает слов,
Кто в беде не дрогнет от испуга,
Кто отдать последнее готов -
Только тот достоин званья друга

3. Организация познавательной деятельности

1. Чтение и обсуждение притчи о дружбе.

Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину". Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь". Первый спросил его: - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

Беседа:

- О чем эта притча, чему она учит нас?

- Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: " Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой".
- Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом?

2. Работа в группах. Игра "Слова"

- Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Вы разделены на группы, вам предложены слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно "изживать". Разделите их на 2 группы.

Понимание, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность.

- Посмотрите, сколькими хорошими качествами должен обладать настоящий друг и каждый из вас должен стараться воспитывать их в себе. Запомните их. А ненужные качества давайте сомнём и выкинем в урну.

3. "Полянка для друзей"

Раскрашивание и прикрепление цветочков, бабочек, грибочков в классное ПОРТФОЛИО.

4. Игра "Доскажи словечко"… .

Если есть друзья на све…. те
Все прекрасно, все цве….. тет
Даже самый сильный ве…., тер
Даже буря не сло….. . мает
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело ша… . гать
При любой погоде дру…. - жим
Дружбы этой не пор….. . вать
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для………… Для хороших славных дел.

5. Обсуждение сказки

Инсценировка древней китайской сказки.

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:

- Кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

- Зачем столько птиц?

Император ответил:

 У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

 Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.

 Каких птенцов; - спросил император.

 У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

 Об этом я не подумал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

 У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнёзда в ваших лесах наполнены сейчас мёртвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

 Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорчённый император.

На это мудрец заметил:

 И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше. (слайд)

Человек, который делает доброе другим, чувствует себя счастливым. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остаётся один, когда приходят тяжёлые жизненные испытания. (слайд)

- Каким делает человека доброта?

6. Литературная страничка

С. Маршак

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

4. Рефлексия.

-Вот и подходит к концу наш классный час о дружбе. Давайте сделаем так, чтобы наша жизнь была хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, старайтесь выбирать хороших и верных товарищей, давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова: «Ребята, давайте жить дружно!» Будем чаще улыбаться друг другу.

- У каждой группы есть кусочек четверостишия, попробуйте его составить в единое целое.

Посмотрите все на нас,

Обещаем мы сейчас:

Это будет самый лучший,

Самый дружный в школе класс!

- Пусть это четверостишие станет нашим девизом!



Литература.

  1. Лунина Е.И., Щепурева Н.С. Классное руководство.- Ростов на Дону:Феникс,2002.

  2. Смид З. Групповая работа с детьми и подростками. - М.: Генезис, 1999.

  3. Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. - М.: Генезис, 2000.

  4. Подросток на перекрестке эпох/ Под ред. Кривцовой. - М.:Генезис,1997.

  5. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. И.Ю. Хрящевой. - СПб.: Ювента, 1999.

  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. - М.: Генезис, 1998.

  7. Лабиринты психологии/ Под ред. С.В. Трушковой - М.: Изд. отдел УНЦ, ДОМГУ, 1996.

  8. Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей. - М.: ТЦ "Сфера", 1998.


© 2010-2022