Статья о проблемах межличностных отношений в начальных классах

Проработав в школе более 10 лет, я впервые столкнулась с проблемой межличностных отношений ребят класса на втором году обучения. Как же я могу воспитать их добрыми, сострадательными, понимающими, умеющими жить в коллективе людьми? Доктора начинают лечение с диагностики, обследования, а я обратилось за помощью к психологии. Оказалось, что одна из острых проблем современной начальной школы – формирование положительного отношения ученика к себе, к значимым для него окружающим людям – одноклассникам...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование положительных межличностных отношений: в союзе с психологией.

Хитрук Елена Владимирвна,

учитель начальных классов ШЛ № 27

г.Астана


Проработав в школе более 10 лет, я впервые столкнулась с проблемой межличностных отношений ребят класса на втором году обучения. Как же я могу воспитать их добрыми, сострадательными, понимающими, умеющими жить в коллективе людьми?

Доктора начинают лечение с диагностики, обследования, а я обратилось за помощью к психологии. Оказалось, что одна из острых проблем современной начальной школы - формирование положительного отношения ученика к себе, к значимым для него окружающим людям - одноклассникам, учителю. Ведь именно от того, насколько ребёнок позитивно относится к себе, будет зависеть успешность его отношений с другими, с миром.

Самооценка - это оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

У младшего школьника она формируется преимущественно в зависимости от его успеха или, наоборот, неуспешности в школе. Поэтому, мы, учителя, во многом ответственны за её формирование.

Я использовала разработанную психологами методику «Лесенка», которая эффективно применяется мною с целью изучения самооценки учеников.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Я использовала групповой, так как он позволяет учителю оперативно выявить уровень самооценки учеников. Ниже я кратко опишу технологию проведения методики «Лесенка».

Учебные материалы: у каждого ученика - бланк с нарисованной лесенкой, ручка; на доске нарисована лесенка.

Инструкция:


1.«Ребята, возьмите ручку и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя её номера) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) - хорошие, здесь (показать четвёртую) - ни хорошие ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) - плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) - самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».

2.Повторить инструкцию ещё раз.

3.Поблагодарить ребят за работу.




Интерпретация результатов:

1



2


3



4


5

6


7


Ступенька 1 - завышенная самооценка

Ступенька 2,3 - адекватная самооценка

Ступенька 4 - заниженная самооценка

Ступенька 5,6 - низкая самооценка

Ступенька 7 - резко заниженная самооценка

Пояснение психологов: Все ступеньки имеют одинаковый размер, кроме четвёртой. Важно, чтобы именно четвёртая ступенька была длиннее, чем все остальные, так как самооценка выше неё считается психологической нормой для ребёнка младшего школьного возраста, а ниже - же повод для беспокойства психолога и\или педагога. На бланке ребёнка лесенка даётся без цифр.

Все ответы занесла в таблицу:


№ п\п

имя ученика

1

2

3

4

5

6

7

1.Даурен


+






2. Даут



+





…..








Всего

6

8

5

5

1

0

0

Каковы же были результаты моего исследования? Оказалось, что из 25 опрошенных учеников моего класса шестеро имеют завышенную самооценку, 13 - адекватную, 5 - заниженную и один - низкую. О чём это говорит?

Завышенная самооценка чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Первоклассник ( да и нередко ребята второго класса, в чём я убедилась на своём примере) в подавляющем своём большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хороший, потому что у меня пятёрка»; « Я плохая, потому что у меня тройка»)

Адекватная самооценка. У ребёнка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме, учусь на одни пятёрки, книжки люблю читать….». Это нормальный вариант развития самооценки.

Заниженная самооценка. Как правило, это связано с определённой психологической проблемой ученика. Н-р: «Я ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым, бываю злым. Здесь, по утверждению психологов, проблемы во взаимоотношениях в семье. Нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.

Низкая самооценка. По статистике психологов, младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8-10%. ( Я выявила 4%). Следует сразу оговориться, что иногда у ребёнка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка. Я в этом убедилась, когда получила через день-другой от своей ученицы другой ответ ( с положительной самооценкой).

Резко заниженная самооценка. Ребёнок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. К счастью, таких детей не оказалось на момент исследования, но это не повод успокаиваться, ведь есть вероятность изменений не только в положительную сторону.

Врач, проведя обследование, назначает лечение. Что же предприняла я.

  • раздала листочки с отметками детей родителям на собрании, не оглашая имён (это позволило родителям лучше узнать своих детей, задуматься над вопросами воспитания);

  • интерпретировала результаты;

  • чаще стала организовывать совместную деятельность своих учеников (работа в парах, в группе, в коллективе) как на уроке, так и во внеурочное время;

  • внимательнее стала относиться к ребятам с низкими показателями уровня самооценки;

Есть и первые результаты! Доверительное общение, постоянный контакт с семьёй, вера в учеников, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребёнка способствовали медленному, но поступательному формированию адекватной самооценки ребят.

Таким образом, используя в своей практике методику «Лесенка», я смогла не только изучать самооценку своих учеников (предлагая выполнить методику повторно), но и отслеживать характер её изменения, выявляя причины этого процесса.

Желаю и Вам, уважаемые коллеги, успеха в этом многотрудном, но благодарном деле!

Учитель начальных классов ШЛ № 27 г. Астаны,

Ул. Ломоносова д.2/4

Тел: д: 376531

сот: 87015216120

раб: 225196

© 2010-2022