Портфолио учителя начальных классов

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ САДОВСКАЯ ООШ

ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ОРЛОВОЙ СВЕТЛАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ



Портфолио учителя начальных классов





п. Садовый



Содержание


  • Общие сведения

  • Моя педагогическая философия

  • Курсы повышения квалификации

  • Обученность по годам в целом

  • Достижения и награды учащихся

  • Научно-методическая деятельность

  • Выбор образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы

  • Дополнительные обязанности

  • Самообразование

  • Планируемые направления деятельности на следующий учебный год













Общие сведения


Без стремления к научной работе

Учитель неизбежно попадает

Во власть трех демонов:

Механичности, рутинности,

Банальности.

Он деревенеет, каменеет, опускается.

Дистервег

Орлова Светлана Владимировна


Дата рождения


02.05.1982г

Образование

Высшее

Педагогический стаж

Общий 9 лет

Педагогический 5лет


Дата поступления

1сентября 2015г

Аттестация

(категория, год присвоения)

Без категории


Занимаемая должность, предметы, преподаваемые учителем

Учитель начальных классов

Нагрузка

Урочная деятельность

Электронный адрес

[email protected]






Эссе. «Моя педагогическая философия»

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить.

М.А.Волошин

Вот уже почти год я иду вместе со своими учениками по дороге школьной жизни, и придают мне уверенность на этом пути истины, которые являются основой моего педагогического мировоззрения: Вера, Любовь и Надежда. Я верю в талантливость каждого ученика, в его неповторимый внутренний мир и в наш совместный успех. Я проявляю любовь к детям, любовь к профессии, которую выбрала. Я надеюсь на то, что мои ученики обязательно превзойдут меня, своего учителя.

Размышляя о сути нашей учительской профессии, я поняла, что хорошим педагогом стать очень трудно, но стремиться к этому надо обязательно. Это стремление побуждает меня к постоянной работе над собой, к совершенствованию себя не только как профессионала, но и как личности. Останавливаться в собственном развитии я не могу, так как любое успокоение отразится на моей работе. Не случайно в качестве эпиграфа к «Моей педагогической философии» я взяла строки из стихотворения М.А.Волошина:

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить.

Мне очень нравятся эти слова поэта, так как они созвучны моему внутреннему миру.

Почему же я стала учителем? В выборе профессии большую роль сыграла для меня моя любимая мама. Именно она убедила меня в том, что профессия учителя - это самая благородная профессия, что живое, доверительное общение с детьми - одно из главных условий успеха обучения и удовлетворения от своей работы.

В моём представлении учитель - это, прежде всего, надёжный друг по отношению к детям, их верный помощник, советчик, союзник и тьютор. Я глубоко убеждена в том, что настоящий учитель не только передаёт знания детям, не только сопровождает их в поиске истины, но и способствует формированию многих необходимых человеческих качеств, таких как честь, интеллигентность, правдивость, милосердие, совестливость… Учитель имеет право воспитывать только тогда, когда сам обладает теми нравственными началами, которые прививает детям. Нельзя быть хорошим преподавателем и плохим человеком, иначе исчезнет духовная связь между учителем и учеником. Конечно, между мной, учителем, и моими учениками сохраняется определённая дистанция, но это не барьер, который нельзя преодолеть, это уважение и взаимоуважение.

Исходя из новой парадигмы образования, мы должны вооружить учащихся не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В связи с этим я стараюсь усилить практическую направленность школьной теории, больше уделяю внимания её связи с жизнью. Я также знаю, что учебный процесс должен носить деятельностный характер обучения, с ориентацией на развитие самостоятельности и ответственности ученика. Поэтому моя задача как учителя-предметника - способствовать развитию способностей учащихся решать познавательные, мировоззренческие, нравственные, коммуникативные проблемы, причём на основе собственного социального опыта.

Учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний являются ведущими. Но XXI век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому я должна уметь общаться, обмениваться информацией на современном уровне. Убеждена, что это одна из ведущих способностей педагога.

Необходимость в постоянном самосовершенствовании стала основой всей моей педагогической деятельности. Я стараюсь сделать свои уроки интересными, творческими и содержательными, так как моя цель - выявить одарённость каждого ученика. Я убеждена в том, что нет на свете неспособных детей, нужно только помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие - открыть свои способности, а может быть, и талант. Я хочу быть хорошим учителем, поэтому пытаюсь создать на уроке такие ситуации, когда ученик добывает знания сам, а я по необходимости протягиваю руку помощи. В современных условиях важно привить детям умение находить новые способы действий, планировать, контролировать, оценивать свою деятельность и ориентироваться в потоке научной информации, перерабатывать её, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем. Заинтересовать детей своим делом может только образованный и увлечённый педагог, обладающий педагогическим мастерством, к которому мы все стремимся. Чтобы справиться с этой трудной задачей, я должна верить в себя, в свои возможности и способности, работать над собой, обогащать себя определёнными знаниями и навыками. Необходимо искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, к поиску новых методов и приёмов обучения. Сегодня дети ценят в педагоге компетентность, что подразумевает не только хорошее знание своего учебного предмета, но и создание условий для достижения оптимально высоких результатов.

Планируя урок, я особое внимание уделяю организации деятельности учащихся, формированию у них универсальных учебных действий. Правильно организованная творческая деятельность обязательно будет вызывать у детей познавательный интерес, под влиянием которого активизируется восприятие, мышление, память, воображение, формируется положительный эмоциональный фон и повышается работоспособность, что отражается и на успеваемости учащихся. Я понимаю, что учить всех одинаково невозможно, но учить всех одинаково хорошо - это возможно и необходимо.

Очень важным мне кажется стиль общения с учениками. Общение и ещё раз общение я ставлю на первый план на уроке. А это предполагает развитие определённых качеств личности: коммуникативности, раскрепощённости, готовности вступить в контакт. Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним. А для этого нужно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и свободно. Ещё в университете я обратила внимание на высказывание В.А.Сухомлинского:

«Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии.

Если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти.

Если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

Но если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире».

Эти слова стали для меня главным ориентиром в педагогической деятельности. Я всё время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках. Я стараюсь доверять им, создаю атмосферу добра, внимания и поддержки, которая помогает устранить страх сделать ошибку, оказаться непонятым, и дети отвечают мне благодарностью.

При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и ученика, исходя из новых целей и задач обучения, я поняла, что педагог не должен навязывать школьникам учебные цели, не должен ставить учеников в ситуацию соревнования. Важное место должно занимать обучение их оценочной деятельности, в процессе которой происходит осмысление изучаемого материала.

Какими я хотела бы видеть своих учеников?

Конечно, толерантными, умеющими конструктивно решать проблемы, способными к самовыражению. И всё-таки, на мой взгляд, самое главное в моей педагогической деятельности - желание видеть каждого из них яркой индивидуальностью, личностью. Выпускник сегодня должен обладать не «багажом знаний», а универсальными способами получения новых компетенций, умением сотрудничать, стремлением к продолжению образования, высоким уровнем духовно-нравственного развития. Всё это необходимо выпускнику для успешной адаптации в информационном мире.

А что значит для меня быть учителем?

Это каждый день общаться с детьми, открывая для себя что-то новое. В этом я нахожу радость и удовлетворение. Я думаю о своих учениках, сопереживаю им, несу за них ответственность.

Конечно, не всё в моей работе гладко и безупречно. Случаются промахи, ошибки, разочарования. Но ведь и отрицательный опыт бывает не менее важен, чем положительный. Ошибки и промахи заводят в тупик и позволяют искать выход. Разочарование заставляет быть недовольной собой, совершенствоваться и идти вперёд.

Вот и я иду вместе со своими учениками по дороге школьной жизни. Мы вместе преодолеваем преграды, веря друг в друга, надеясь на успех, любя. В этом и заключается суть моей педагогической философии.

Прохождение курсов повышения квалификации

- Сентябрь 2015г-курсы,72ч, Методическое обеспечение и планирование учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС.

- Декабрь 2015г-курсы,108ч, ФГОС: Внеурочная деятельность.


Результаты

педагогической деятельности

Самая большая радость для учителя,

когда похвалят его ученика.

Шарлотта Бронте


Достижения и награды учащихся




Дата



Вид мероприятия


Класс



Результат

20 г




место

20 г





место

20 г


место


Портфолио учителя начальных классов




Научно-методическая деятельность


Нет стремления

более естественного,

чем стремления к знаниям

М.Монтень

Портфолио учителя начальных классов








Выбор образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы

При выборе образовательной программы, мной учтены основные подходы к формированию содержания образовательной области «Начального общего образования», которые определены государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Все учебники комплекта «Перспективная начальная школа» прошли государственную экспертизу по новой форме и включены Министерством образования и науки Российской Федерации в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательной школе. Комплект состоит из учебников, рабочих тетрадей и методических пособий по всем основным предметам начальной школы.

Характеристика ведущих идей проекта

«Перспективная начальная школа»

Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарт).

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

  • ориентацию на результаты образования как системнообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности (см. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010, с. 4).

Все вышеперечисленные положения нашли свое развитие в дидактических принципах развивающей личностно-ориентированной системе обучения «Перспективная начальная школа» и в типических свойствах учебно-методического комплекта (УМК), реализующего эту систему.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий - личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.

Предлагаемый учебно-методический комплект (УМК) «Перспективная начальная школа» исходит из того, что ОПЫТ ребенка - это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. ОПЫТ ребенка (адресата УМК), который важно учитывать, - это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни - с естественно-природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удаленностью от крупных культурных объектов. Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается авторами УМК, что каждое пособие этого комплекта адресовано лично ему.

Концепция, которая лежит в основе создания комплекта учебников для 1-4-го классов, безусловно, не могла бы появиться без обобщения опыта функционирования тех комплектов, которые сегодня популярны и результативны в начальной школе. Это, прежде всего, комплекты учебников по развивающим системам обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, комплект учебников

«Школа XXI века» под редакцией академика Н.Ф. Виноградовой, комплект учебников «Гармония». Только с учетом сильных сторон всех направлений стала возможна разработка концепции УМК «Перспективная начальная школа» и создание нового учебно-методического комплекта.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Содержательные линии индивидуального развития:

  • формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности;

  • воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;

  • воспитание физической культуры младшего школьника: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности;

  • формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса: эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства;

  • социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.

Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование.

Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

Авторский коллектив проекта поставил перед собой задачу создания такого УМК, который системно учитывает современные ТРУДНОСТИ и ПРЕИМУЩЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Причем, как уже говорилось выше, имеется в виду, что это не только городская школа, но и школа, расположенная в сельской местности.

При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие положения:

  • возраст школьника (первоклассник может быть как шести, так и семи-восьми лет);

  • разный уровень его развития (школьник, не посещавший детского сада, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами);

  • топографическая принадлежность школьника. Это не только городской, но и сельский школьник. Следовательно, необходим учет опыта жизни школьника, проживающего как в городской, так и в сельской местности. Целесообразен такой подбор материала, который учитывает не только то, чего лишен сельский школьник по сравнению с городским, но и те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности: богатейшее природное окружение, целостный образ мира, укорененность в природно-предметной среде, естественно-природный ритм жизни, народные традиции и семейный уклад жизни, а также высокая степень социального контроля;

  • разный уровень владения русским языком. Это не всегда школьник, являющийся носителем московской нормы произношения и не всегда школьник, у которого русский язык - единственный язык общения. Это, как правило, школьник с большим количеством логопедических проблем;

  • особенности мировосприятия школьника, который часто общается с одним носителем знаний - своей учительницей. Учитывалась и разная наполняемость класса. Этот учебно-методический комплект предназначен не только для школьника, обучающегося в классе с полной наполняемостью, но и для школьника малокомплектной и малочисленной школы.

Основные принципы концепции

«перспективная начальная школа»

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах учебной или клубной деятельности.

Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру и технологии.

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить все представленное содержание образования). Следовательно, необходимо сохранение разноуровневого представления знаний в течение всех лет начального обучения. Выполнение этого требования стало возможным в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Стандарт предоставляет каждому ребенку возможность освоить все содержание образования на уровне обязательного минимума. Вместе с тем определены «Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу», которые фиксируют удовлетворительный уровень обученности.

Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи. Само репродуцирование этой двуступенчатости, превращение ее в механизм учебной деятельности в условиях НАГЛЯДНОГО обучения является основанием для реализации принципа ПРОЧНОСТИ. Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, т. е. неоднократное возвращение к уже пройденному материалу. Однако реализация этого положения на основах постоянного развития школьника приводит к принципиально новой особой структуре учебников УМК. Реализация принципов прочности и развивающего обучения требует продуманного механизма, отвечающего ведущей идеи: каждое очередное возвращение к частному продуктивно только в том случае, если пройден этап обобщения, который дал школьникам в руки инструмент для очередного возвращения к частному. Например, алгоритмы вычитания, сложения, умножения, деления столбиком сначала «открываются» школьниками на основании соответствующих действий с числами в строчку. Затем они формулируются как закономерности и, наконец, используются как механизмы соответствующих математических операций. В «Окружающем мире»: из множества животных (растений) по тем или другим основаниям выделяются отдельные группы, затем каждое вновь изучаемое животное (растение) соотносится с известными группами. В «Литературном чтении»: выделяется тот или другой литературный жанр, а затем при чтении каждого нового текста определяется его принадлежность к одному из жанров литературы и т. д.

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.). Практическая реализация принципов РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ и принципов ПРОЧНОСТИ и НАГЛЯДНОСТИ становится возможной через методическую систему, которая представляет собой единство типических свойств, присущих как методике обучения грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике, так и всем остальным предметам. Эти типические свойства, в свою очередь, определяют и особую структуру учебника, единую для всего комплект

Типические свойства методической системы: комплектность, инструментальность, интерактивность и интеграция

КОМПЛЕКТНОСТЬ как типическое свойство УМК предусматривает прежде всего единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований. Это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша). Общий метод ПРОЕКТОВ.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ - это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.

Кроме того, инструментальность - это еще и требование применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса, термометра, цветных карандашей в качестве маркеров и пр.) для решения конкретных учебных задач. Инструментальность - это не только организация использования школьником различных инструментов на всех уроках, но и подготовка «инструментов» на уроках технологии для других.

Инструментальность - это и инструмент восприятия действительности (создание условий для выражения детьми двух равноправных точек зрения, для работы с несколькими источниками информации).

Инструментальность - это и максимальное размещение методического аппарата в корпусе учебника, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу; дифференциация учебных заданий, сориентированных на разноуровневое развитие школьников. Это единая система специальных выделений учебного материала во всех учебниках.

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ - новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации. Однако, поскольку для многих школ использование Internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками. Психологические характеристики, которыми отличаются герои учебников, настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться (переписываться) с ними. Вступают в клуб и ведут активную переписку с героями учебников те ученики, которые испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке. Это, как показал эксперимент, каждый четвертый ученик в классе.

Интерактивность - это еще и требование реализации интерактивных проектов внутри таких образовательных областей, как «Язык и литературное чтение» и «Естествознание. Обществознание» и «Технология».

ИНТЕГРАЦИЯ - важнейшее основание единства методической системы. Это прежде всего понимание условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Именно это типическое педагогическое свойство стало основой разработки интегрированного курса «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют и взаимно увязываются представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство. Курс «Литературное чтение» выстраивается как синтетический: предполагающий знакомство с литературой как с искусством слова, как с одним из видов искусства в ряду других (живопись, графика, музыка), как с явлением художественной культуры, выросшим из мифа и фольклора.

Интеграция является принципом разворачивания предметного материала в рамках каждой предметной области. Каждый учебник создает не только свою, но и общую «картину мира» - картину математических или языковых закономерностей, доступных пониманию младшего школьника; картину взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры; картину сосуществования и взаимовлияния разных жанров фольклора; картину взаимосвязи разных техник и технологий прикладного творчества и т. д.

Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего как общими, так и своими средствами общепредметные задачи по усвоению младшими школьниками сенсорных эталонов и формированию интеллектуальных умений (деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, учебных действий, совместной коллективной деятельности).

Так, например, интрига в учебнике по окружающему миру является способом интеграции материала по биологии, географии и истории. Герои - брат и сестра - являются конкретными детьми, имеющими конкретных родителей и конкретное место проживания. По мере взросления героев осуществляется их выход за границы конкретного места проживания в более масштабную природную, социальную и историческую среду. Интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуждает учащихся постоянно удерживать в сознании два плана - план интриги и план решения учебной задачи, что является важным и полезным психологическим тренингом. Интеграция позволяет установить связь между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся по применению этих знаний. То есть практически реализовать одно из требований стандарта начального образования (раздел «Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни») ко всем предметам.

К отличительным особенностям УМК следует отнести и максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование.

Учет того, что в нашей стране большое количество малокомплектных школ, потребовал максимального размещения методического аппарата на страницах учебника. Развернутые формулировки заданий вместе с указанием организационных форм выполнения работы (самостоятельно, в паре и т. д.) позволяют школьнику достаточно продолжительное время не отвлекать учителя, который может быть занят с другой возрастной группой учащихся. Малокомплектная школа вызвала необходимость создания единого образовательного поля для учащихся 2-4-го классов. В нашем комплекте эту задачу решает единая для всех учебников комплекта внешняя интрига. Это позволяет школьникам разных учебных возрастов, сидящим в одном помещении, находиться в одном и том же поле интриги (общие герои, которые с ними общаются на протяжении 4-хлет) и заниматься сходными видами учебной деятельности (использование словарной части учебника в каждом классе для решения разнообразных учебных задач).

Малочисленная и малокомплектная школа имеет возможность использовать героев учебников для «пополнения класса», поскольку они представляют собой еще несколько точек зрения.

Именно ориентация на учащихся малокомплектной начальной школы побудила разработчиков комплекта сделать упор на повышение роли и статуса самостоятельной работы учащихся. На протяжении всех 4-х лет обучения по всем базовым предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир) предусмотрена работа учащихся в «Тетрадях для самостоятельной работы» на печатной основе.

Основные методические особенности УМК. УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, Тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста).Каждое методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть - теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации. Вторая часть - непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.

Дополнительные обязанности

До 2015 учебного года работала в МБОУ Садовская ООШ:

- завхоз, воспитатель ГКП, помощник воспитателя ГКП, инструктор по физической культуре в ГКП, психолог в ГКП и школьный психолог, библиотекарь.

С 2015- 2016 учебного года работаю по специальности, учителем начальных классов.

Самообразование

Самообразование учителя является необходимым условием профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому, что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Можно рассмотреть мотивы, побуждающие нас, педагогов, к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. У учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

  • Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.

  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть стыдно.


Педагогическое кредо: «Уча других, мы учимся сами»


Тема самообразования: «Методическое обеспечение и планирование учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС».

Проблема: « Формирование УУД младших школьников посредством метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности.»

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС

Задачи:

  • воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

  • использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;

  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

  • разработка учебных, научно - методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;

  • разработка программно - методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС

формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;

повышение качества преподаваемых предметов;

участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного МО учителей начальных классов;

умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная).

План самообразования.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2015 - 2016 год

Курсы повышения квалификации учителей.

Изучение ФГОС начального общего образования.

Изучение психолого - педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова), «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений».

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

2015 - 2016 год


Участие в семинарах для учителей начальных классов.

Выступление на школьной конференции «Проектная деятельность в средней школе»

Работа в группе учителей - экспериментаторов по теме «Реализация технологии проектной деятельности в средней школе, как средство формирования УУД в рамках ФГОС»

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2015 - 2017 год

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

Участие в вебинарах.

Выступление на педсовете « Проектная деятельность, как средство формирования УУД».

Выступления на заседаниях ШМО «Технология проектной деятельности» (из опыта работы), «Требования к современному уроку».

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Публикация в сборнике методических рекомендаций «Проектная деятельность в средней школе» (проекты «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» ).

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2017-2018 год

Участие в работе МО учителей начальных классов и в проведении семинаров.

Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Участие в работе школьного сайта (периодическое обновление персональной страницы)

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2015-2016 год

2016 -2017 год

Участие во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» (проект «Говорят не знавшие войны»).

Публикации на сайтах «Педсовет» и «Открытый класс».

Публикация в сборнике методических рекомендаций «Проектная деятельность в начальной школе» ( по итогам экспериментальной работы)



Планируемые направления деятельности на следующий учебный год:

Работа над проектом «Первые шаги в школе»

Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Планируемый результат работы по данной программе адаптации:

Ребёнок - успешная адаптация при переходе в школу, сведение к минимуму проблем дезадаптации.

Педагог - умение обеспечить весь комплекс условий для успешной адаптации.

Родители - осознание того, что успешная адаптация во многом зависит от родительской поддержки и понимания.

Личный план профессионального образования


  • Повышение своего теоретического, методического профессионального мастерства и компетентности учителя.

  • Принимать активное участие в конкурсах или в конференциях по итогам исследовательской, поисковой работы и проектной деятельности;

  • Проведение открытых уроков для педагогов на уровне школы, района;

  • Повышение квалификации, профессиональная переподготовка;

  • Участие в конкурсах профессионального мастерства;

  • Прилагать все усилия к обеспечению нового качества образования, как важнейшего показателя профессионализма и квалификации педагогических работников.


© 2010-2022