Доклад на тему Система работы с одарёнными детьми через интеграцию урочной и внеурочной деятельности в школе в рамках ФГОС

Познание начинается с удивления тому, что обыденно» Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В. А. Сухомлинский     В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано: «главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Доклад

на тему:

«Система работы с одарёнными детьми через интеграцию урочной и внеурочной деятельности в школе в рамках ФГОС»



Слайд 1

Работа с одаренными детьми

Познание начинается

с удивления тому,

что обыденно»

Слайд 2

Человеку уже даны многие

Умения и дарования.

Надо просто открыть эти дарования.

Б. Ничипоров.

Слайд 3.

Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано: «главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире… В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся в вузы…» В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителем ведущих идей общественного процесса. Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, о максимальном развитии способностей каждого ученика, т.к. способности - это индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Поэтому к школе предъявляются высокие требования.

Слайд 4.

Что значит для родителей и общества «хорошая школа»?

  • Это школа, где обучают по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

  • В школе должны быть свои традиции.

  • Школа должна давать современное образование.

  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Поэтому проблема работы с одаренными детьми очень актуальна для современного российского общества.

Слайд 5.

Основные парадигмы развития одаренности:

1. Все дети одарены от природы.

2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

Слайд 6.


  • Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

  • Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

  • Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Детей, которые выделяются своими способностями хватает, но одаренных... Большую роль играет семья, родители должны первыми заметить и развивать одаренность, если она есть у ребенка (талант).

Слайд 7.

Что такое одаренность? Кто такие одаренные дети? Это те кто:

1. Дети с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях ( такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте)

2. Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области науки( подростковый возраст)

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учёбе, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами

Слайд 9

Кто такие одаренные дети?

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

  • Слайд 10

Критерии оценки одаренности

Слайд 11.

Одаренность может проявляться:

1. Как одаренность явная (проявленная), которая у всех на виду. Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;

2. Как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

  1. Как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

С чем связана одаренность ребенка?

Вообще-то все родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному.

- Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы: сделаем то-то, поиграем в эту игру, почитаем эту книгу, сходим в этот музей... При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. Но нередко у ребенка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребенка от любых интеллектуальных занятий.

- Родители препоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям. Услуг такого рода предлагается сейчас очень много. Это и группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, и всевозможные специализированные классы в школах. Разумеется, при хорошем уровне таких услуг польза для ребенка несомненная. Но при условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о его развитии на плечи специалистов.

- Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора и стараются подобрать хорошую школу. Самое главное в таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, стараются посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия саморазвития - самая эффективная.

Хорошо ли быть одаренным? Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. Далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".

Слайд 11.

На первый взгляд для успеха в общеобразовательной школе важны другие виды одаренности.

Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т. д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и так себе по другому.

Особый вид одаренности - творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность - это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К "интеллектуалам" в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.

Не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Слайд 12.

Как распознать одаренность ребенка?

У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).

Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей. Отсюда следует, что:

Основной идеей нашей работы является объединение усилий педагогов, родителей, администрации, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала учащихся школы.

Слайд 13.

Система деятельности по организации работы с одаренными детьми в нашем образовательном учреждении имеет следующее содержание:

• Выявление одаренных детей

Слайд 14.

  • создание портфолио особых успехов и достижений ученика;

  • создание банка данных по одаренным детям;

диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологической службы.

Слайд 15.

Интеграция ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности

Используя различные методики выявления талантливости и творчества детей, в школе сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. Психологическая служба школы подготовила для педагогов и классных руководителей пакет документов для организации системного мониторинга в данной области исследования. По итогам мониторинга в 2010-2011 учебном году более 50 % детей школы обладают той или иной талантливостью. Педагоги школы и классные руководители понимают, что с одаренным ребенком необходимо работать с раннего детства. По диаграмме видно, что в основе деятельности ОУ, по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.

Используя различные методики выявления талантливости и творчества детей, в школе сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. Психологическая служба школы подготовила для педагогов и классных руководителей пакет документов для организации системного мониторинга в данной области исследования. По итогам мониторинга в 2010-2011 учебном году более 50 % детей школы обладают той или иной талантливостью. Педагоги школы и классные руководители понимают, что с одаренным ребенком необходимо работать с раннего детства. Поэтому в школе есть классы полного дня, классы - группы продленного дня. Занятия в группах проводятся с учетом развития индивидуальных творческих способностей. Педагоги развивают и прослеживают творческую траекторию талантливого ребенка. Образовательное учреждение поддерживает тесный контакт со школой искусств имени Кабалевского, которая проводит занятия для начальной школы по изобразительному искусству, музыке, ритмике, хореографии, вокалу, музыкальной грамоте, психологии, английскому языку, русской культуре, этикету. Один раз в неделю учащиеся ходят в школу искусств, где играют на музыкальных инструментах. Классы - группы продленного дня посещают бассейн, каток, поддерживая проект «Здоровая нация». В настоящее время в школе имеется формируется банк данных о талантливых и одаренных детях. Рекомендуется использовать для этого инновационную педагогическую технологию «Портфолио» - это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.

Слайд 16.

• Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

В школе сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебные планы школы включаются программы внеурочной деятельности в начальных классах, предпрофильных, профильных и элективных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы в старших классах. Школа является экспериментальной площадкой предпрофильного обучения.

Слайд 17.

В настоящее время в школе ведутся предпрофильные курсы:

  • Народные промыслы

  • Медицинская биология

  • Медицинская география

  • Экология речи

  • Азбука профессий

  • Уравнения с параметрами

  • Основы потребительских знаний

  • Основы православной культуры

Слайд 18.

Есть профильные классы:

  • математический

  • социально-правовой

  • естественнонаучный.

В старшей школе ведутся элективные курсы:

  • Математика с компьютерной поддержкой.

  • Решение трудных заданий из ЕГЭ.

  • Практическое право.

  • Глобальная география.

В работе педагоги опираются на заранее подготовленные материалы и программы, обеспечивают последовательные занятия, стимулирующие различные интеллектуальные способности. Для каждого ученика ставиться определенная цель.

Слайд 19

Система дополнительного образования школы позволяет развивать интересы ребенка в различных областях. Процент охвата детей дополнительным образованием остается из года в год высоким - около 80%.

В нашей школе работают кружки внеурочной деятельности в начальных классах:

  • Здоровый ребёнок- успешный ребёнок

  • Ритмика

  • Умелые ручки

  • Умные ручки

  • Литературный кружок

Слайд 20.

В других школах клубы:

технического творчества, судостроительный, авиамодельный - ведется тесное сотрудничество со станцией «Юных техников» «Золотая соломка», художественной вязки и макраме, моделирование одежды;

  • клубы: Эколого-биологический «Экос»;

  • Туристско-краеведческий «Родник»;

  • Геолого-экологический «Русь»;

  • Военно-патриотический «Дельта»;

  • «Светофор»;

  • «Юнкор».

  • спортивные секции: волейбол, баскетбол, футбол, бокс, легкая атлетика, теннис, плавание, шахматы. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности - это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

• Работа с преподавателями

Администрация организует для учителей школы семинары, курсы по вопросам работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения». Преподаватели повышают профессиональный уровень через курсовую подготовку и аттестацию. Учителями школы созданы индивидуальные программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика.

Слайд 21

Проект

  • ПРОЕКТ - ЭТО ФОРМА ВИДЕНИЯ СЕБЯ В БУДУЩЕМ, СПОСОБ СТАТЬ ДРУГИМ. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ.

Слайд 22.

Выбор темы исследования.
Правила выбора темы:

1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в котором чувствуете себя одаренным.

4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности.

5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

6. Тема должна быть доступной.

7. Сочетание желаний и возможностей.

8. С выбором темы не стоит затягивать.

Слайд 23

. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ

НАЧИНАНИЕ

УТОЧНЯЮТ ИНФОРМАЦИЮ, ОБСУЖДАЮТ ЗАДАНИЕ

МОТИВИРУЕТ УЧАЩИХСЯ, ОБЪЯСНЯЕТ ЦЕЛИ ПРОЕКТА, НАБЛЮДАЕТ

ПЛАНИРОВА

НИЕ

ФОРМИРУЮТ ЗАДАЧИ, ВЫБИРАЮТ И ОБОСНОВЫВАЮТ КРИТЕРИИ УСПЕХА

ПОМОГАЕТ В АНАЛИЗЕ И СИНТЕЗЕ, НАБЛЮДАЕТ

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

РАБОТАЮТ С ИНФОРМАЦИЕЙ, ПРОВОДЯТ СИНТЕЗ И АНАЛИЗ ИДЕЙ, ВЫПОЛНЯЮТ ИССЛЕДОВАНИЕ

КОНСУЛЬТИРУЕТ, НАБЛЮДАЕТ

ВЫПОЛНЕНИЕ

ВЫПОЛНЯЮТ ИССЛЕДОВАНИЕ И РАБОТАЮТ НАД ПРОЕКТОМ, ОФОРМЛЯЮТ ПРОЕКТ

СОВЕТУЕТ, НАБЛЮДАЕТ

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧАСТВУЮТ В КОЛЛЕКТИВНОМ САМОАНАЛИЗЕ ПРОЕКТА И САМООЦЕНКЕ

НАПРАВЛЯЕТ ПРОЦЕСС АНАЛИЗА, НАБЛЮДАЕТ

ЗАЩИТА

ПРОЕКТА

ЗАЩИЩАЮТ ПРОЕКТ, УЧАСТВУЮТ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧАСТВУЕТ В КОЛЛЕКТИВНОМ АНАЛИЗЕ И ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

Слайд 24.

Формы защиты проекта

Работа должна пройти несколько ступеней защиты

  • Итоговая консультация руководителя

  • В своём классе

(тренировочный тур)

  • На городском, районном («Шаг в будущее»),

региональном, межрегиональном,

международном уровнях

Слайд 25.

Поощрение одаренных детей

Слайд 26

  • Публикация в детских изданиях, на сайте;

  • По итогам года в личном зачете присвоение звания «Лидер»;

  • Премирование на итоговой линейке;

  • Награждение почетными грамотами и ценными подарками;

  • Увеличение

каникулярного

времени;

  • Стенд «Лучшие ученики

школы».

  1. Упорядочить работу по выявлению одаренных и талантливых детей. С этой целью создать научное общество учащихся (НОУ «Лидер»).

  2. Утвердить Устав научного общества учащихся.

  3. Утвердить состав научных руководителей секций НОУ:

Скоординировать действия учительского коллектива по выявлению одарённых детей, создать банк данных учащихся, прогнозированию их возможностей, разработке индивидуальных образовательных траекторий детей с высокой познавательной мотивацией.

Слайд 27.

Обращение к учителю

Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются - в развитии своих талантов. Я твердо верю в это. Вера - двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить.

Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.

Не позволяйте ни одному ребенку быть неудачником. Учите их так, как будто каждый - независимо от семейных условий -

сын или дочь Короля!

Учите со страстью, учите с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех.

Никогда не падайте духом!



© 2010-2022