Сказочная азбука правовой культуры (правовая викторина для самых маленьких)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сказочная азбука правовой культуры

(правовая викторина для самых маленьких)

Цели правовой викторины: ознакомиться с основами правовых знаний и правовой культуры; дать представление об основных документах, регламентирующих права человека и ребенка; проанализировать типичные сказочные правонарушения среди литературных героев; выяснить причины этих правонарушений и указать способы решения сказочных правовых ситуаций; формировать толерантное отношение к правам друг друга. Оборудование: задания правовой викторины, основные документы, регламентирующие права человека и ребенка, выставка творческих работ учащихся.

Форма мероприятия: сказочная правовая викторина.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

Добрый день, дорогие друзья! Я приветствую вас на правовой викторине «Сказочная азбука правовой культуры». Итак, познакомимся с участниками игры. Это команды_________,__________,_____________учащихся ______класса. Сегодня моими помощниками выступают юные правоведы_______класса.

Теоретическая часть сказочной правовой викторины:

1 ученик: Только ты на свет родился

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться - Имя личное свое.

2 ученик:

Очень трудно самому, жить на свете одному.
Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята.

3 ученик:

Есть еще такое право помнить, думать и творить
И другим свои раздумья , если хочешь подарить.

1 ученик:

Я росточком не доволен и пока не так силен.
Но не смей мне делать больно - есть у нас такой закон.

2 ученик:

Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры, то позвать врача на помощь
Тоже право детворы.

3 ученик:

Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь - учиться на родном мне языке.

1 ученик:

Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки - это право есть у нас.

2 ученик:

Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь - пищу вправе получать.

3 ученик:

Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.
Ты родился быть счастливым - Это право всем дано.

Практическая часть сказочной правовой викторины:

1 ТУР. Ребятам необходимо вспомнить сказки, их главных героев, а заодно посмотреть на возникшие сказочные ситуации глазами маленького юриста.

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? ("Красная Шапочка").

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип " от каждого по способности, каждому - по труду" и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу телесные повреждения, привёдшие к смерти. ("Сказка о попе и о работнике его Балде").

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. ("Волк и семеро козлят").

4. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финалу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. ("Колобок").

5. Назовите сказку, где невестки, царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына и сжигают его. ("Царевна-лягушка").

6. В этой сказке птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. ("Курочка Ряба").



  1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке "Ледяная избушка")

  2. В какой сказке "хлебобулочный герой" несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)

  3. Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)

  4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)

  5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

  6. Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки Репка)

  7. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)

  8. Кот Базилио и лиса Алиса пытались пытались отнять деньги у Буратино и лишить Буратино право на… (Имущество)

2 ТУР. В сказочном диалоге ответить герою, основываясь на статьях Декларации прав человека. Например: Лиса Алиса обращается к Буратино "Буратино, отдай мне эти денежки!". Буратино ей отвечает "Не имеешь права лишать меня моего имущества".

  1. Волк: "Колобок, колобок, я тебя съем!" Колобок "…….(Не имеешь права посягать на мою жизнь)

  2. Волк: "Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка". Козлята "…..(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно".

  3. Медведь "Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить". Маша "……(Не имеешь права посягать на мою свободу)

3 ТУР. Ребятам необходимо узнать по описанию знаменитых героев популярных фильмов.

1) Он почти неизвестен за границей, но был начальником отдала по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за чёрной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов).

2) Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, а любое препятствие для него - пустяк. (Джеймс Бонд).

3) Живёт в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент - скрипка. Его любима опера - "Волшебная флейта". (Шерлок Холмс).

4) У него аналитический склад ума. Он всегда очень аккуратен, носит котелок, жилет, трость. Очень щепетильно относится к своим усам. (Эркюль Пуаро)

4 ТУР. Конкурс капитанов. С помощью подсказок капитаны-следователи должны определить о ком идёт речь.

1. Ну очень отважный полицейский.

2. Его партнёр - человек.

3. Он породистый пёс.

(Комиссар Рекс).

1. Он круглобокий.

2. Его очень любят дети.

3. Он ушёл от бабушки.

(Колобок).

5 ТУР. Определить, какие права были нарушены, либо какими правами смогли воспользоваться литературные сказочные герои.

1) Лягушка из сказки В.Гаршина "Лягушка-путешественница" отправилась в путешествие, воспользовавшись своим правом на ... (свободное передвижение).

2) Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на…(личную неприкосновенность).

3) Полицейский из сказки А.Толстого "Золотой ключик", силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на… (неприкосновенность жилища).

4) Балда из сказки А.С.Пушкина "Сказка о попе и его работнике Балде", нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ... (труд).

5) Царевич Иван из сказки "Иван-царевич и серый волк", украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом).

6) В сказке "Иван-царевич и серый волк" братья убили Ивана, нарушив его право на… (личную неприкосновенность, или жизнь).

6 ТУР. Ищем опасного правонарушителя. Учитель: Внимание! Внимание! Только что поступило сообщение, что в этом зале среди нас находится опасный правонарушитель. Команды, в вашем распоряжении его словесный портрет. Задача команд, как можно быстрее вычислить опасного правонарушителя среди игроков.

3. Подведение итогов правовой викторины. Награждение победителей.


© 2010-2022