Разработка внеклассного мероприятия на темуОт безответственности до преступления один шаг

Данная разработка урока может применяться не только как внеклассное мероприятие, но и на уроках обществознания. Основной целью урока является: ·        Уточнить знания учащихся о гражданских правах и обязанностях. ·        Познакомить учащихся с различными видами ответственности. ·        Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.   ·        Воспитывать чувства ответственности за свои поступки и действия. Урок сопровождается цветной слайдовой презентацией состоящей из 31 слай...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка внеклассного мероприятия на темуОт безответственности до преступления один шаг«ОТ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ ДО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ОДИН ШАГ»

Цель:

  • Уточнить знания учащихся о гражданских правах и обязанностях.

  • Познакомить учащихся с различными видами ответственности.

  • Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

  • Воспитывать чувства ответственности за свои поступки и действия.

Ход урока

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и что нельзя? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась

  • Слайд 2 Декларация прав человека - заявление о правах и свободах человека во всем мире, но это для взрослых, а в каких документах говорится о правах и обязанностях детей?

  • Слайд 3 (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации», Уголовный кодекс РФ, Устав школы)

  • Слайд 4. Что такое Конвенция о правах ребёнка? Кем и когда она была принята?

Как вы считаете, что такое право?

  • Слайд 5 (совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.)

Как вы думаете, почему права ребёнка выделены из общих прав человека в отдельный документ?

  • Слайд 6-7 (ребенок нуждается в особой заботе, потому что он слабее взрослых)

Как вы считаете, наша страна Россия - правовое государство?

Может ли быть в бесправном государстве разговор, о каких - то правах ребенка?

Россия подписала Конвенцию о правах ребенка, Президент подписал Постановление «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей», есть президентская программа, кто знает, как она называется? (Дети России»).

Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, а еще какие права имеет маленький ребенок?

  • Слайд 8 (на гражданство, имя, семью, равенство, защиту, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, место жительства)

  • Какие права имеет ребенок, поступивший в школу? Слайд 9 (бесплатное образование, досуг, занятия по интересам, свободу высказывания, получение информации, свободу передвижения).

  • Какие права будут у вас, когда вы достигнете 18 лет? Слайд 7, 10 (участие в управлении страной, объединения в различные союзы, выбор профессии, владение имуществом, вознаграждение за труд, свободный брак и др.)

Каждое право является по отношению к другому человеку или по отношению к себе обязанностью. Какие обязанности вытекают из следующих прав? Слайды 11 - 14

  • Право на образование (каждый обязан учиться).

  • Уважение личного достоинства и защита своих прав (уважать достоинства других людей и их права).

  • На свободу выражения своих мыслей (уважать и прислушиваться к мнению других).

  • На заботу и уважение со стороны родителей (заботиться и уважать своих и чужих родителей).

  • На свои интересы и увлечения (уважать других за их увлечения).

  • Гордиться своей культурой и религией (уважать культуру и религию других).

  • Право на ошибку (учиться избегать ошибок).

  • На чистую окружающую среду (не загрязнять окружающую среду).

  • Жить без насилия (не применять насилия к другим).

А есть ли в нашей школе стенд, где можно ознакомиться с правами и обязанностями учащихся?( ответы учащихся на 1 этаже возле кабинета директора)

А, что значит быть ответственным перед другом, коллективом, близкими ? И может ли безответственность в этом стать преступлением? Несовершеннолетние при определенных условиях несут ответственность. Слайд 15

Дела несовершеннолетних рассматриваются в комиссиях по делам несовершеннолетних, в судах.

Скажите, какие виды ответственности вы знаете?

  • Административная ответственность

Слайд 16-17 наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители), НО бывают наказания: 11-14 лет - спецшкола, 14-18 лет - спецпрофучилище, с 14 лет - исключение из школы. Административная ответственность наступает за:

- приобретение, хранение, употребление наркотических средств

- жестокое обращение с животными

- повреждение транспортных средств

- повреждение гос.имущества

- распитие спиртных напитков

- арушение правил дор.движения

- нарушение устава школы

- мелкое хулиганство и т.д.

  • Материальная ответственность

Слайд 18 за причиненный вред наступает с 14 лет, имущественную ответственность несут родители.

  • Уголовная ответственность

Слайд 19 наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет. К преступлениям относятся:

- грабежи, разбои, хищение

- умышленное убийство

- действия сексуального характера

- угон автотранспортных средств

- ложное сообщение об акте терроризма и т.п.

Предлагаю разобрать несколько ситуаций и выяснить

Какой вид ответственности будет применён к несовершеннолетним?

Слайд 19 (№9 - адм.отв; №5 - адм. отв; №1 - угол.отв; №7 - адм.отв; №9 терракт - угол.отв; №3 - адм отв)

Кто прав, а кто не прав. Слайд 20-25

Ситуация 1.
Мама: Сколько раз тебе говорила - после 23 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша музыка действует всем на нервы.

Сын: Но мама! Ты все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

Кто прав? (Поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире).

Ситуация 2.
Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам на уроки ходить не буду. Зачем мне химия, если я шофером буду? Да и не нравится мне у Вас на уроках. Мне не интересно.

Учитель: Как ты смеешь со мной так разговаривать?

Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня знаете как касается, меня за Вашу двойку знаете как наказали?

Кто прав? (Мы часто сердимся на учителей, но нельзя заявлять о своих правах в таком тоне, чтобы пострадала репутация другого человека).

Ситуация 3.
На перемене в одной из школ между подростками Ивановым и Петровым на почве личных неприязненных отношений произошла ссора, последний причинил Иванову телесные повреждения. Что будет с детьми и кто будет отвечать за увечья? (В действиях Петрова усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ (побои), однако по данному факту в возбуждении уголовного действия будет отказано в связи с тем, что Петров не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. А вот в действиях родителей усматривается состав административного правонарушения, который влечет за собой штраф. При этом ребенка ставят на учет в милиции).

И в завершение беседы об ответственности человека перед человеком, послушайте советы В.А. Сухомлинского школьникам.

1-й ученик. В 16 лет ты должен уже сознательно поставить вопрос, для чего я живу на свете? И дать на него ответ гражданина.

2-й ученик. Человек поднялся над миром живого прежде всего потому, что горе другого стало его горем. Умей чувствовать рядом с тобой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах духовный мир - радость, беду, ненастье, горе.

3-й ученик. Береги, щади неприкосновенность, ранимость другого человека, не причиняй людям зла, обиды, боли, тревоги, беспокойства.

4-й ученик. Важнейшая школа воспитания эмоциональной чуткости ~ твое отношение к матери, к девушке, к женщине? Отношение к женщине - тончайший измеритель чести, совести, порядочности.

5-й ученик. Умей быть снисходительным к человеческим слабостям стариков. Умей не замечать отдельные слабости людей. Нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом - значит самому стать безнравственным человеком.

6-й ученик. Будь мужчиной в учении, юноша! Твое достоинство - учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины - не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли.

7-й ученик. Девушка, будь мудра и требовательна в любви. Любовь - горячее чувство, но властелином над ним должен быть разум, рассудок. Там, где есть строгость женщины, девушки, юноша становится настоящим мужчиной.

8-й ученик. Человек продолжает себя в человеке. В этом человеческое бессмертие.

И вновь мудрая мысль - здоровье всего дороже, здоровье дороже блага.

Ведущий. Какова же наша ответственность перед собственным здоровьем? (Учащиеся отвечают.)

Ведущий. Какие порочные пристрастия больше всего влияют на наше здоровье? Учащиеся отвечают.

И заканчивая наш разговор, хочется пожелать добра, счастья, умения брать ответственность на себя, понять свое благородное человеческое предназначение
Закончить нашу беседу я хочу словами Ежи Леца «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает». Вывод Слайд 26



© 2010-2022