- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «Чтобы помнили. .. »
Классный час «Чтобы помнили. .. »
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Довженко Н.М. |
Дата | 17.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Классный час "Чтобы помнили"
Организатор: Довженко Наталия Михайловна, учитель русского языка и литературы
Форма проведения: круглый стол (встреча с ветеранами ВОВ)
Участники: учитель, заведующая музеем, участник ВОВ Минаев В. В., труженица тыла Фролова Н. Г., писатель-краевед Сергеев И. Н., председатель совета ветеранов ОБС ЮАО Волкова С. Г., чтецы, гости "Круглого стола".
Цели:
1.Формирование патриотических чувств у учащихся.
2. Воспитание ответственности, уважительного отношения к ветеранам ВОВ.
3. Воспитание нравственно-эстетических качеств у учащихся.
Задачи:
1) Развить интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны;
2) показать, что подвиг героев Великой Отечественной войны - это великий пример для подражания, образец мужества, стойкости, патриотизма;
3) расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны.
Подготовительная работа:
1.Подбор музыкального сопровождения
2.Подготовка мультимедийной презентации
3.Подготовка материалов для классного часа
Музыкальное оформление:
М. Бернес. «Журавли»
А. Макаревич. «Я не видел войны»
«Гражданская Оборона». «На всю оставшуюся жизнь»
«Черный тюльпан». «Память»
Учитель:
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня в нашем зале тепло от дружеской обстановки и тесно от близости эпох и поколений. К нам в гости пришли люди, которые на своих плечах вынесли все тягости страшной войны, прошли огромный жизненный путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами. Вам, дорогие ветераны, мы посвящаем нашу встречу.
Ученик:
Я иногда думаю о том, что каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, грустим, веселимся. У каждого из нас свои интересы, друзья, увлечения, у каждого из нас своя любовь… Жизнь кажется нам то светлой, то мрачной… Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о тех, на чьи плечи тяжким грузом лег день 22 июня 1941 года. Тех, кто воевал и не вернулся с войны, вспомнить тех, кто жил в оккупации, боролся за жизнь и смог выжить. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы вспомнить…, чтобы помнить…
Звучит фрагмент песня А. Макаревича «Я не видел войны»
Ученик:
Он уходил ранним утром 2 октября 1941 года. В то утро его провожала мама да женщины их коммуналки. Женщины в бессловесной тоске глядели ему вслед. На мальчишеский стриженый затылок, на мальчишескую гибкую спину, на мальчишеские узкие плечи, которым предстояло прикрыть собой город Москву и их коммунальную квартиру на пять комнат и пять семей. Он оглянулся в конце первого лестничного марша, но улыбнуться не смог, не до улыбок было в октябре того сорок первого. Но сказал, что все они тогда говорили: Я вернусь, мама. Не вернулся… И письмо Анна Федотовна получила всего одно-единственное: «Дорогая мамочка! Бьем мы проклятых фрицев и в хвост и в гриву, только клочья летят…» И еще в самом конце:
«...Я здоров, все нормально, воюю как все. Как ты-то там одна, мамочка?»
И последняя фраза - после «до свидания», после «целую крепко, твой сын»:
«...Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник!»
Праздник был не скоро. Скоро пришло второе письмо. От сержанта Вадима Переплетчикова:
«Уважаемая Анна Федотовна! Дорогая мама моего незабвенного друга! Ваш сын был...»
Был. Был ребенком, школьником, мальчишкой, солдатом. Хотел переписываться с соседской девочкой Риммой, хотел вернуться к маме, хотел дождаться праздника на нашей улице. И еще жить он хотел. Очень хотел жить.
Ученик:
Многим вашим сверстникам война стоила жизни, они уходили в небытие, оставаясь навеки 17-ти, 18-ти, 19-ти, 20-летними, но вы не согнулись, выстояли. Мы хотим задать вам несколько вопросов о тех страшных военных годах, о времени, проведенном под звук разрыва бомб, под визг снарядом.
Задаются вопросы ветеранам.
Вопросы к участнику ВОВ Минаеву В.В.:
-
Писали ли Вы домой и что сообщали о себе?
-
С какой немецкой техникой Вы сталкивались?
-
Чем Вы занимались до войны?
-
Были ли Вы ранены?
-
С каким оружием Вы прошли войну?
-
Вы один из семьи пошли в армию?
-
Помните ли Вы свой 1-ый бой?
Вопросы к труженику тыла Фроловой Н. Г.:
-
Какое участие в войне принимали другие члены Вашей семьи?
-
Чем Вы занимались в военное время?
-
Как Вы узнали об окончании войны?
-
Учились ли Вы во время военных действий?
-
В каком году Вы вернулись в Москву?
Вопросы к жителю Москвы, прожившему все военное время в Москве, которому в 1941 году исполнилось 8 лет, писателю-краеведу Москвы, Сергееву И. Н.:
-
Как Вы оберегали город?
-
Чем Вы занимались в военное время?
-
Где находились во время войны Ваши родители?
-
Была ли в Москве военная техника?
-
Повлияла ли война на выбор Вашей профессии?
-
Когда вышла Ваша 1-ая книга?
Вопросы к жителю Москвы Пирушкину А.И., полковнику в отставке, которому в 1941 году исполнилось 12 лет:
-
Сколько лет было Вашему брату на момент поступления в училище?
-
Чем Вы занимались в Суворовском училище?
-
Где были в это время ваши родители?
-
Поступление в училище - Ваш выбор или выбор семьи?
-
Как суворовцы помогали фронту?
Блиц-опрос для участников «круглого стола»:
-
О чем Вы мечтали во время войны?
-
Где Вас застало 22 июня 1941 года?
-
Остались ли у Вас друзья военного времени?
-
Что бы Вы пожелали подрастающему поколению?
Ученик:
В те горестные годы войны непричастных к судьбе Родины не было. В тяжёлое для страны время все люди осознавали себя частицей своего народа. Война не щадила никого. На фронте гибли солдаты, раненых с поля боя под пулями вытаскивали молоденькие девушки - медсестры, санитарки.
Звучит фрагмент песни «На всю оставшуюся жизнь».
Ученик:
Давайте послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Мирная тишина. В ней не слышно звука выстрела, рёва танка.
Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава.
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.
Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом,
Звонкой, мирной тишиной.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май!
Ученик:
Майский день 1945-го. Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили цветы, пели и танце вали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались звуками, запахами жизни! Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества.
Ученик:
Миллионы людей погибли во время войны. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тыс. городов, поселков и деревень, разрушили 84 тыс. школ. Враг не щадил ни женщин, ни детей. Но народ выстоял! Всюду, где ценой своих жизней завоевывали Победу, они остались стоять в бронзе и в граните. Мы проводим нашу сегодняшнюю встречу в память подвига человечества. Никто не забыт и ничто не забыто!
Исполняется фрагмент стихотворения Р. Рождественского «Реквием»
Помните!
Через века,
через года, -
помните!
О тех,
кто уже не придёт
никогда, -
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, -
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полёт, -
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споёт, -
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звёздам
ведя корабли, -
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда, -
заклинаю, -
помните!
Звучит песня муз. гр. «Черный тюльпан» «Память».
Вручаются цветы ветеранам и участникам ВОВ, звучат слова благодарности.
6