Программа по воспитательной работе

   В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.      Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействи...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

«Надо видеть себя в детях, помочь им стать взрослыми,

надо принимать их как повторение своего детства,

чтобы совершенствоваться самому,

надо, наконец, жить жизнью детей,

чтобы быть гуманным педагогом»

Ш.А. Амонашвили

Пояснительная записка

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни - это конечная цель системы. Принципиально важно - что и как формировать у него для её достижения.

Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.

Программа «Я - человек» направлена на создание единого воспитательного пространства, способствует развитию личности ребенка через свободный выбор какого-либо вида деятельности.
Понимая, что все дети от природы наделены различными способностями, воспитательная программа должна стать гибкой, рассчитанной на индивидуальность ребенка. Задача классного руководителя предоставить ребенку широкий спектр деятельности, среди которого он найдет себе близкий род занятий и будет чувствовать себя в этом успешным.


Цель программы:

развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности.

Задачи:

1. Создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации ребенка в процессе творческой деятельности;

2. Переживание ситуации успеха в различных видах деятельности.

З. Создание атмосферы психологического комфорта, условий для развития эмоциональной, коммуникативной, культурной сфер.

4. Укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

5.Социальная адаптация детей через практико-деятельностную основу всего воспитательного процесса, формирование активной гражданской позиции.

Этапы реализации программы:

1 этап - 2010-2011 уч. год:

- разработка модели воспитания;

- формирование классного коллектива;

- формирование органов классного самоуправления

- педагогический поиск;

- наработка технологий;

- зарождение традиций класса;

- установление взаимосвязей с окружающей средой;

2 этап - 2011-2О12уч. год:

- развитие классного коллектива;

- развитие органов классного самоуправления;

- определение ведущих видов деятельности;

- определение приоритетных направлений;

- обработка педагогических технологий;

- качественное закрепление достигнутых результатов;

- оформление воспитательной системы класса.

З этап - 2012-2013уч.год:

- накапливание традиций и их передача;

- взаимодействие класса и социума;

- обобщение опыта работы с участниками воспитательной системы;

- акцентированное внимание на индивидуальное развитие личности.

Методы воспитания:


- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, примеры);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение);

- метод создания воспитывающих ситуаций (педагогическое требование, инструктаж);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В классе создаются условия для реализации и развития учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, для занятий физической культурой и спортом. Деятельность строится в соответствии с психологическими возрастными особенностями учащихся.


Доминирующие (приоритетные) направления деятельности:


- гражданско-патриотическое и нравственное воспитание: (через систему классных часов, социальных проектов, благотворительных акций, способствующей осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека;
- художественно-эстетическое развитие (через систему фестивалей, праздников, конкурсов, ДО и т.д., способствующей развитию чувства прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества и к мировой культуре, развитие умения найти свое место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге);
- приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков, (через систему совместных вечеров, праздников, экскурсионных поездок, классных часов)
- физкультурно-оздоровительное (через участие в программе, «Здоровье и развитие»; школьной спартакиаде, классных спортивные мероприятиях);
- сохранение и развитие традиций, способствующих воспитанию у
школьников чувства гордости за свой класс, за свою школу, повышение ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности, обеспечивающую высокую мотивационную готовность участия в деятельности класса, школы учащихся и родителей;
- психолого-педагогическая поддержка процесса развития личности ребенка, координация и анализ педагогической деятельности по содействию учащимися в самореализации и самовыражении, развитии и проявлении индивидуальных особенностей.


Используемые формы досуга:


- праздники;
- конкурсные программы;
- интеллектуально-познавательные программы;
- танцевальные программы;

- марафоны;
- выставки;
- клубы по интересам;
- акции;
- беседы;
- дискотеки;
- конференции;
- ярмарки;
- театральное представление.


Механизм функционирования воспитательной
программы класса.


Воспитательная программа класса выполняет следующие функции:
- развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
- интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных методов воздействия;
- регулирующая, связанная с упорядочением воспитательных процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического коллектива;
- защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
- компенсирующая, предполагающая создание условий в классе, школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
- корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.


Условия формирования воспитательной среды в классе, содействующей самовыражению личности ребенка:

- поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в классе, наличие у детей чувства комфортности, защищенности;
- обеспечение реальной свободы выбора в основных сферах жизнедеятельности ребенка ;
- существование реальных объектов и предметов для проявления учащимися своих способностей;
- восприятие и детьми творчества как важнейшей ценности своей жизнедеятельности;
- создание системы психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей;

Принципы воспитательной программы


Принцип вариативности

Право на добровольный выбор участия в деятельности детских объединений и в классных, школьных мероприятиях

Принцип
сотрудничества

Право ребенка выступать в качестве субъекта целеполагания, т.е. право решать проблему «с двух сторон»
- и взрослыми, и детьми

Принцип
комфортности

Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях

Принцип
самоуправления

Право на самоуправление классом, школой

Принцип
заинтересованности

Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме

Принцип
коммуникативности

Право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми

Принцип
адаптивности

Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества


Функции классного руководителя

- диагностическая;
- прогностическая;
- адаптационная;
- инновационно-развивающая;
- организационно-педагогическая ;
- информационно-аналитическая.


Принципы работы классного руководителя:
- демократичность;
- научность;
- системность;
- открытость;
- целенаправленность;
- принцип конкретности и интеграции;
- оперативность и гибкость.

Ожидаемый результат:

Готовность личности ребенка к самовыражению:
- формирование позитивной Я-концепции;
- актуализация потребностей в самореализации и самоутверждении;
- обеспечение формирования умений у детей в самопознании и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в классе и школе.
Удовлетворенность детей и родителей жизнедеятельностью классного сообщества.



© 2010-2022