Статья «Роль классного руководителя в самовоспитании подростков»

Роль классного руководителя в самовоспитании подростков. Самовоспитание - одна из важнейших сторон формирования личности школьника. Потребность в самовоспитании возникает под влиянием различных обстоятельств: увлечённости одной из областей знаний, искусства или спорта и стремления подготовить себя к деятельности в этой области; желания закалить себя, выработать волевые качества, стремления походить на одного из своих родителей или члена семьи, которого глубоко уважают и любят, и т. п. Учитывая ещё неокрепшую волю ученика надо подсказать приемы планирования своей работы и строгого выполнения плана, предупредить, что не всегда намеченное будет достигнуто сразу, научить осознавать причины, которые помешали достигнуть поставленной цели, не падать духом, не расслаблять волю, стараться преодолеть все трудности. Учащиеся должны знать, что устранение имеющихся у них недостатков требует длительных усилий, упорства и настойчивости, что удачи и неудачи не раз будут сменять друг друга.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль классного руководителя в самовоспитании подростков

Самовоспитание - одна из важнейших сторон формирования личности школьника. Потребность в самовоспитании возникает под влиянием различных обстоятельств: увлечённости одной из областей знаний, искусства или спорта и стремления подготовить себя к деятельности в этой области; желания закалить себя, выработать волевые качества, стремления походить на одного из своих родителей или члена семьи, которого глубоко уважают и любят, и т. п.

Что такое самовоспитание?

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение

В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: подросток выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира.

Можно выделить следующие параметры самовоспитания:

  • направленность, т.е. мотивы работы над собой.

  • содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое,

волевое, профессиональное, комплексное).

  • устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

Появление потребности в самовоспитании, ее характер зависят от возрастных особенностей учащихся, их общего развития, окружающей среды, классного коллектива и его устремленности.

Процесс самовоспитания наиболее активно протекает в подростковом, старшем школьном возрасте. Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием, когда у них появляется способность к анализу и самооценке своих положительных свойств и качеств и возникает внутреннее влечение к собственному личностному развитию и совершенствованию. Основную роль в организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе.

Классный руководитель, постоянно наблюдающий своих воспитанников, организующий всю воспитательную работу в классе активно влияет на формирование личности школьника. Поэтому пробуждение стремления к самовоспитанию, постоянная поддержка этого стремления - одна из важнейших задач классного руководителя.

Как помочь учащимся в организации самовоспитания?

Классному руководителю необходимо стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя как личность, побуждать у учащихся стремления стать лучше, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств.

Для этого с ребятами полезно проводить беседы, диспуты о том, каким должен быть человек в современном обществе, как важно посмотреть на себя со стороны, подумать, как правильно поступить в каждой конкретной ситуации, какими свойствами и качествами он должен обладать. Необходимо детально разъяснить учащимся, в чем состоит метод самоубеждения, чем характеризуется метод самовнушения, в чем выражаются методы самопринуждения и самоприказа, а также эмпатии, самоканазания и т.д.

Можно также использовать вопросник для устных или письменных обсуждений, самохарактеристики, самоанализ, предложенный В.Б. Бондаревским.

Схема самоанализа В. Б. Бондаревского:

1. Можешь ли ты сказать о себе, что ты человек общительный? Не забывай,

что общительный человек легко устанавливает контакты с людьми, вносит оживление в любую скучную кампанию, всегда предпочитает общество, не любит оставаться один.

2. Хорошо ли ты знаешь людей? Если да, то можешь без труда охарактеризовать деловые и личные качества товарищей по классу.

Придумай несколько сложных, но типичных ситуаций и попытайся представить, как поведет себя в них каждый ученик твоего класса, твои товарищи и друзья, ты сам.

По ответам на вопросы учитель сделает вывод о нравственных представлениях у школьников. Вопросы могут быть такого характера:

1. Иногда, характеризуя человека, говорят: "хороший человек", "плохой

человек". Назовите качества, свойственные, по вашему мнению, хорошему человеку, плохому человеку.

2. Согласны ли вы с мнением, что каждый человек может быть хорошим?

3. Довольны ли вы собой или считаете необходимым освободиться от каких-то недостатков, назовите от каких?

4. Каким вы хотели бы видеть себя через 5 - 10 лет?

5. Кто является для вас образцом жизни и поведения?

6. Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это делаете?

Вопросы для самохарактеристики:

1. Твой внешний вид.

2. Убеждения и идеалы (Есть ли у тебя принципы в жизни и какие? О чем ты

мечтаешь?).

3. Способности и интересы. (Что тебя интересует больше всего, что у тебя получается лучше, какие книги ты читаешь?).

4. Отношение к труду (Какую работу ты выполняешь с удовольствием, какие виды труда вызывают у тебя раздражение? Имеешь ли ты постоянную трудовую обязанность в семье?).

5. Нравственно-волевые качества (Какие качества людей ты считаешь самыми ценными; какие отрицательными? Кто твой любимый литературный герой, киногерой? Кому и в чем ты хотел бы подражать? Каких качеств у окружающих тебя людей больше: положительных или отрицательных?).

Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде сверстников и одноклассников. Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять их успехи, заботится о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива.

Немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показывают сверстники, а также учителя в общественной, нравственной и художественно-эстетической сферах. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию.

Побуждают к активной работе над собой и самовоспитанию дискуссии на моральные темы, обсуждение в ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных учащихся.

Действенную роль в организации и руководстве самовоспитанием играет оказание учащимся практической помощи в разработке целей работы над собой, конкретизации ее содержания и методов. Здесь важны разъяснительные беседы, индивидуальные советы и рекомендации, оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться).

Учитывая ещё неокрепшую волю ученика надо подсказать приемы планирования своей работы и строгого выполнения этого плана, предупредить, что не всегда намеченное будет достигнуто сразу, научить осознавать причины, которые помешали достигнуть поставленной цели, не падать духом, не расслаблять волю, стараться преодолеть все трудности. Учащиеся должны знать, что устранение имеющихся у них недостатков требует длительных усилий, упорства и настойчивости, что удачи и неудачи не раз будут сменять друг друга. В этом случае можно использовать такую форму работы, как «задание самому себе». Суть ее состоит в следующем. Каждый учащийся продумывает то конкретное задание по самовоспитанию, которое он определяет на предстоящий месяц, записывает его на отдельном листке и кладет в конверт. Эти конверты сдаются классному руководителю и в определенное время вскрываются. Учащиеся отчитываются и обсуждают, а какой мере они выполнили поставленную задачу, намечают конкретные цели по дальнейшему самовоспитанию.

А.И.Кочетов в своих работах предлагает учащимся конкретный план работы над собой.

1-й этап

Определи общественную цель и смысл своей жизни. Мой нравственный идеал.

1. Мои достоинства

1. Девиз жизни.

2. Конечная цель моих

стремлений и деятельности.

3.Что люблю в людях и что ненавижу.

4.Духовные ценности человека.

2-й этап

Познай самого себя.

1.Какой я есть,

каким я должен стать.

2.Мои недостатки.

3.Мои интересы и увлечения.

4. Цель моей жизни.

5. Отношение к учебе.

6. Отношение к труду.

7. Отношение к людям.

Объективная самооценка.

3-й этап.

Определи программу самовоспитания.

1.Требование ко мне родителей и учителей.

2. Требования ко мне товарищей, коллектива

3. Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки.

Программа самовоспитания.

4-й этап

Создать свой образ жизни. Режим.

1. Распорядок дня.

2. Бережное отношение ко времени.

3. Гигиена труда и отдыха.

4. Правила жизни.


5-й этап

Тренируй себя, вырабатывай знания, умения и навыки

Тренировки, упражнения.

1. Самообязательства

2. Задания самому себе на день, неделю, месяц.

3. Самоубеждение.

4. Самопринуждение.

5. Самообладание.

6. Самоприказ.


6-й этап

Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания.

Самоконтроль

1. Самоанализ и самооценка работы над собой.

2. Самопоощрение или самонаказание.

3. Совершенствование программы самовоспитания.

Идеал личности, по мнению А. И Кочетова:
а) человек: гуманист, демократ, труженик, интеллигент, творческая личность, оптимист, борец за социальную справедливость;
б) качества мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, взаимопонимание;
в) качества гражданина: коллективизм, интернационализм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность
г) качество женщины: обаятельность, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, взаимопонимание;
д) черты специалиста: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, в самосовершенствовании.
В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя".
Что дает человеку знание самого себя ?
1. Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из
этого, определить цели жизни.
2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения
жизненных планов.
3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.
4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.
5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.
А. И Кочетов предлагает подросткам следующие пути самопознания:
1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.
2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.
3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:
· если критикует один - задумайтесь,
· если два - проанализируйте свое поведение,
· если три - переделывайте себя.
4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе
требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.

Для того чтобы вооружить учащихся методиками и примерами самовоспитания с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности, можно порекомендовать подросткам литературу о самовоспитании: Дэйл Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Методы самовоспитания», А.И.Кочетов «Как заниматься самовоспитанием», «Воспитай себя», А.Г.Ковалев «Личность воспитывает себя».

Необходимо укреплять веру обучающегося, его родителей, одноклассников в то, что он способен справиться со всеми трудностями и достичь поставленной цели, оказывать ему своевременную поддержку и помощь. Подростка надо поддержать, вселить в него веру в свои силы. Классный руководитель в беседе с родителями должен предостеречь их от бестактных замечаний в адрес своих детей.

Процесс самовоспитания протекает индивидуально. Однако коллектив при этом играет весьма важную роль. Так как в коллективе ученик находит образцы для подражания, познает себя, в коллективе его оценивают. Помощь коллектива выражается в том, что учащиеся принимают коллективные обязательства, не выполнить которые гораздо труднее, чем обязательства, взятые индивидуально.

Классный руководитель должен объяснить детям, что никакие благие намерения, клятвы и хорошие планы самовоспитания не дадут результата, если человек не будет воспитывать себя в деятельности, в процессе продолжения трудностей.

Поэтому при организации самовоспитания центральное место должно занимать развитие способностей у учащихся к волевому усилию, напряжению, чтобы всякое разумное решение переходило в действие. Отсутствие необходимых волевых качеств мешает претворению в жизнь самых лучших планов.

Самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать эффективно.











Список используемой литературы


  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006.

  2. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. - СПб.: Питер,

2006.

  1. Дебесс М. Подросток. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

  2. Дэйл Карнеги "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", Ленинград, 1992

  3. Кочетов А.И. "Как заниматься самовоспитанием", Мн., Выш. шк., 1986

  4. Кочетов А.И. "Воспитай себя", Мн., Нар. а света, 1982

  5. Кочетов А.И. "Организация самовоспитания школьников", Мн., Нар. асвета, 1990

  6. Ковалев А.Г. "Личность воспитывает себя", М., Политиздат, 1983

  7. Орлов Ю.М. "Самопознание и самовоспитание", М., Просвещение, 1987

6


© 2010-2022