- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа воспитательной работы классного руководителя
Программа воспитательной работы классного руководителя
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Малова С.В. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГАРБОЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«В М Е С Т Е»
для 5-9 класса
2012-2017 гг.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
МАЛОВА СВЕТЛАНА
ВЛАДИМИРОВНА
Научить человека быть счастливым
-нельзя, но воспитать его так, чтобы
он был счастливым можно.
Макаренко А.С.
Пояснительная записка.
Главное в воспитательной работе -в характере взаимодействия классного руководителя, воспитанников, родителей, т.е.в воспитанных отношениях. Эти отношения ,основаны на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, родителей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих .Создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели и задачи , содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с обучающимися 5-9 классов и родителями. Программа рассчитана на пять лет.
Воспитание ,целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества осуществляется через образование, спортивную деятельность, здоровьесберегающие мероприятия.
Сегодня школа один из основных институтов , принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребенка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе - гармонично сочетать духовно- эстетические, идейно- нравственные принципы, единство доброты, познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда.
Современное общество нуждается в свободных, способных, талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, т.е. во всем будут успешными.
Именно такие люди - основа современного общества и государства. Не первый год, выпуская классы, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.
И взрослому и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности может служить доброе слово классного руководителя.
Сегодня личностно - ориентированный подход к воспитанию учащихся очень значим. Моя программа должна помочь каждому ученику класса стать физически здоровыми, духовно- нравственными, интеллектуально - развитыми, мыслящими и активно связанными с окружающим миром.
Цель программы:
Создать условия для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
-воспитание доброго отношения к жизни, желание творить добро
- формировать систему ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности
- формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе
- вовлечь всех учеников в активную жизнь класса и школы, способствовать сплочению коллектива.
-диагностировать, регулировать, корректировать жизнь в классе.
- помочь развитию познавательных интересов обучающихся.
- формировать здоровый образ жизни учеников.
- воспитывать гражданско- патриотическое и духовно- нравственное сознание на основе сохранения культурно-исторического наследия отечественных традиций через изучение истории родного края, города.
- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родителей, воспитание ответственного отношения к воспитанию родителей.
Принципы воспитательной работы
-Возрастной принцип: знание возрастных особенностей детей. Программа работает по нескольким направлениям, которые дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников воспитательного процесса.
- Принцип целостности в воспитании: принимать ребенка таким, какой он есть
- Личностно-ориентированный принцип: признание каждого ребенка полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся , построенном на глубоком знании педагогом каждого воспитанника класса.
- Принцип сотрудничества : взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины и терпимости.
«ВМЕСТЕ»
В- веселы
М- мечтательны
Е- едины
С- солидарны
Т- талантливы
Е- естественны
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
-
ИНТЕЛЛЕКТ.
ЗАДАЧИ:
-развивать учебную мотивацию и учебные навыки учеников класса.
- формировать эмоционально-положительное отношение к учебе, знаниям, науке, людям умственного труда.
- развивать познавательные способности, любознательность, стремление воспринимать окружающий мир во времени и пространстве.
- формировать социализацию и коммуникативность школьников средствами учебных предметов.
- стимулировать развитие одаренных учеников.
Пути реализации:
-
Открытые уроки
-
Предметные недели
-
Викторины
-
Предметные олимпиады
-
Дни открытых дверей
-
Участие в конкурсах
-
Выставки
-
Занятия с одаренными детьми
-
Презентации и защита исследовательских проектов
-
Содействовать процессам самопознания и самосовершенствования личности.
2.ПАТРИОТИЗМ.
Задачи:
- прививать чувство справедливости, любви к семье, школе, селу,
Родине.
- развивать гражданско-патриотические и нравственные качества
учащихся.
-формировать условия для принятия общечеловеческих норм и
образцов как ценностей.
- формировать убеждения, мировоззрения, систему социальных
установок.
Пути реализации:
-
Правовая Неделя
-
Уроки Мужества
-
Неделя Истории и обществознания
-
Смотр строя и песни
-
Мероприятия к Дню Победы
-
Встречи с ветеранами войны
-
Конкурсы рисунков, плакатов
-
Классные часы о малой Родине
-
Участие в Дне Земли
3 . ЗДОРОВЬЕ.
Задачи:
-
Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся с целью воспитания стремления к здоровому образу жизни.
-
Прививать навыки личной гигиены младших школьников.
-
Формировать интерес к спортивным занятиям.
-
Прививать интерес к занятиям спортом.
-
Формировать понимание сущности здоровья, как одной из главных жизненных позиций.
-
Развивать личностные качества : быстроту, ловкость, наход-
чивость, смелость, дисциплинированность, коллективизм.
Пути реализации:
-
Уроки физической культуры
-
Туристический слет, походы
-
Недели здоровья
-
Спортивные соревнования, эстафеты, спартакиады
-
Мероприятия по пожарной безопасности, ПДД
-
Классные часы о здоровом образе жизни
4. ЭКОЛОГИЯ.
Задачи:
-
Прививать любовь к природе
-
Формировать заботливое отношение к природе во всех проявлениях: к человеку, к растениям, к родному краю,
-
Изучать природу родного края, ее красоту и особенности
-
Развивать эмоционально- чувственное восприятие детей.
Пути реализации:
-
Общеобразовательные уроки
-
Трудовые ,экологические десанты
-
День Земли
-
Познавательные конкурсы и викторины
-
Биологический кружок «Пеликан»
-
Классные часы, беседы по бережному отношению к природе
-
Работа в клубе «Экология»
-
Проектно- исследовательская деятельность
-
КУЛЬТУРА И ТВОРЧЕСТВО.
Задачи:
-
Развивать чувство гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству, как составной части духовной культуры.
-
Поддерживать стремление к сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир.
-
Формировать художественно-эстетические взгляды и убеждения, интерес к различным видам искусства.
-
Прививать умения и навыки художественного творчества.
-
Совершенствовать личностные качества эстетической восприимчивости и отзывчивости, благородство души через обогащение внутреннего мира воспитанников.
-
Развивать стремления формировать свою среду по эстетическим, культурным, общепринятым критериям.
Пути реализации:
-
Общеобразовательные уроки
-
Участие в творческих конкурсах различных уровней.
-
Неделя искусств
-
«Осенний бал», Новогодний карнавал, День святого Валентина, конкурс инсценированной песни, выпускной вечер
-
Работа с одаренными детьми (вокал, подготовка чтецов, литературное, художественное, прикладное творчество)
6 САМОУПРАВЛЕНИЕ.
Задачи:
-
Развивать и совершенствовать систему ученического самоуправления
-
Включать учащихся класса в работу школьного Парламента, старостата
-
Прививать ученикам качества лидера
Пути реализации:
-
Оформление классного уголка
-
Выпуск классных и школьных газет
-
Проведение акций «Мой портфель», «Мой дневник», «Чистый класс», «Мой внешний вид».
-
Участие в Дне Самоуправления
-
Заседание актива класса,
-
Подготовка и проведение классных часов
-
Мозговые штурмы
-
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ.
Задачи:
-
Проводить просветительскую профориентационную работу среди обучающихся и родителей по ознакомлению с возможностями профессионального самоопределения на основе совместной деятельности классного руководителя, психолога.
-
Формировать осознанное представление о мире труда и профессий
-
Развивать интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу, развитие рефлексии и обучение навыкам по самопознанию.
-
Формировать убежденность в том, что трудовая деятельность на благо Отчизны является формой морально оправданного существования человека.
-
Воспитывать уважение ко всякому труду и людям труда, правильный подход к выбору профессий, стремление творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших результатов.
Пути реализации:
-
Диагностика, анкетирование по профессиональному самоопределению
-
Классные часы, индивидуальные беседы по выбору профессий
-
Взаимодействие со специалистами Центра тестирования
-
Родительские собрания
-
Оформление стенда «Куда пойти учиться», «Самые востребованные профессии в области»
-
Встречи с представителями разных профессий.
-
МОЯ СЕМЬЯ
Особое внимание в воспитательной работе классного руководителя уделять работе с семьей. Родители учеников играют важную роль в воспитательной системе. Они вместе с детьми с удовольствием принимают активное участие в подготовке и проведении коллективных творческих дел.
Задачи:
-
Формировать условия для сотрудничества педагогов и родителей на всех этапах воспитательного процесса: целеполагания , отбора содержания, форм ,средств воспитания их реализации, анализа и оценки результатов.
-
Повышение воспитательных функций семьи через консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания школьников
-
Психолого- педагогическая помощь родителям
-
Активизация роли родителей в образовательном процессе.
Формы работы с родителями:
-
Индивидуальные консультации, беседы, посещение семей
-
Диагностическая деятельность
-
Родительские собрания, лектории, круглые столы
-
Работа с родительским комитетом
-
Совместные творческие дела и праздники
-
Постоянная связь с родителями (дневник, Интернет, телефон)
-
Организация дежурств родителей во время культурно- массовых мероприятий.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа воспитательной деятельности педагога рассчитана на пять лет:
2012-2013 гг.- 5 класс
2013-2014 гг.- 6 класс
2014-2015 гг.- 7 класс
2015-2016 гг.- 8 класс
2016-2017 гг.-9 класс
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина , ответственного за свою судьбу и судьбу своего Отечества.
Развить у ребят чувства прекрасного. Уметь найти свое место в творчестве каждого ребенка.
Развить потребности заниматься физической культурой и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего села, района, области, государства.
Укрепить связь семьи и школы в интересах развития ребенка.
Создать единое воспитательное пространство: УЧЕНИК-РОДИТЕЛИ- ШКОЛА.
Постоянно самосовершенствоваться.
Усилить ориентацию школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ:
I ЭТАП. 5 класс (2012 -2013 год)
-
Адаптация к средней школе
-
Формирование детского коллектива
-
Развитие учебной мотивации.
Возрастные особенности:
10-11 лет.
Конец детства, период непосредственно предшествующий подростковому. Дети доверчивы к взрослым, ждут от родителей, учителей, взрослых помощи и поддержки.
Задачи:
-
Овладение базовыми школьными знаниями
-
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими правильно, разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других
-
Формировать представление о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Классные часы:
-
«Что такое пятый класс ?»
-
«Правила поведения в школе»
-
«Здоровое питание»
-
«Что в имени тебе моем»
-
«Дверь в детство»
-
«Мы в ответе за тех ,кого приручили»
-
«Мир моих увлечений»
-
«Семейные традиции»
-
«Скажи сигарете - нет!»
-
«Мой поселок»
-
«Памяти павших будьте достойны!»
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ:
-
Трудности адаптации пятиклассников в школе
-
Стили семейного воспитания
-
Значение домашнего задания в учебной деятельности
-
Вот и стали мы взрослее (подведение итогов за год)
II ЭТАП 6 класс (2013-2014 гг)
Цель работы:
-
Продолжить формирование классного коллектива, становление дружеских партнерских отношений.
-
Развитие творческого потенциала.
Возрастные особенности:
11-13 лет.- младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремление к деятельности, значительный рост энергии школьников. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. Подростку становится многое интересно, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
ЗАДАЧИ ЭТАПА:
-
Формирование духовно-нравственных качеств личности и гражданско-патриотических чувств
-
Развивать чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
-
Развитие моральных чувств, форм сочувствия, сопереживания другим людям.
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ:
-
«Я+ мои друзья»
-
Всеволожский район - моя малая Родина»
-
Уроки Мужества
-
«Вредные и полезные продукты»
-
«Подвигу Ленинграда - слава!»
-
«Книга в моей семье»
-
«Олимпийские игры в Сочи»
-
«Мой портфолио».
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ:
-
Наказание и поощрение в семье
-
«Друзья моего ребенка».
-
«Компьютер в жизни школьника: « За» и «против»
-
Достижения года.
III ЭТАП. 7 класс (2014-2015г).
Цель: создание оптимальных условий для гармоничного развития личности учащихся. Развитие толерантности в межличностных отношениях.
Возрастные особенности:
11-13 лет - младший подростковый возраст. Период повышенной активности, стремление к деятельности, значительный рост энергии школьника. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ:
-
Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания
-
Развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии
-
Формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ:
-
« Учение с увлечением»
-
«Береги здоровье смолоду»
-
«Память, которой не будет конца»
-
«Герои живут рядом»
-
«Профессии моих родителей»
-
« Воля и пути ее формирования»
-
«Семейные традиции»
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ.
-
«Особенности подросткового возраста»
-
«Учение с увлечением»
-
«Детская агрессия»
-
«Год позади. Успехи и планы».
IV ЭТАП. 8 класс (2015- 2016 гг.)
Цель: Воспитание доброго отношения к жизни, через развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности.
Возрастные особенности:
13-14 лет. Начало длительного и важного периода развития человека, « возраст второго рождения личности»(Ж.Ж.Руссо).В психологическом облике 13- летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ:
-
Формирование умения ставить перед собой цели и достигать их
-
Развивать воображение
-
Формировать умение понимать причины собственного поведения и поведения другого человека.
-
Развивать умение строить равноправные отношения со сверстниками
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ:
-
«Скажи мне кто твой друг»
-
«Доброта спасет мир»
-
«Людей неинтересных не бывает»
-
«Вспомнить всех поименно»
-
«Главная книга страны»
-
«О вредных привычках»
-
«Разговор начистоту»
-
«Памятники Куйвозовской волости».
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ.
-
Психологические и возрастные особенности подростка
-
Основы профессионального самоопределения
-
Если в семье конфликты
-
Как уберечь детей от беды.
V ЭТАП. 9 класс (2016-2017 гг)
Цель работы:
Сформировать представление о профессии, помочь выявить способности к определенному виду деятельности.
Возрастные особенности:
15-16 лет - период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. Завершается физическое развитие организма. Половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно - сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность.
Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуацией развития, общество ставит перед молодым человеком настоятельно жизненно важную задачу ,осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты , намерения кем то стать в будущем, а в плане реального выбора.
В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ:
1.профессиональное самоопределение - самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ:
-
«Твоя будущая профессия»
-
«Роль самообразования в профессиональном определении»
-
«Знакомство с профессиями»
-
«Победный салют сорок пятого года»
-
«О дружбе и друзьях»
-
«Дружба, любовь , семья»
-
«Жизнь бесценна»
-
«О вредных привычках»
-
«Стрессы и саморегуляция»
-
«Герои нашего села»
-
«Овеян славою наш край».
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ.
-
Помощь семьи в правильной профориентации ребенка
-
Конфликты и способы их разрешения
-
Как подготовить себя и ребенка к сдаче экзамена.