- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья о проблемах межличностных отношений в начальных классах
Статья о проблемах межличностных отношений в начальных классах
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хитрук Е.В. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование положительных межличностных отношений: в союзе с психологией.
Хитрук Елена Владимирвна,
учитель начальных классов ШЛ № 27
г.Астана
Проработав в школе более 10 лет, я впервые столкнулась с проблемой межличностных отношений ребят класса на втором году обучения. Как же я могу воспитать их добрыми, сострадательными, понимающими, умеющими жить в коллективе людьми?
Доктора начинают лечение с диагностики, обследования, а я обратилось за помощью к психологии. Оказалось, что одна из острых проблем современной начальной школы - формирование положительного отношения ученика к себе, к значимым для него окружающим людям - одноклассникам, учителю. Ведь именно от того, насколько ребёнок позитивно относится к себе, будет зависеть успешность его отношений с другими, с миром.
Самооценка - это оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
У младшего школьника она формируется преимущественно в зависимости от его успеха или, наоборот, неуспешности в школе. Поэтому, мы, учителя, во многом ответственны за её формирование.
Я использовала разработанную психологами методику «Лесенка», которая эффективно применяется мною с целью изучения самооценки учеников.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Я использовала групповой, так как он позволяет учителю оперативно выявить уровень самооценки учеников. Ниже я кратко опишу технологию проведения методики «Лесенка».
Учебные материалы: у каждого ученика - бланк с нарисованной лесенкой, ручка; на доске нарисована лесенка.
Инструкция:
1.«Ребята, возьмите ручку и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя её номера) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) - хорошие, здесь (показать четвёртую) - ни хорошие ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) - плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) - самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».
2.Повторить инструкцию ещё раз.
3.Поблагодарить ребят за работу.
Интерпретация результатов:
-
1
2
3
4
5
6
7
Ступенька 1 - завышенная самооценка
Ступенька 2,3 - адекватная самооценка
Ступенька 4 - заниженная самооценка
Ступенька 5,6 - низкая самооценка
Ступенька 7 - резко заниженная самооценка
Пояснение психологов: Все ступеньки имеют одинаковый размер, кроме четвёртой. Важно, чтобы именно четвёртая ступенька была длиннее, чем все остальные, так как самооценка выше неё считается психологической нормой для ребёнка младшего школьного возраста, а ниже - же повод для беспокойства психолога и\или педагога. На бланке ребёнка лесенка даётся без цифр.
Все ответы занесла в таблицу:
№ п\п
имя ученика
1
2
3
4
5
6
7
1.Даурен
+
2. Даут
+
…..
Всего
6
8
5
5
1
0
0
Каковы же были результаты моего исследования? Оказалось, что из 25 опрошенных учеников моего класса шестеро имеют завышенную самооценку, 13 - адекватную, 5 - заниженную и один - низкую. О чём это говорит?
Завышенная самооценка чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Первоклассник ( да и нередко ребята второго класса, в чём я убедилась на своём примере) в подавляющем своём большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хороший, потому что у меня пятёрка»; « Я плохая, потому что у меня тройка»)
Адекватная самооценка. У ребёнка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме, учусь на одни пятёрки, книжки люблю читать….». Это нормальный вариант развития самооценки.
Заниженная самооценка. Как правило, это связано с определённой психологической проблемой ученика. Н-р: «Я ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым, бываю злым. Здесь, по утверждению психологов, проблемы во взаимоотношениях в семье. Нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.
Низкая самооценка. По статистике психологов, младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8-10%. ( Я выявила 4%). Следует сразу оговориться, что иногда у ребёнка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка. Я в этом убедилась, когда получила через день-другой от своей ученицы другой ответ ( с положительной самооценкой).
Резко заниженная самооценка. Ребёнок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. К счастью, таких детей не оказалось на момент исследования, но это не повод успокаиваться, ведь есть вероятность изменений не только в положительную сторону.
Врач, проведя обследование, назначает лечение. Что же предприняла я.
-
раздала листочки с отметками детей родителям на собрании, не оглашая имён (это позволило родителям лучше узнать своих детей, задуматься над вопросами воспитания);
-
интерпретировала результаты;
-
чаще стала организовывать совместную деятельность своих учеников (работа в парах, в группе, в коллективе) как на уроке, так и во внеурочное время;
-
внимательнее стала относиться к ребятам с низкими показателями уровня самооценки;
Есть и первые результаты! Доверительное общение, постоянный контакт с семьёй, вера в учеников, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребёнка способствовали медленному, но поступательному формированию адекватной самооценки ребят.
Таким образом, используя в своей практике методику «Лесенка», я смогла не только изучать самооценку своих учеников (предлагая выполнить методику повторно), но и отслеживать характер её изменения, выявляя причины этого процесса.
Желаю и Вам, уважаемые коллеги, успеха в этом многотрудном, но благодарном деле!
Учитель начальных классов ШЛ № 27 г. Астаны,
Ул. Ломоносова д.2/4
Тел: д: 376531
сот: 87015216120
раб: 225196