Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя

В данном материале я описала свой опыт работы и содержание деятельности классного руководителя.                                             В работе определена основная цель:воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.Описаны принципы воспитальной системы, система  и направления работы с классом и родителями.Подведена оценка результативности воспиталельной работы ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Оболенская средняя общеобразовательная школа»

Московская область Серпуховский район




Содержание деятельности

и опыт работы

классного руководителя

Корнеевой Галины Юрьевны







2014 г.

Содержание

1. Введение

2. Цель воспитательной деятельности, её обоснование

3. Принципы воспитательной системы

4. Система работы классного руководителя

4.1 Направления работы классного руководителя

4.2 Формы, способы, приемы воспитательной работы с классным коллективом

4.3 Формы работы с родителями

5. Оценка результативности воспитательной деятельности

6. Заключение





Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически

К.Д. Ушинский

Введение

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Именно в классном коллективе зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми.

Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу.

Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель. Моя работа, как классного руководителя, - это целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания нашего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.

Цель воспитательной деятельности:

- воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

Всем известно, что ребёнок не рождается личностью, а становится ею в процессе развития, что личность ребёнка формируется под влиянием семьи, школы, социума. Вся человеческая жизнь - это поиск реальных путей к нравственному здоровью и полноценной жизни, стремление быть физически сильным, психически устойчивым, творчески активным, духовно нравственным. Всё это ставит передо мной ряд качественно новых требований и определяет особое внимание к решению задачи становления личности ребенка.

Приоритетным направлением моей воспитательной деятельности является забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей.

Результатом системы моей воспитательной работы должен стать ребенок, воспитанный как личность и индивидуальность, ориентированный на творчество, на самопознание и самовоспитание, на вечные абсолютные ценности, с чувством гражданина, политической культурой, с личным достоинством.

Задача, стоящая передо мной, - создавать условия для саморазвития учащихся. Я, как классный руководитель, стремлюсь, чтобы мои ученики учились общественные интересы ставить выше личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива,были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми.

Принципы воспитательной системы

В своей воспитательной системе я считаю важным и придерживаюсь таких принципов:

Правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему

Быть примером для детей, вызывать к себе уважение со стороны воспитанников

Вызывать в ребенке благородные чувства, делать людям добро

Приспосабливать педагогические воздействия к индивидуальным особенностям ребенка

Уметь признавать свои ошибки

Система работы классного руководителя

В моделировании воспитательной системы класса я выделяю четыре основных направления совместной деятельности с детьми, коллегами, родителями.

  • Изучение учащихся, отношений и общения в классном коллективе

  • Определение целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества

  • Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка

  • Изучение и анализ деятельности классного коллектива

Моя воспитательная работа с детьми строится по следующим направлениям:

Направления воспитательной деятельности

через

Физическое воспитание

ЗОЖ

Духовно-нравственное воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся

Трудовое воспитание

Экологическое воспитание

Взаимодействие сотрудничество с родителями

Эстетическое воспитание



Формы, способы, приемы воспитательной работы с классным коллективом

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности. Только на основе чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному краю; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Ребенок 7-10-летнего возраста мыслит образами, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны строю на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показываю логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, прошу их составить с помощью родителей свою родословную, нарисовать герб своей семьи. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

На данной схеме представлены различные формы работы детьми, которые я использую в воспитательной работе с классным коллективом. Формы работы

с детьми

Конкурсы, викторины

Проектная деятельность

Классные

часы

Акции

Спортивные

соревнования, праздники

Поездки в музеи,

театры

Игры

Экскурсии, выставки

Беседы

КТД - коллективное творческое дело


С целью формирования гражданско-патриотических представлений детей, разъяснения норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения, обсуждения и анализа поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива я применяю метод убеждения - беседу. Материалом для бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.

Одной из ведущих форм воспитательной работы, по моему мнению, является классный час, т.к он способствует формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Систематически провожу классные часы согласно плану ВР класса.

Я считаю, что в гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. В классе организую экскурсии в школьный краеведческий музей, Историко-художественный музей г. Серпухова, на мемориал Славы в д.Станки. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому моя задача сверхсложная: я должна раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя

Цель моей работы по данному направлению заключается в гармоничном духовном развитии личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России. На классных часах я провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу - это активное участие в нём всех учащихся. Так, например, на классном часе по теме «С детства дружбой дорожи», дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя

Кроме того, в моей воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы («Непослушание», «Нет вредным привычкам», «Кто такой тактичный человек», «Благородные поступки» и т.д.). Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

Проектная деятельность создает оптимальные условия для решения задач воспитания. В процессе работы над проектом дети приобретают практические навыки за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни, учатся добывать нужную информацию самостоятельно. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, толерантность и т.д.

Мной разработана тематика классных часов для детей 1-4 классов по духовно-нравственному воспитанию.

Одним из важнейших направлений моей воспитательной работы является - физическое воспитание и здоровый образ жизни, направленное на укрепление здоровья ребенка. У младших школьников особенно чувствительной является нервная система. Именно поэтому проблема здоровьесбережения остаётся наиболее актуальной на начальной ступени обучения.

Ребята принимают активное участие в школьных спортивных соревнованиях и конкурсах. В теплую погоду динамические минутки, игры, прогулки провожу на свежем воздухе, что положительно сказывается на сохранении здоровья учащихся.

Содержание деятельности и опыт работы классного руководителяСодержание деятельности и опыт работы классного руководителяСодержание деятельности и опыт работы классного руководителяСодержание деятельности и опыт работы классного руководителя

Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся. Мы проводим спортивные праздники, соревнования, конкурсы рисунков «Секреты здоровья», «Здоровый образ жизни» и т.п.

Параллельно ведется работа с детьми через классные часы, беседы, на которых рассматриваются темы здоровьесбережения, эстетического и нравственного воспитания, вопросы пропаганды здорового образа жизни. Например: «Береги здоровье смолоду», «Закаливание», «Забота о глазах», «Забота о зубах», «Правильное питание», «Как сделать сон полезным», «Вредные привычки», «Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте», «Правила обращения с огнем» и т.п. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителяСодержание деятельности и опыт работы классного руководителя

В содержание экологического воспитания входит формирование начал экологической культуры в младшем школьном возрасте - это становление осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности.Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя

Для того чтобы внеклассная работа в этом направлении была интересной и не утомляла детей, всегда предусматриваю смену видов деятельности: познавательная (классные часы: «Как мы бережем и охраняем природу», «Как чудесен этот мир, посмотри!», «Красная книга Московской области», операция «Кормушка». «Первоцвет»), игровая (подготовка кроссвордов, загадок на тему экологии, викторина «В мире интересного»), творческая (конкурс рисунков, плакатов по экологии «Охрана природы», «О братьях наших меньших» , изготовление коллективных поделок из природного материала, участие в общешкольном конкурсе «Золотая Осень», трудовая (сбор корма, изготовление кормушек, сбор природного материала для уроков труду. Внеклассная работа в этом направлении дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.Содержание деятельности и опыт работы классного руководителяСодержание деятельности и опыт работы классного руководителяСодержание деятельности и опыт работы классного руководителя

Дети моего класса не равнодушны к работе, проводимой по профилактике пожарной безопасности. Они ежегодно активно участвуют в конкурсах рисунков и поделок по противопожарной тематике. Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами. Если ребенок мучает животных и взрослые его не останавливают, он привыкает к таким жестким забавам, становится жестоким и к людям. Ребенок, который заботится о животном, становится добрее и к окружающим. Так шаг за шагом стараюсь прививать детям бережное отношение к окружающему миру.

Эстетическое воспитание детей осуществляю в разных формах: участие ребят в общешкольных мероприятиях, посещение выставок, музеев, участие в конкурсах рисунков, поделок. Вместе с этим ребята учатся вести себя в общественном месте, развивают навыки культурного поведения. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителяСодержание деятельности и опыт работы классного руководителя

Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. В труде раскрывается богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности ребенок может самовыразиться, самоутвердиться. Стараюсь добиться от ребенка не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда. Я, как классный руководитель, должна прививать уважение к будничным трудовым делам, воспитывать привычку к труду, формировать культуру любого труда. Все мои ученики очень любят дежурить по классу, принимают участие в озеленении кабинета и трудовых десантах. На детей положительно воздействует совместная работа, любой коллективный труд. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителяСодержание деятельности и опыт работы классного руководителя

Провожу классные часы по трудовому воспитанию: «Труд красит человека», «Талант и труд», «Без труда не проживешь», «Все работы хороши - выбирай на вкус» и т.д.

Все перечисленные выше формы, способы, приемы моей работы направлены на реализацию цели воспитательной деятельности.

Системную работу с детьми строю через проведение классных и внеклассных мероприятий согласно плану воспитательной работы. В этой работе мне помогает актив класса. Работу по организации детского самоуправления в классе считаю трудной, но необходимой. В 1-2 классах я испытывала трудности по организации самоуправления в коллективе. И только к началу 3 класса, благодаря принципам и формам моей воспитательной деятельности данная проблема стабилизировалась. В начале года мы проводим выборы актива класса. А затем, в течение учебного года, актив класса организует и контролирует работу секций. В классе развивается самоуправление. У каждого ребёнка есть поручение. Большинство детей ответственно их выполняют, но есть дети, которых надо контролировать. Предстоит продолжить работу в данном направлении.

Все проводимые мероприятия оказывают положительное влияние на воспитание детей. Совместная деятельность по их подготовке и проведению способствуют формированию детского коллектива, воспитанию товарищеских взаимоотношений, формированию у детей нравственных смыслов и духовных ориентиров, здорового образа жизни.

Основные направления воспитательной работы в классе реализуются через систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий, дел, акций, индивидуальных бесед со школьниками, адекватных поставленной цели.

Формы работы с родителями

Новый образовательный стандарт обозначен как общественный договор между школой, семьей и государством. Поэтому неудивительно, что семье, ее взаимодействию со школой отводится в нем особая роль. Очень важно сделать родителей единомышленниками в воспитании детей.

По моим наблюдениям, совместная деятельность классного руководителя и родителей становится более активной, благодаря использованию разнообразных форм работы. Они представлены на схеме.

Телефонные звонкиФормы работы с родителями

Классные и общешкольные родительские собрания

Индивидуальные

консультации

Совместные праздники

Совместные

акции, походы, поездки

Работа родителей в Совете Школы

Работа с родительским

комитетом

Посещение на дому

Спортивные

мероприятия


Чтобы правильно организовать воспитательную деятельность с учениками и их родителями, нужно как можно больше знать о них. Именно поэтому я в своей работе большое значение уделяю анкетированию, диагностике, наблюдениям.


Оценка результативности воспитательной деятельности

Оценка результативности воспитательной работы складывается из показателей общей активности детей при проведении школьных дел, результативности их участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, осознанного отношения к своему здоровью, проявления гражданской позиции по отношению к природе и окружающей среде.

Для оценки результативности воспитательной работы определяю следующие критерии и показатели её эффективности:

  • Уровень воспитанности учащегося - продвижения личности в своем развитии



  • Уровень развития коллектива

  • Удовлетворенность учащихся и родителей деятельностью классного коллектива

Оценивая эффективность воспитательной деятельности классного коллектива 3б класса по данным критериям, делаю выводы:

- у большинства детей класса преобладает положительная самооценка, они уверены в своих силах и возможностях, чувствуют себя в классном коллективе защищено и комфортно;

- более заметными стали успехи ребят в олимпиадах, смотрах, конкурсах;

- большинство родителей удовлетворены результатами воспитания своих детей, их положением в классе и школьном коллективе.

Дети класса формируют портфолио достижений. Эта копилка успехов отражает учебные и внеучебные результаты ребят, их интеллектуальные и творческие победы, интересы, склонности, способствует личностному развитию.

Заключение

Классный руководитель должен расти и двигаться вперед вместе со своими учениками. Поэтому я стараюсь повышать свои знания, участвовать в мероприятиях по повышению психолого-педагогической и воспитательной компетентности, идти в ногу со временем.

Все годы я работаю по своим выработанным заповедям: «Быть примером для воспитанников - не цель, а средство воздействия на него», «Следить за тем, чтобы слова не расходились с делом», «Быть честной с детьми».

Итогом воспитательной работы в 2013-2014 учебном году стала победа в школьном конкурсе «Лучший класс года» среди 1-4 классов.

Охват дополнительным образованием составляет 100%. Все дети посещают кружки и секции. Дети класса не состоят на внутришкольном учете, на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и ОДН.

Самым главным критерием успеха своей работы считаю доверие и любовь своих подопечных, их желание вместе с коллективом активно творить, развиваться, совершенствоваться.

Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя







© 2010-2022