Методическая разработка по теме Моя семья - моя радость

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное среднее общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 им. А.Н. Сабурова»

города Можги Удмуртской Республики






Методическая разработка «Родительский всеобуч»




Тема: «Моя семья - моя радость»

Форма проведения: практикум





Автор: Баева Людмила Леонидовна,

классный руководитель 7а класса









Можга, 2015 г.

Пояснительная записка


Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в современных условиях развития общества произошли глубокие перемены. Широкое распространение получило отсутствие эмоциональной близости между родителями и детьми, доверительности, доброжелательности, взаимопонимания. В условиях модернизации образования требуется более тесное сотрудничество школы и семьи. Чтобы избежать ошибок в семейном воспитании, необходимо формирование высокой педагогической культуры родителей.

Цель: способствование гармонизации детско-родительских взаимоотношений, повышение педагогической культуры родителей;

Задачи:

  • выявление особенностей взаимоотношений между детьми и родителями;

  • заострение внимания на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему;

  • усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков воспитания;

  • распространение положительного опыта семейного воспитания;

  • внедрение новой формы работы с родителями «Открытое письмо родителю»;

Целевая аудитория: родители учащихся 7-го класса

Условия проведения: учебный кабинет, парты в классе расставлены так, чтобы за них могли сесть группы родителей, на столах лежат конверты (задания, тесты, лепестки ромашки), чистые листы, ручки, на доске прикреплены рисунки детей по теме «Моя семья», оформлен информационный стенд о результатах участия детей и родителей в разных мероприятиях. Мультимедиапроектор для демонстрации презентации «Семейные традиции», которая подготовлена родителями учащихся.


Тема практикума: «Моя семья - моя радость»


Подготовительный этап:

  • Конкурс рисунков «Моя семья»

  • Экспресс-диагностика «Достаточно ли вы контактны с детьми?»

  • «Открытое письмо родителю» (пишут дети)

  • «Семейная традиция» (презентацию готовят родители)

  • Пригласительные для родителей

  • Распределение участников практикума на три группы по жетонам разного цвета. При входе в класс родители получают на свой выбор жетон и, в зависимости от этого, рассаживаются за столы, на которых стоят маячки соответствующего цвета.

Участники: родители учащихся 7-го класса, классный руководитель, школьный психолог.

Ход практикума


  1. Организационный момент

Приветственное слово классного руководителя. Представление гостей. Сообщение темы практикума «Моя семья - моя радость». Классный руководитель обращает внимание на то, что талисманом встречи будет ромашка - символ любви, семьи и верности. Совместная формулировка цели практикума.

2. Практическая часть

В ходе практикума родителям предлагается записать на лепестках ромашки ценности, которые значимы для их семьи и способствуют тому, чтобы ребенок мог сказать «Мой дом - моя радость» (Приложение 1).

2.1. Экспресс-диагностика «Достаточно ли вы контактны с детьми?» (Приложение 2). Проводится тестирование родителей, после которого они сразу же могут определить уровень своей контактности в общении с детьми. [2, с. 24].

2.2. Взгляд на ситуацию глазами ребенка

Для сравнения родителям раздаются ответы их детей на эту же анкету. У родителей появляется возможность взглянуть на ситуацию глазами ребенка. Родители высказываются по поводу возникших впечатлений и мнений.

В случае частого несовпадения взглядов родителей на ситуации в семье с взглядами детей, предлагается ответить на вопросы в группе. Почему ребенок ответил не так, как предполагали вы? В чем ваши удачи в воспитании ребенка и где вы ошибаетесь? После обсуждения в группах проводится коллективное обсуждение вариантов ответов. Родители пытаются отстоять свою точку зрения, приходят к компромиссному решению.

2.3. Выставка - рисунков «Моя семья» [4, с. 191]

Классный руководитель просит родителей попытаться найти на доске рисунок своего ребенка, изобразившего счастливую семейную «фотографию» (Приложение 3). После того, как каждый родитель выбрал рисунок, классный руководитель называет соответственно номера тех рисунков, которые действительно необходимо было выбрать. При несовпадении родители обмениваются рисунками. Подтверждением существования семейных традиций, совместного досуга является способность родителя легко вспомнить и заметить рисунок ребенка. Родители высказываются по поводу возникших впечатлений в группе. Психолог помогает родителям расшифровать значение рисунка. (Раздает родителям расшифровки, при возникающих вопросах дает пояснения)

2.4. «Открытое письмо родителю» (Приложение 4). Классный руководитель передает присутствующим написанное детьми «Открытое письмо родителю». По желанию родители могут поделиться впечатлениями.

2.5. Ролевая игра «Наоборот» [3, с.42]. Цель игры заключается в том, чтобы дать родителям почувствовать, насколько часто в общении с ребенком мы забываем, что он тоже личность. Суть игры состоит в том, что роль ребенка выполняет родитель, а учитель берет на себя роль строгого родителя, предпочитающего в общении авторитарный стиль. После игры родители высказывают мнение, что такое общение углубляет разногласия между ребенком и взрослым, способствует накоплению противоречий и проблем. Родители делают вывод о том, что надо менять формы и стиль общения, чтобы добиться положительного эффекта.

Для того чтобы воспитывать, бесспорно, необходимо очень хорошо знать особенности ребенка, уметь пользоваться различными педагогическими приемами: но еще важнее уметь общаться с детьми, добиваться взаимопонимания с ними.

2.6. «Вопрос - ответ». Обсуждение с родителями вопросов и обмен мнениями

  • В каких проявлениях любви нуждаются ваши дети?

  • Какие типы любви портят детей?

Информационная часть [4, с.186]

Классный руководитель отмечает, что выделено много типов родительской любви к детям. Опирается на слова выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».

Любовь умиления − самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо».

Вторая разновидность неразумной родительской любви - деспотическая любовь. Ребенок перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается.

Третья разновидность неразумной родительской любви − любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.

Классный руководитель обращает внимание родителей на то, в каких проявлениях любви нуждаются дети?

Контакт глаз дает возможность проявить теплые чувства. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка сильнее, чем сказанные слова.

Физический контакт позволяет выразить поддержку, заботу и любовь. Ласковые прикосновения смягчают душу ребенка.

Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине столько времени, сколько необходимо вашему ребенку, не отвлекаясь ни на какие мелочи.

Возможностей для того, чтобы дать ребенку ощущение нашей любви, достаточно много, но не стоит откладывать это на будущее, так как будущее наступает очень быстро.

2.7. «Семейная традиция». Родители представляют презентацию, в которой делятся опытом проведения семейной традиции. В группах формулируют ценности семьи и записывают на лепестках ромашки.

3. Рефлексия

Родители вывешивают лепестки ромашки на доску. Высказываются по поводу возникших впечатлений и того опыта, который они приобрели в процессе обучения.

Предлагают создать новую традицию «Семейная переписка» («Открытое письмо родителю», «Открытое письмо ребенку»). НОВИЗНА

Общими усилиями собраны лепестки ромашки, получен опыт, который поможет в воспитании детей, и также в том, чтобы дети могли сказать «Моя семья - моя радость».

Классный руководитель благодарит родителей за участие в практикуме.


Методические рекомендации по проведению мероприятия


Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

  • Использовать нетрадиционную форму работы - практикум. Он способствует приобретению родителями практических навыков и умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, является своеобразной тренировкой педагогического мышления родителей-воспитателей.

  • Применить следующие методы работы: беседа, диалог, анкетирование, экспресс-диагностика, открытое письмо родителю, ролевая игра и др.

  • Передать за 1−2 недели до собрания родителям пригласительные.

  • Провести за 1-2 недели в классе среди детей экспресс - диагностику, по которой учащиеся оценивают свое положение в семье.

  • Оформить выставку рисунков «Моя семья».

  • Приготовить маячки трех цветов, фишки для деления родителей на группы, конверты с заданиями для работы в группе.










Список литературы

1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.:ВАКО, 2006.-320с.

2. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2/ Под. ред. Н.А. Алексеевой. - М.ТЦ Сфера, 2011. -144с.

3. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительский всеобуч.

Родительские собрания. Изд. Курсив. 2006г. - 208с.

4. Моделирование воспитательной системы в 5-9 классах: планирование,

диагностика, досуговая деятельность / авт.- сост. М.А.Павлова.-

Волгоград: Учитель, 2009.-238с.

5. Научно-методический журнал. Классный руководитель. 2004г. -160с.






Приложение 1

Методическая разработка по теме Моя семья - моя радость

Приложение 2

Экспресс-диагностика

«Достаточно ли вы контактны с детьми?»


1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?

2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?

3. Есть ли у вас с ними общие увлечения и занятия? 4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в конкурсах?

7. Есть ли у вас семейные традиции?

8. Бывают ли у вас семейные праздники?

9. Участвуют ли дети в подготовке к семейному празднику?

10. Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время праздников?

11. Обсуждаете ли вы прочитанные книги?

12. Бываете ли вы вместе в театре, на выставках, на концертах?

13. Обсуждаете ли вместе телевизионные передачи и фильмы?

14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, в туристических походах?

15. Предпочитаете ли вы проводить выходной вместе с детьми?

Обработка результата .

Утвердительный ответ оценивается двумя баллами. Ответ, выраженный словами «отчасти», «иногда» - одним баллом, «никогда» - нулем.

Если вы набрали 20 баллов ваши отношения с детьми можно назвать благополучными.

10 до 20 баллов - удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Подумайте, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Если менее 10 баллов - ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо решить, как их улучшить.

Методическая разработка по теме Моя семья - моя радость







Приложение 4


«Открытое письмо родителям»

Дорогие мама и папа!

(Может быть другое обращение)


Прежде всего, хочу сообщить, что я ……………… ………………..

………………………………………………………………………… .

Если бы я была мамой (папой), то проявил (а) свою любовь к ребенку так ………………………. ……... .. ……………………….

…………………………………………………………………………

Я хочу, чтобы моя семья ……………………………………………………………………………… …….. … ……………………………………………………………..

Мой любимый семейный праздник ……………… ………………….

Больше всего я хочу (мечта)………………………………………… ..

………………………………………………………………………….

Хочу признаться ………………………………………………………

Жаль, но меня торопят …………………………………………………

Крепко целую. Имя ……………..










13


© 2010-2022