Классный час для учащихся начальных классов «О тех, кто творил добро»

Тема благотворительности очень актуальна в  современном обществе, поэтому мною был разработан и проведен  классный час на тему «О тех, кто творил добро» для учащихся начальных классов. В разработке был использован оптимальный объем познавательного материала для данного возраста учащихся. Рассказ о самых известных меценатах Казанской губернии сопровождался показом презентации о них. Такой зрительный ряд способствовал лучшему запоминанию материала. Данный классный час направлен на воспитание в дет...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гатина Гульназ Рашитовна

МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района

Республики Татарстан

Урок благотворительности


Тема: О тех, кто творил добро.

Цель: познакомить с историей благотворительности в России, благотворителями Казанской губернии.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

  2. Создать условия для воспитания в детях добрых человеческих взаимоотношений, милосердия друг к другу и окружающим, взаимопомощи.

  3. Развитие памяти, умения выражать свои мысли.

Оборудование: презентация "Благотворители Казанской губернии".

Ход урока.

Организация начала урока.

- Здравствуйте, ребята. Я вижу на ваших лицах улыбки, и от этого в нашем кабинете становится еще светлее. Я рада вас видеть.

Актуализация опорных ЗУН.

Сегодня мы с вами поговорим о добре, о благотворительности. Мы постараемся ответить на вопрос: «Какое место они занимают в жизни человека?», «Какое значение они имеют в вашей жизни?» А для начала послушайте стихотворение С. Островой

В жизни по-разному можно жить -

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать -

И помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

- О каком чуде говорит Острова?

- Может ли каждый из вас сотворить такое чудо?

Формирование новых ЗУН.

  1. Вступление в тему.

Ребята, сегодня мы поговорим о людях, чья жизнь прошла под девизом: «Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, что годы живешь ты не зря!» Вся их жизнь была связана с добром, которое они дарили окружающим. Мы поговорим о благотворителях.

- Как вы понимаете слово «благотворительность»?

- Правильно, это слово состоит из слов «благо» и «творить», то есть делать благо, добро.

- Давайте заглянем в словарь: «Благотворительность - оказание безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи».

- Значит, кого называют благотворителем? (человека, который безвозмездно оказывает помощь нуждающимся).

- Какие действия человека можно отнести к благотворительным? (помощь пожилым людям, сиротам, инвалидам; сбор денежных средств для детского дома, организация концерта для детей детского сада; помощь бездомным животным, зоопарку; сбор донорской крови, спонсорство и т.д.

2. История благотворительности.

Благотворительность в России известна давно. Еще наши предки считали своими обязанностями накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключённого в темнице. Царь Петр I в своих поездках по Западной Европе видел много примеров благотворительной деятельности. Эту деятельность он начал развивать и в своей стране. Благотворители строили школы, приюты, больницы. Эти начинания Петра I не забыли и во времена Екатерине II. Крупные промышленники, акционерные общества, помещики оказывали помощь больным и страждущим, в покровительство художникам, писателям, артистам.

3.Благотворительность в Казанской губернии.

А на сегодняшнем уроке я бы хотела кратко рассказать вам о некоторых благотворителях нашего края - бывшей Казанской губернии. Одна из таких династий - это семья Акчуриных. Акчурины были крупными купцами и фабрикантами из татар Симбирской губернии и Поволжья во второй половине XIX - начале XX веков, владели суконными фабриками, создали несколько торгово-промышленных товариществ. Акчурины являлись известными меценатами и благотворителями. Они строили прекрасные мечети, открывали и содержали медресе и мектебе. На их средства обучались учащиеся и студенты, учреждались библиотеки и рабочие клубы. Акчурины открывали бесплатные столовые для голодающих, протягивали руку помощи жертвам стихийных бедствий, неимущим, престарелым и сиротам. На деньги симбирских купцов и фабрикантов издавались книги и выпускались газеты, Они поддерживали молодые таланты из числа татар в области литературы и культуры. На этом бескорыстном поприще наиболее активно проявили себя Курамша, Тимербулат, Ибрагим, Якуб Сулейманович, Хасан Тимербулатович Акчурины. Так Хасаном Акчуриным был создан богатейший исторический музей, уникальностью которого восхищался ученый, религиозный деятель Ризаэтдин Фахрутдинов.

Шафигуллины - богатые мусульманские купцы-татары. Выходцы из Казанской губернии. Первоначально Шафигуллины торговали крымскими яблоками в Томске и Иркутске, а затем осели в Иркутске на постоянное жительство. В Иркутске купцы продолжали торговать фруктами из Крыма, а также баргузинской пушниной. Вскоре семья Шафигуллиных приобрела дом с целью устройства молитвенного дома для мусульман. Позднее на территории этой усадьбы была построена Иркутская мечеть. Но маленькая деревянная постройка не могла вместить всех желающих. И началось строительство каменной мечети, которое завершилось в 1902 году. Эта мечеть стала местом общественной и просветительской деятельности иркутских мусульман. Здесь были организованы Магометанское общество, библиотека, русско-татарская школа, приют для сирот и инвалидов, столовая для бедных. На деньги семьи Шафигуллиных содержалось медресе при мечети и новометодная школа для девочек.

Следующая династия, династия Утямышевых, особенно нам интересна потому, что история этой семьи тесно связана с нашим родным краем - Кукморским районом. В среде татарской интеллигенции Утямышевы - фамилия более чем известная. Официально же считается, что основателем фамилии Утямышевых был некий Ишман-бабай, служилый татарин, приехавший в деревню Бурбаш (ныне Балтасинский район) из Касимова в конце XVII века. Его сын Туктар обосновался в деревне Маскара (ныне Кукморский район), с которой тесно связана история рода Утямышевых.

Один из самых почитаемых - Габдулла Утямышев. Он умело вел семейное дело - принадлежавшая ему текстильная фабрика приносила хороший доход, торговля процветала. К 1796 году Габдулла уже вошел в пятерку богатейших татарских купцов. При этом его занимали не только торговые дела, он был и ученым-богословом. Интерес к богословию особенно возрос благодаря близкому знакомству с выдающимся просветителем А. Курсави. Другой известный просветитель Шигабутдин Марджани, с которым Утямышевы состояли в родстве, отзывался о нем как о щедром меценате. По свидетельству Марджани, Габдулла Утямышев построил в России более 150 мечетей. Если вспомнить, что рядом с мечетью обычно ставили медресе и дом для муллы, можно представить размеры его щедрости. Его дело продолжил его внук Исхак, постоянно живший в родном ауле Маскара. Там в двухэтажном каменном особняке Утямышевых сейчас располагается детский дом с яблоневым садом, заложенным еще Исхаком. Среди других известных представителей рода Утямышевых - Фатиха Аитова, открывшая первую светскую школу для девочек-татарок.

Как вы видите, ребята, жизнь этих семей на протяжении многих веков была связана с благотворительностью. Сейчас их дела продолжают их потомки.


  1. Добро в твоей жизни.

Вы еще дети, но впереди у вас много славных дел. Я уверена, что вы принесете много добро окружающим, нашей стране. Сегодня вы убедились, что добрые дела не пропадают бесследно, о них помнят и через века. Каждый из вас сделает вывод, что же такое добро, какое оно имеет место в вашей жизни.

И хочу вам напомнить, что каждый год в апреле наша школа участвует в Весенней неделе добра, где каждый может сделать свой вклад в помощь нуждающимся. Эту добровольческую акцию в России проводят ежегодно уже с 1999 года.

Итоги урока.

В завершении нашего урока послушайте стихотворение. Какова его главная мысль?

Не стой в стороне равнодушно

Когда у кого-то беда.

Рваться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя.

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!




© 2010-2022