Статья Внутришкольный аудит: формы и методы контроля

Данная статья была представлена на районном совещании методических объединений. Вопрос качества образования является в настоящее время приоритетным, в частности в школах, это связывается с освоением федерального государственного стандарта общего образования, реализация которого предполагает иное взаимодействие ученика с учебным содержанием, учителем, иной уровень образовательной среды.Отследить, как происходит это взаимодействие, результаты внедрения ФГОС помогает внутришкольный аудит. Термин ау...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Внутришкольный аудит: формы и методы контроля.

(слайд 1)

Вопрос качества образования является в настоящее время приоритетным, в частности в школах, это связывается с освоением федерального государственного стандарта общего образования, реализация которого предполагает иное взаимодействие ученика с учебным содержанием, учителем, иной уровень образовательной среды.

(слайд 2)

Отследить, как происходит это взаимодействие, результаты внедрения ФГОС помогает внутришкольный аудит. Термин аудит заимствовали из экономики, но в сфере образования он очень хорошо прижился, так как аудиту в школе подвергается практически всё.

(слайд 3)

Введение новых стандартов образования и ориентация их на метапредметные и личностные результаты предполагают создание в школе условий для осуществления деятельности, направленной на формирование данных результатов.

Соответственно, аудиту подвергается и обучающийся и учитель.

Новизна задач ставит школу перед необходимостью изменения профессиональной деятельности учителя.

(слайд 4) Понятия внутришкольный контроль и аудит педагогической деятельности синонимичны, но всё же имеют, специфические отличия.

Сравнительные характеристики внутришкольного контроля (ВШК) и внутришкольного аудита

Параметры

ВШК

аудит

Объект

Учебный процесс

Предназначение

Реализация ФГОС ОО, эталонных требований к деятельности учителя на уроке

тип

Срез состояния

Мониторинг (постоянное отслеживание)

Характер

Массовый

Индивидуализированный

Стандарт

Задан извне

Разработан и принят внутри системы (на основе внешнего стандарта)

Оценка

Выполнение стандарта

Улучшение качества образовательного процесса

Путь коррекции

Административный

Рефлексивный

Из отличий также можно выделить тот факт, что аудит и коррекцию профессионализма педагога должен проводить не представитель администрации, а аудитор, аудитором является коллега-педагог, оценивается продвижение учителя, а не наличие (отсутствие) наблюдаемых параметров, анализ урока и формирование

корректирующих действий формируются аудитором совместно с учителем с учетом педагогического потенциала.

(слайд 5) При оценке учителя в ходе внутришкольного аудита учиты­ваются:

- выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, конт­рольных работ, экскурсий и др.);

- степень самостоятельности учащихся;

- владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуаль­ными умениями;

- дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

- совместная деятельность учителя и ученика;

- наличие положительного эмоционального микроклимата;

- умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополни­тельной литературы, информации, иллюстраций и другого мате­риала, направленного на усвоение учащимися системы знаний);

- способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, са­мостоятельному контролю за результатами педагогической дея­тельности;

- умение корректировать свою деятельность;

- умение обобщать свой опыт;

- умение составлять и реализовывать план своего развития.

(слайд 6)

Методы контроля над деятельностью учителя:

- анкетирование;

- тестирование;

- социальный опрос;

- мониторинг;

- наблюдение;

- изучение документации;

- изучение самоанализа уроков;

- беседа о деятельности учащихся;

- обсуждение результатов учебной деятельности учащихся.

(слайд 7)

Также аудиту подвергается и сам обучающийся, его результаты обучения.

Педагогический аудит обучающихся можно условно разделить на три этапа:

Подготовительный этап включает в себя подбор материала, заданий, тестов и составление банка данных. Необходимо регулярно проводить в течение всего учебного года тестирование по различным предметам, это позволит своевременно выявить погрешности обучения в отдельных классах и параллелях, а также составить индивидуальный путь сопровождения особо талантливых и мотивированных на обучение детей.

На этапе становления разрабатывается документация, совершенствуется механизм работы аудита. Проведение регулярных и систематических проверок, анализ их результатов помогают инспекторам своевременно принимать меры организационного характера.

Этап развития приходится на конец учебного года, служба педагогического аудита разрабатывает:

  • концепцию проведения тестирования на следующий учебный год. Для этого проводятся консультации с методистами, фиксируются и обсуждаются их предложения по проведению предметного тестирования в определенных классах с учетом тематического планирования и новых нерешенных проблем, составляется план аудита на год;

  • процедуру проведения тестирования. При этом анализируются затруднения, устраняются ошибки и неточности в процедурных воп­росах.

Итоги тестирования анализируются и обсуждаются с учителями-предмет­никами, руководителями методических объединений, классными руководителями, затем определяются дальнейшие направления совместной работы службы педагогического аудита и учебной части. Параллельно разрабатываются рекомендации.

(слайд 8) Методы контроля над результатами учебной деятельности:

- наблюдение;

- устный опрос;

- письменный опрос;

- письменная проверка знаний (контрольная работа);

- комбинированная проверка;

- беседа, анкетирование, тестирование;

- проверка документации.


Примерная схема комплексного анализа урока для внутришкольного аудита.

¨ готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя),

¨ внутренняя психологическая готовность учащихся к уроку,

¨ организационные действия учителя (при необходимости),

¨ планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока,

¨ актуализация знаний и способов деятельности учащихся,

¨ какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение),

¨ применение проблемных методов в учении школьников,

¨ соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся,

¨ объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродук­тивных и продуктивных самостоятельных работ,

¨ учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития,

¨ подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения,

¨ постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения,

¨ владение учителем способами создания проблемных ситуаций,

¨ соблюдение правил постановки учебной проблемы,

¨ использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним,

¨ соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения,

¨ формирование специальных и общих учебных умений учащихся,

¨ наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, вы­движение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опро­вержения) гипотезы, проверка правильности ее решения,

¨ умения учащихся осуществлять логические операции,

¨ развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает),

¨ затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены,

¨ соблюдение требований проблемно-развивающего обучения к домашней ра­боте учащихся: какие задания были предложены (на продолжение исследова­ния, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление),

¨ учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовлен­ности учащихся и предложение дифференцированных заданий,

¨ что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познаватель­ных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления,

¨ общая результативность урока.


© 2010-2022