- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад Формирование ответственного отношения к своему здоровью у детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Доклад Формирование ответственного отношения к своему здоровью у детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ельцова И.А. |
Дата | 24.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование ответственного отношения к своему здоровью у детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Актуальность проблемы. Последствия социального сиротства для детей тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни: это глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи; отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства; нарушения физического и психологического здоровья. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей, оставшихся без попечения родителей. Для поступающих в интернатные учреждения детей и подростков характерна нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений: от неумения вести себя за столом, соблюдать нормы гигиены до неспособности адаптироваться в незнакомой среде, к новым обстоятельствам, вплоть до различных проявлений девиантного поведения.
Проблемы психологического, педагогического и социального характера усугубляются ослабленностью здоровья детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их высокой заболеваемостью. Проводимые исследования в области здоровья воспитанников детских домой показывают, что уже с рождения они имеют низкие показатели здоровья, психические расстройства, болезни нервной системы, органов чувств и дыхания.
На сегодняшний день, согласно результатам проведенной диспансеризации, мы видим низкий уровень первой группы состояния здоровья. Доминирующими в структуре заболеваемости является так называемые болезни адаптации или психосоматические заболевания, в этиологии которых не последнюю роль играют факторы психологического и социально - психологического характера.
Анализ динамики психологических проявлений нарушений адаптации в школьном возрасте показывает, что проявления нервно - психологического неблагополучия, сопутствующие нарушениям функционального состояния и здоровья воспитанников, выявляется как на уровне поведенческих реакций, так и на уровне интрапсихических переживаний. Фактор, детерминаций этих проявлений, - тревожность, которая и является наиболее чутким индикатором психического статуса. С возрастом, в связи с процессами формирования личности, проявления тревоги приобретают более дифференцированный характер, обусловленный индивидуально - психологическими особенностями ребенка и условиями формирования стереотипов реагирования на травмирующими ситуации.
Общая логика анализа такова: сложности адаптации приводят к тревоге и напряжению, которые компенсируются в первом варианте через делинквентность (стенический) радикал реагирования, а во втором - через соматию.
В связи с этим одной их самых важных задач образовательно - воспитательного процесса в детском доме является создание эффективной системы здоровьесбережения, в которой каждый участник получит комплексную и профессиональную помощь в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья.
Эти организационные проблемы могут быть эффективно решены через реализацию в детском доме комплексно - целевой программы, такой как наша «Здоровье на всю жизнь», которая успешно реализуется с 2009 г. в муниципальном образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом «Семья» г. Нояборьска. Она разработана на основе городской комплексно - целевой программы «Здоровье с детства» коллективом единомышленников: Ени Т. Ю.,Чистяк М.А., Белоцерковец А.И., Федосик А.М., Пешкова С.В.
Комплексно - целевая программа «Здоровье на всю жизнь» призвана объединить образовательно - воспитательный процесс и службы детской дома (медицинскую, психологическую, социальную) в деле здоровье сбережения воспитанников, выпускников и педагогов детского дома.
Цели программы «Здоровье на всю жизнь»:
1. Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в детском доме.
2. Создание оптимальных социально - педагогических, психологических и здоровье сберегающих условий развития и функционирования личности воспитанника в условиях детского дома.
3. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, гарантий их законных прав на безопасные условия образовательно - воспитательного процесса.
Задачи:
1. Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья воспитанников детского дома;
2. Проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в детском доме;
3. Развитие психолого - педагогической и медико - социальной службы детского дома для своевременной профилактики нарушений психологического и физиологического состояния детей и педагогов;
4. Популяризация преимущества здорового образа жизни, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;
5. Увеличение количества воспитанников, вовлеченных в объединения спортивной направленности;
6. Разработка и внедрение в жизнь детского дома системы «выращивание» воспитанников, добивающихся высоких спортивных результатов;
7. Соблюдение валеологических требований на занятиях самоподготовкой, воспитательных часах, занятиях физической культурой;
8. Создание комплексных систем мер, направленных на профилактику и просвещение физического, психологического и социального здоровья;
9. Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья воспитанников учреждений.
Основными направлениями в реализации программы являются:
1. Организация воспитательной работы в семьях (группах) по пропоганде здорового образа жизни;
2. Организация каникулярного времени воспитанников;
3. Медицинское сопровождение.
4. Организация коррекционной работы;
5. Физкультурно - оздоровительная работа;
6. Психологическое сопровождение.
7. Оздоровительная работа с педагогами.
Ожидаемые результаты:
- Стабилизация показателей здоровья воспитанников;
- Функционального состояния здоровья (осанки, зрения);
- заболеваемости органов пищеварения;
- заболеваемости органов дыхания;
- общего уровня заболеваемости детей.
2. Максимальная коррекция нарушений развития воспитанников.
3. Успешная социализация детей с особыми нуждами.
4. Стабилизация показателей уровня психоэмоциональных расстройств детей и педагогов.
5 Овладение воспитанниками методами контроля за уровнем своей физической подготовленности и здоровья
6. Охват 100 % воспитанников физкультурно - оздоровительной программой «Здоровое тело - здоровый дух - здоровое поколение».
7. Применение нетрадиционных здоровье сберегающих технологий (не менее 80% педагогов).
Материально - техническая база, необходимая для реализации программы:
-
Тренажерный зал;
-
Площадки и спортивный инвентарь для занятий физкультурой на открытом воздухе;
-
Наличие в каждой семье полифунциональных наборов «Радуга», «Пирамида»;
-
Сенсорная комната;
-
Медицинский кабинет;
-
Кабинет учителя - дефектолога;
-
Массажный кабинет;
-
Кабинет физиолечения.
В рамках программы разработаны планы работы:
-
План мероприятий медицинской службы детского дома, который включает в себя организационную работу, лечебно - профилактическую работу (диагностику и лечебную работа), профилактическую работу (неспецифическую профилактику).
-
План работы по использованию полифункциональных наборов серии «Радуга» с детьми дошкольного возраста.
-
План работы по использованию объемной2 дидактической игрушки «Пирамида»;
-
План работы по саморегуляции эмоционального состояния воспитанников в условиях сенсорной комнаты;
-
План оздоровительной работы с педагогами.
Мониторинг основных направлений программы показал следующее: на первом этапе реализации программы была проведена объемная аналитическая, которая выявила имеющиеся позитивные результаты проводимой работы по здоровье сбережению, а также были вскрыты некоторые противоречия, которые необходимо учесть на втором этапе, который внесет определенные коррективы в деятельность учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Занятие № 1 «Мое здоровье»
Цели и задачи:
1.Формировать ответственное отношение к своему здоровью.
2.Формировать ответственность за последствия своих решений;
3.Акцентировать внимание на жизненной важности заботы о здоровье;
4.Обратить внимание воспитанников на связь между здоровьем тела и здоровья духа.
5 Дать представление о симптомах некоторых наиболее распространенных заболеваний.
Этап
Содержание
Ритуал начала
Вводная часть
«Солнце радости»
Основная часть
Упражнение - исследование
Притча
Беседа «Почему тело должно быть здорово»
Упражнение «Принимаю решение»
Ролевая игра
Упражнение «Могу и делаю»
Задание «Я выбираю»
Задание «Выбери врача»
Задание «Что должно быть в домашней аптечке»
Работа в тетради
Заключительная часть
Подведение итогов участниками
Подведение итогов ведущими
Ритуал завершения
Занятие № 2 Больницы, поликлиники, диспансеры, медицинское страхование, аптеки
Цели и задачи
1 Дать представление о медицинских учреждениях и их назначении.
2 Формировать навыки работы со справочным материалом.
3 Ознакомить с некоторыми правовыми аспектами граждан в области здравоохранения.
Этап
Содержание
Ритуал начала
Вводная часть
Упражнение-разминка «Быстрые превращения»
Основная часть
Практическая работа по справочнику. Раздел «Как быть здоровым». Задание «Ситуация»
Заключительная часть
Подведение итогов участниками
Подведение итогов ведущими
Ритуал завершения
Занятие № 3 Практическое. Социальные роли «врач- больной», ответственно относиться к лечению.
Цели и задачи.
1. Учиться правильно понимать свою роль в отношении «врач - больной», ответственно относиться к лечению.
Этап
Содержание
Ритуал начала
Вводная часть
Упражнение «Рецепты»
Основная часть
Практикум
«Звонок в медицинское учреждение»
Ролевая игра «Приход в медицинское учреждение»
Заключительная часть
Упражнение «Настроение»
Тест «Я и мое здоровье»
Подведение итогов участниками
Подведение итогов ведущими
Ритуал завершения
Занятие № 4 Практикум «Посещение поликлиники»
Цели и задачи
1 Формировать навыки ориентировки в лечебном заведении, работы с информацией.
2 Взаимодействие с персоналом.
Этап
Содержание
Подготовительная часть
Объяснение целей работы, этапов работы, организационных моментов, раздача и объяснение заданий для каждого участника
Дорога к месту проведения
Основная часть
Общение с представителем администрации организации: мини - лекция «Знакомство с организацией «районная поликлиника»
Выполнение заданий участниками в тетрадях.
Дорога к месту проведения
Заключительная часть
Подведение итогов участниками
Подведение итогов ведущими
Проверка выполненных заданий, позитивное подкрепление, тест по пройденному в блоке «Здравоохранение» материалу.
Т.о., проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников детских домов должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения и воспитания. Потребность и необходимость построения такой системной, комплексной медико - психолого - социально - педагогической деятельности обусловлена наличием у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических и педагогических проблем.