Программа Здоровье для 5-9 класса

Цель программы: Создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психологического комфорта в условиях школы. Задачи программы: сохранение и поддержание здоровья детей; формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей; обучение основам здорового образа жизни; разработка и внедрение педагогических рекомендаций, прогшрамма по оптимизации образовательного процессана валеологической основе; мсониторинг здо...
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Катромская ООШ» Вологодская область Харовский район д.Арзубиха

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Катромская ООШ»

________Гуляева О.В.

«__» ___________ 2013г.



Программа "Здоровье"

Программа деятельности школы по сохранению и развитию

здоровья учащихся на 2013-2015 г.г.

Здоровье… никогда не может потерять

своей цены в глазах человека, потому

что и в довольстве, и в роскоши

плохо жить без здоровья…

Н.Г. Чернышевский.


Сроки реализации: 2013-2015 гг.

Основания для разработки программы:

Законы РФ и СК «Об образовании»;

  1. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2010 г.

  2. Целевая программа «Здоровьесберегающие технологии в образовании детей на 2010-2015 г.»;

Цель программы: Создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.

Задачи программы:

  • Сохранение и поддержание здоровья детей.

  • Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей.

  • Обучение основам здорового образа жизни.

  • Разработка и внедрение педагогических рекомендаций, программ по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе.

  • Мониторинг здоровья.

  • Организация и проведение пропагандистской работы по вопросам здоровья и здорового образа жизни.

  • Создание условий для социально-психологической защищенности детей и подростков в общеобразовательном учреждении.

  • Профориентация подростков.

Раздел 1. Общие положения. Основные проблемы охраны здоровья детей и необходимость их решения.

1.1 Создание благоприятных условий для жизнедеятельности, обучения и развития детей - главная цель школы.

В современных условиях сложились неблагоприятные тенденции в демографических процессах и состоянии здоровья детей; их острота требует безотлагательного решения.

В настоящее время дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются физическим трудом, а большую часть досуга проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют на компьютерах. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.

Статистические данные по школе свидетельствуют об увеличении детей со стойкими хроническими заболеваниями, увеличении количества детей-инвалидов, рост близоруких детей.

Росту заболеваемости и инвалидности, способствует ухудшение материально-технического обеспечения спортивной базы школы, отсутствие для большинства детей возможности оздоровления и полноценного отдыха в летнее время, использование компьютерной техники низкого качества.

Реализация школьной целевой программы «Здоровье» позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся.

Раздел 2. Основные принципы Программы.

Программа основывается на следующих принципах:

  • Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на получение образования и медицинского обслуживания.

  • Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.

  • Принцип педагогической поддержки: вовлечение учителей в широкое движение по созданию здоровой педагогической среды.

Раздел 3. Основные направления Программы.

3.1. Повышение квалификации педагогов общеобразовательного учреждения;

3.2. Изучение и внедрение передового социального, педагогического опыта по оздоровлению детей;

3.3. Формирование валеологического мышления всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители).

3.4. Применение педагогических технологий, методик, отбор учебного материала в контексте сохранения здоровья детей.

3.5. Корректировка школьного банка информации о состоянии психического и физического здоровья детей.

3.6. Системный анализ состояния здоровья детей и уровня оздоровительной работы в школе с целью своевременной коррекции.

Раздел 4. Основные мероприятия программы

4.3.Учебно-спортивная база

Учебно-спортивная база

Наличие

1.

Спортивный зал

+

2.

Оборудованная спортивная площадка

+

8.

Стадион

+

9.

Зона отдыха

+

10

Пришкольный участок

+



Перечень инвентаря и учебно-спортивного оборудования для выполнения учебной программы по предмету «Физическая культура»

Оборудование и инвентарь

Количество

1.

Стенка гимнастическая

2.

Скамейка гимнастическая

3.

Козёл гимнастический

4.

Перекладина универсальная

5.

Мост гимнастический пружинящий

6.

Мат поролоновый в чехлах

7.

Гимнастические палки

8.

Канат для лазанья

9.

Канат для перетягивания

10.

Шест для лазанья

11.

Эстафетные палочки

12.

Стойка для прыжков в высоту

13.

Кегли

14.

Обручи

15.

Скакалки

16.

Мяч набивной

17.

Мяч футбольный

18.

Мяч баскетбольный

19.

Щит баскетбольный с кольцом и сеткой

20.

Мяч волейбольный

21.

Мячи для метания

22.

Стойки волейбольные универсальные

23.

Сетка волейбольная с тросом

24.

Граната 0,7 кг

25.

Граната 0,5 кг

26.

Лыжи

27.

Ботинки лыжные

28.

Палки лыжные

29.

Велотренажёры

30.

Беговые дорожки

31.

Бревно гимнастическое

4.1. Совершенствование нормативно-правовых условий, информационно - методического обеспечения в целях сохранение и развитие здоровья учащихся.

мероприятия

сроки

Исполнители

1

Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии

здоровья учащихся в школе.

Каждое полугодие

Администрация

2

Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и 3развитию здоровья обучающихся.

ежегодно

Администрация

3

Создание в школьной библиотеке подборки научно- методической литературы по тематике ЗОЖ.

ежегодное дополнение

Заведующий библиотекой

4

Отслеживание результатов выполнения Программы через работу МО учителей физкультуры, Методического Совета,

Педсовета, Попечительского совета.

ежегодно

администрация

4.2. Внедрение оптимальной системы медико -педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам.

мероприятия

сроки

исполнители

1

Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки)

Ежедневно

Учителя-предметники

2

Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке).

Ежедневно

Учителя-предметники

3

Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся.

Начало четверти

Ответственный за составление расписания

4

Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья.

Один раз в полугодие

Администрация

7

Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра.

Один раз в год

Фельдшер

8

Использование диагностики по выявлению наркомании, токсикомании и других вредных привычек среди детей и подростков.

Ежегодно

Классные руководители

9

Организация медицинских осмотров к службе в армии

Один раз в год

Администрация

Классные руководители

10

Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья.

Два раза в год

Директор. Классные руководители

11

Проведение смотров учебных кабинетов на предмет соответствия требованиям санитарно - гигиенических условий к кабинету.

Один раз в год

Комиссия

12

Обеспечение условий для предупреждения травматизма:

- организация досуга школьников во время перемен;

- соблюдение т/б при организации учебно - воспитательного процесса

Постоянно

Преподаватели

4.7. Санитарно-просветительская работа

Беседы о здоровом образе жизни с учетом возраста учащихся:

- Режим дня младшего школьника

- Гигиена внешней среды

- Предупреждение травматизма при спортивных занятиях

- Зарядка и физкультура в жизни школьника

- Влияние курения на организм человека

- "Твой режим дня"

- "Питайтесь правильно"

- "Организация досуга"

- Предупреждение травматизма на уроке, улице, дома

- Развитие человека и вопросы гигиены

- Предупреждение травматизма при спортивных занятиях

- Вопросы здоровья и нравственности

- Рациональное питание, как основа здоровья

- Влияние вредных привычек на организм

- Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой

- Организация режима дня

- Двигательная активность

- Предупреждение дорожно-транспортных происшествий

- Специфическая гигиена

- Режим питания

- Зависимость здоровья от окружающей среды

- Вредные привычки и здоровье человека

- Режим дня старшеклассника

- Здоровый образ жизни - необходимое условие благополучного будущего

- Предупреждение травматизма во время занятий физической культурой

- Особенности физического воспитания

- Двигательная активность подростка

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май, сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

5-8

5-8

5-8

5-8

5-8

5-8

5-8

5-8

5-8

9

9

9

9

9

9

9

9

9

4.4. Пропаганда здорового образа жизни в системе учебной деятельности.

мероприятия

сроки

исполнители

1

Обеспечение выполнения программы по курсу ОБЖ.

Постоянно

Администрация

2

Организация воспитательной работы по возрастам по формированию навыков ЗОЖ:

-проведение классных часов, Дней здоровья;

- организация тематических выставок плакатов, рисунков;

- проведение конкурсов сочинений;

- проведение массовых спортивных праздников;

Весь период

Классные руководители,

преподаватели физ. культуры, ОБЖ

3

Проведение школьных мероприятий по привитию навыков правильного поведения детей в опасных для жизни ситуациях:

- Дни ГО;

- « Зарница», Турслет;

По плану

Рук-ль ОБЖ, учителя физкультуры

4

Участие в операции « Внимание дети!», смотре - конкурсе « Законы дорог уважай»

Ежегодно

Классные руководители

4.5. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.

мероприятия

сроки

исполнители

1

Использование на уроках физической культуры новых методов проведения уроков с более высоким уровнем двигательной активности.

Постоянно

Учителя физкультуры

2

Комплектование кабинета физкультуры необходимым спортивным оборудованием и инвентарем

Ежегодно

Администрация. Учителя физкультуры

3

Совершенствование спортивно массовой работы через систему дополнительного образования:

- организация спортивных секций, танцевального кружка;

- обучение спортивным играм.

Постоянно

Руководители секций, кружков.

4.6. Организация питания школьников

мероприятия

сроки

исполнители

1

Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания)

Постоянно

Директор, кл. руководители

2

Проведение совещаний по вопросам организации и развития школьного питания.

1 раз в четверть

Директор

3

Организация работы Совета по питанию

сентябрь

Директор

4

Осуществление ежедневного контроля за работой школьной столовой, проведение целевых тематических проверок

В течение года

Администрация. Комиссия

5

Улучшение материально - технической базы столовой( приобретение и ремонт инвентаря, оборудования), разработка и введение в систему питания новых блюд с учетом изучения запросов учащихся и их родителей

Ежегодно

Администрация, совет по питанию

6

Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через:

- систему классных часов и родительских собраний «Режим дня и его значение», «Культура приема пищи», «Хлеб - всему голова», « Острые кишечные заболевания и их профилактика» и др.;

- игры, конкурсы, беседы, ярмарки,

- встречи с медработником школы

Постоянно

Классные руководители

7

Анкетирование учащихся и родителей по вопросам школьного питания.

Ежегодно

Кл. рук-ли, комиссия по питанию

4.7. Организация летнего отдыха детей и подростков.

мероприятия

сроки

исполнители

1

Определение профильных смен пришкольного лагеря

Апрель - май ежегодно

Начальники смен. Директор

2

Организация полноценного питания

Май - август ежегодно

Директор

3

Охват летним отдыхом детей различных категорий

Апрель - август ежегодно

Кл. руководители,

4

Организация не медикаментозных методов оздоровления (закаливание, гимнастика, фитотерапия и др.) детей в пришкольном лагере

Весь период

Медсестра

Ожидаемые конечные результаты Программы:

Реализация мероприятий Программы позволит:

  1. Сохранить репродуктивное здоровье учащихся;

  2. Создать условия для снижения уровня нервно-психических и сердечно-сосудистых расстройств, патологий желудочно-кишечного тракта, простудных заболеваний, заболеваний органов чувств, зрения, опорно-двигательного аппарата в процессе обучения;

  3. Внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и внеурочное время;

  4. Постоянно корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья детей;

  5. Помочь социально адаптироваться ( средствами образования) детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

  6. Сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.

Координация и контроль реализации Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация школы, Попечительский совет:

-анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит предложения по его коррекции;

-осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

-координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по развитию системы оздоровления детей и подростков;

-ежегодно информирует Отдел образования о выполнении Программы.

План мониторинга программы «Здоровье»

Контроль

Показатели

Осуществление контроля

Сроки

Кто контролирует

Образовательный процесс: урочная деятельность

1.Пропуски уроков физкультуры

Отметка в классном журнале

Ежедневно

Учителя физкультуры

2.Успеваемость и качество выполнения программы, сдача экзаменов

Отметка в специальной ведомости по классам

В конце каждого триместра

Администрация

3.Интерес и мотивация к урокам физкультуры

Анализ динамики годовых показателей (5) у уч-ся одного и того же класса

В течение года

Администрация


Анкетирование учащихся

В течение года

Рук. Физвоспитания

2.Образовательный процесс: внеурочная деятельность

1.Посещение кружков спортивных секций

Отметка в журнале

Ежедневно

Учителя физкультуры


2.Выполнение программы кружковой работы

Проверка присутствия уч-ся в соответствии с отметкой в журнале

Раз в триместр

Администрация


3.Результаты участия в конкурсах, соревнованиях школьного, районного и областного уровня, их динамика

Проверка журналов

В конце у.г.

Администрация


4.Привлечение новых обучающихся к занятиям в спортивных секциях

По итоговым протоколам и приказам

По окончании проведения

Рук. физвоспитания


5.Посещение учащимися массовых мероприятий спортивного характера

Подсчет уч-ся, посещающих занятия с учетом Ф.И. по журналам

В сентябре + контроль в мае

Учителя физкультуры


По % участия от общего количества уч-ся

По окончании мероприятия в конце у. г.

3.Состояние здоровья обучающихся

1 .Пропуски уроков по болезни

Отметка в классном журнале

Еженедельно

Классный руководитель


2.Наличие хронически больных детей

По медицинским картам с определением динамики

В конце года

Классные руководители


3. Наличие детей, имеющих вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотических средств)

- Анонимное анкетирование

- Наблюдение

В начале у.г.

Фельдшер


Учет фактов по линии ОВД

В начале и конце учебного года - ежегодно

Администрация

4.Состояние санитарно-гигиенических условий работы

1. Соблюдение режима проветривания

Наблюдение

Ежедневно

Зав. кабинетами


2 Соблюдение норм освещения и отопления в помещениях школы

Наблюдение

1 раз в две недели

Зав. кабинетами


3 Регулярная влажная уборка помещений

При составлении расписания

Ежедневно

Администрация


4 Соответствие учебной нагрузки обучающихся максимально допустимой (не более)

Еженедельно

Администрация

5.Соблюдение обучающимися гигиенических норм и правил

1 Мытье рук перед едой

Наблюдение

Ежедневно

Кл. руководители


2 Мытье рук после посещения туалета

Наблюдение

1 раз в неделю

Учителя


3 Наличие чистой одежды для занятий физкультурой

Наблюдение

Ежедневно

кл. рук.

4 Наличие сменной обуви

Наблюдение

Ежедневно

Дежурный класс, кл. рук.

6.Эффективность реализации программы физкультурно-оздоровительной работы в целом

1.Подведение промежуточных итогов

2.Подведение общего итога работы по программе

Анализ

Май.

Май.

Администрация классные руководители



© 2010-2022