Выступление на МО классных руководителей по теме Формирование коллектива через индивидуальный подход к личности каждого ученика

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Николаевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»


«Формирование коллектива через индивидуальный подход к личности каждого ученика»



Подготовила : Классный руководитель 5 класса

Дерепаско Елена Николаевна













2014-2015 уч.год.


ГОРЖУСЬ Я И МУЧУСЬ -

В РУКАХ У МЕНЯ

НАХОДИТСЯ УЧАСТЬ

ГРЯДУЩЕГО ДНЯ!

Я работаю в Николаевской средней школе с 1983 года. С первого года работы я была классным руководителем в нескольких классах. Каждый раз выпускаешь взрослых, организованных, самостоятельных людей, а приходят к тебе озорные, шумные пятиклассники-непоседы, которые, в конце концов, должны стать дружным, трудоспособным, организованным коллективом. За годы, проведённые с ними, они доставляют учителю много радостных и приятных минут, но немало и проблем и огорчений. Дружба и взаимопонимание приходят не сразу, а в процессе долгой и кропотливой работы по формированию коллектива, с каждой новой беседой, походом, удачным выступлением на сцене, очередным классным или общешкольным мероприятием. Поначалу, кажется, что нет ничего проще провести в классе беседу по какой-то теме, но, глядя на скучающие лица ребят, когда рассказываешь или читаешь им о каком-либо событии или чьей-то биографии, понимаешь, что к каждой беседе, как и к любому другому мероприятию надо много и серьёзно готовиться самому и готовить своих воспитанников, создавая в классе тот нравственный настрой, который обеспечивал бы наилучшее восприятие рассказа. А это возможно лишь тогда, когда ребята ждут живого слова учителя, как радостного праздника. Ко мне это понимание пришло после одной неудачи, когда, прочитав лекцию о вреде курения, я увидела, как один из учеников, пять минут назад согласно кивал головой, соглашаясь с моими доводами, а, выходя со школьного двора, закурил сигарету. Было обидно, что слова мои, казалось такие правильные и нужные, не дошли до сердца ребёнка. Недопустимо брать случайную форму работы, особенно ту, которая исключает участие в ней детей. Готовясь к мероприятию, приходится продумывать всё до мелочей: с чего начать, как использовать наглядность, музыку, как лучше построить выступление ребят. Без ложной скромности скажу, что выступления нашего класса на сцене всегда были удачными и интересными. Но только потому, что при подготовке к ним, мы прикладывали максимум усилий, старания и терпения, репетируя, отрабатывая каждое движение, каждый жест, каждое слово. Непременным условием успеха каждого мероприятия является участие в нем и его подготовке всего класса, каждого ученика. Неспособных детей в классе нет. Но надо уметь найти каждому такое занятие, которое будет ребёнку интересно и по силам.

Кто-то поёт, кто танцует, сочиняет стихи, другие отвечают за декорации, музыкальное оформление, техническое оснащение. Общение не на уроках, а в неформальной обстановке во время репетиций, помогает укрепить дружбу, взаимопонимание, взаимовыручку в классе, способствует формированию коллектива. Кроме того, участвуя в общей работе, ребёнок осознаёт и свою нужность, необходимость для выполнения общего дела. Корней Иванович Чуковский, великолепный знаток детской души, говорил, что ребёнку важнее всего быть о себе высокого мнения. Для него невыносимо сознание, что он не способен к тем действиям, которые у него на глазах совершают другие. Нужно, чтобы каждый поверил в свои силы, в свою значимость, почувствовал себя равноправным членом коллектива, без которого невозможно выполнение общего дела. Подростковый возраст - это «зона высокого риска», переходный возраст, когда подросток стремиться утвердить себя во мнении окружающих, завоевать авторитет, признание, уважение. Утверждение идёт у каждого по-своему, и нельзя представить становление характера без самоутверждения, без стремления идти навстречу трудностям и испытаниям. Все дети разные, одни - бойкие и смекалистые, другие - тихие и застенчивые, но у каждого есть свои мечты, увлечения, все они живут сложной и интересной внутренней духовной жизнью. Задача взрослых, педагогов и родителей увидеть в каждом подростке его самобытный, непохожий на других характер, найти в каждом то доброе начало, которое поможет становлению настоящего гражданина.

В каждом классе всегда есть разные ребята: озорники и фантазёры, непоседливые, беспокойные, неистощимые на разные выдумки, есть и

застенчивые, скромные тихони и задиристые забияки. Всё же, как бы ни было трудно от их проделок, я не спешила с выводами, не поддавалась первому впечатлению, а надеялась, что сквозь наносное, временное, возрастное пробьётся и возьмёт верх то хорошее, что непременно есть в каждом ученике. С годами укреплялось мнение - ребят на одну мерку мерить нельзя. Сколько учеников - столько и характеров. Подгонять всех под идеал примерного ученика, - значит забывать о человеческой личности, отмеченной неповторимостью. Именно в этой неповторимости заключается часто зародыш самого главного в подростке, что завтра определит его жизненный путь. Каждому учителю хочется, чтобы его воспитанники были « без сучка, без задоринки». И вот, стремясь сделать класс « благополучным во всех отношениях», мы забываем о том, что каждая фамилия в журнале - это человеческая индивидуальность и требует особого, единственного для неё подхода. Забвение этого принципа приводит к печальным последствиям, ребята замыкаются, отдаляются от воспитателя и коллектива, и становится очень трудно, а иногда и невозможно вызвать ученика на откровенность. Воспитателю, если он хочет воспитывать ребёнка во всех отношениях, необходимо знать о нем как можно больше. Без этого не создать в отношениях с учеником атмосферу откровенности и доверия. Семейная обстановка, состояние здоровья, друзья - дома и в школе, навыки и интересы, склонности, способности, место в классном коллективе, активность на уроках, участие в общественной жизни - вот далеко не полный перечень вопросов, которые классный руководитель должен выяснить по возможности скорее. Бывает, что с одним учеником быстро находишь общий язык, а к другому никак не удаётся найти тропку, как ни стараешься, не можешь добиться духовной близости, разрушить стену отчуждения. Подобные неудачи переживаешь с болью, с горечью. Только и в этом случае все равно нельзя терять веру в добрые начала своего воспитанника. Главное: не нужно бояться неповторимой детской самобытности, ярко-выраженной индивидуальности. Задача взрослых направить молодую, бьющую ключом энергию ребёнка в нужное русло. Из таких ярких, самобытных индивидуальностей и вырастает крепкий, дружный коллектив, в котором каждый найдёт своё место.

Быстро и незаметно пролетают школьные годы, кажется, совсем недавно пришли в класс робкие и застенчивые пятиклашки, а уже стоят на сцене красивые, взрослые выпускники. Уходят из школы энергичные, бескомпромиссные лидеры, талантливые, усердные, старательные отличники, замечательные артисты, участники всех выступлений, отличные спортсмены, призёры школьных и районных соревнований, уходят тихие, скромные, послушные цветоводы, всегда опрятные, аккуратные, красивые модницы, неповторимые походные кашевары. Как сложится их судьба? Никто не знает. Но думаю, ту дружбу, которую они обрели в школьные годы, в своём классном коллективе они пронесут по жизни и станут настоящими людьми - отзывчивыми, человечными, готовыми прийти на помощь в трудную минуту, упорными и целеустремлёнными в преодолении трудностей, верными и надёжными товарищами.

Не просто и ответственно быть педагогом. Быть классным руководителем труднее вдвойне. А может и во сто крат. От него и под его непосредственным воздействием передаются ученикам гражданственность и честность, доброта к людям и требовательность к себе, аккуратность и порядочность, бескомпромиссность в борьбе с рецидивами мещанской психологии. Не случайно огромной воспитательной силой считал личность учителя К.Д. Ушинский. Но чтобы действительно стать такой силой, классный руководитель должен настойчиво, умело, систематически осуществлять комплексный подход к организации сложного процесса воспитания, и помнить слова Н.Г. Чернышевского о том, что воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. Если мы не приучим детей к умным, добрым и красивым поступкам, не вырастим настоящего человека с его нежностью и бескомпромиссностью, с умением наслаждаться красотой и создавать прекрасное, со стремлением увеличивать на земле добро и ненавидеть зло, мы не сможем успешно выполнить задачи по воспитанию подрастающего поколения. И если даже осознаешь, что истоки безразличия и равнодушия ребёнка - в семье, в семейном неблагополучном микроклимате, все равно нельзя давать себе скидки: почему же ты, классный руководитель, не вступил в бой за человеческую личность…

Ибо наш долг: ЗА ОТКРЫТЫЕ ПРАВДЕ СЕРДЦА

НА НЕЛЁГКОЙ ЗЕМНОЙ ОРБИТЕ, БЫТЬ ВСЕГДА В БОЮ - ДО КОНЦА, ЕСЛИ ИМЯ МОЁ - УЧИТЕЛЬ!


© 2010-2022