- Преподавателю
- Классному руководителю
- Обобщение опыта работы по теме Семья и школа-партнеры в воспитании
Обобщение опыта работы по теме Семья и школа-партнеры в воспитании
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ханыкова Т.Ю. |
Дата | 03.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лакинская средняя образовательная школа №2
Собинского района
ТЕМА: «Семья и школа - партнеры в воспитании».
Ханыкова Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ Лакинская СОШ №2
-
г.
-
Наименование опыта.
Для полноценного прохождения процесса воспитания и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, школой и семьёй в целом. Цель работы классного руководителя в направлении «Семья и школа» - максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развития личности.
-
Условия возникновения и становления опыта.
Я имею большой опыт педагогической деятельности, но каждый раз, начиная работу в первом классе, сталкиваюсь с массой проблем: какие методы и приемы работы использовать для того, чтобы ученик не просто усваивал поток информации, но и научился мыслить, понимать, искать информацию, самостоятельно делать выводы, учиться с увлечением, развиваться как личность. Самой важной и трудной считаю работу с родителями. В своей работе я стремлюсь не только формировать у родителей правильные представления о воспитании детей, но и о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы, понимания значимости сотрудничества семьи и школы, взаимоотношения между родителями и детьми и участия родителей во всех проводимых мероприятиях в классе и школе. В процессе работы я сформулировала тему своей работы: «Семья и школа - партнеры в воспитании».
3.Актуальность и перспективность опыта.
Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа в школе не может строиться без учета этого фактора. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать высокое достижение планируемых результатов. А это далеко не просто и требует от родителей и педагогов обширных знаний, в первую очередь в области психологии и педагогики, огромных нервных и физических усилий, как говорил В.А. Сухомлинский, колоссального труда ума и сердца. Поэтому сегодня назрела необходимость создания условий благоприятного воздействия всех участников учебно -воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
4.Новизна опыта
Новизна моего педагогического опыта заключается:
-
Вовлечение родителей в различные виды деятельности класса: родительские собрания, совместные творческие дела, диагностика и анкетирование.
-
Установление заинтересованного диалога и сотрудничества с родителями, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение воспитания и развития личности ребёнка.
5. Технология опыта
Цель моего опыта - развитие сотрудничества между родителями и школой; выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на развитие ребенка, установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.
Для достижения цели я ставила следующие задачи:
-организация совместного проведения досуга детей и родителей;
-организация психолого - педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
-создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «Учитель - ученик - родитель»
5.Описание опыта
Основные годы педагогической деятельности прошли в Зареченской средней школе. Небольшая средняя школа на 200 учащихся. Это была большая дружная семья - учителя, ученики и родители. Не только родители, но и бабушки и дедушки, тети и дяди. Все принимали участие в школьных делах. И тогда я поняла, что необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, всего учебно-воспитательного процесса.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного периода в жизни каждого человека. Основываясь на собственном опыте, могу сделать вывод, что семьи - сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияния нельзя исключить и не учитывать. Единое воспитательное поле создается, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности в школе, пережив вместе с детьми определенные ценностные отношения. Ребенок в этот момент как бы не видит границ между семьей и школой, видит лишь некое единство мира, в котором наивысшие ценности носит общий характер. Важная слагаемая часть взаимодействия классного руководителя и родителей - практическая совместность работа детей и родителей.
Начинала я свою работу с диагностики семьи по направлениям:
-
Образ жизни, особенности семейного воспитания и место ребенка в системе внутрисемейных отношений (анкетирование) (Приложение1)
-
Готовность родителей к конструктивному диалогу и сотрудничеству с классом и классным руководителем (аналитическая беседа)
В результате этой работы были составлены небольшие характеристики каждой семьи с целью выстраивания оптимальных путей взаимодействия семьи и класса.
Прожившие вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игр, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности - дают положительный результат. Забота о счастье ребенка - мотив взаимодействия классного руководителя с родителями.
Взаимодействие с родителями учащихся планировала по направлениям:
1.Организация психолого-педагогического просвещения семей.
2.Организация совместной деятельности с родителями в сфере проведения детского досуга, в сфере трудовой деятельности- т.е. вовлечение семьи в воспитательный процесс.
3. Оказание психологической помощи и поддержки родителям и детям в трудной жизненной ситуации, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.
Практическая работа с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Формы и содержание родительского участия в общественно-классной жизни:
-
родительские собрания
в разной форме;
-
участие в школьных и районных конкурсах
-
массовые мероприятия детей и взрослых , экскурсии, поездки, праздники
В каждом учебном году планирую одно родительское собрание на тему семейного воспитания: «Роль семьи в формировании личности ребенка», «Семейные традиции», «Родительский дом - начало начал», «Наш семейный пароход сегодня в детство уплывет». ( Приложение -1)
Родители активно принимают участие в школьных конкурсах: Портфолио выходного дня, (1 место -Новиков Олег), семейная газета, Профессии родителей, «Лучшая семья». Наш класс принимал участие в школьном конкурсе «Самый классный классный». При поддержки родителей, моих учеников и коллег я стала победителем этого конкурса. (Приложение 2)
Практическая работа с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: классные мероприятия, экскурсии, походы, семейные праздники, совместные творческие дела. Традиционным в нашем классе стал праздник мам. Каждый год мы придумываем разные формы его проведения. (Приложение 3)
Итог совместной работы родителей и школы стал уровень воспитанности учащихся, проведенный в третьей четверти четвертого класса (по методике Н.П.Капустиной) 20 учащихся имеют хороший уровень воспитанности, трое - высокий и 7 человек - средний. (Приложение 4 и 5)
Воспитание у младших школьников познавательных интересов, творческих способностей, духовно-нравственной личности, развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в коллективе и строить отношения дружбы между одноклассниками и родителями через взаимодействие школы и семьи - неразрывно связано с мотивацией учебной деятельности. И в этом у нас тоже неплохие результаты.(Приложение 6)
Развитие сотрудничества между родителями и школой положительно воздействует на формирование личности ребенка. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции. Все это подтверждают показатели мотивации в моем классе.
Жизнь не стоит на месте, меняются ученики, меняются приоритеты, но неизменной остается задача учителя: воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя. Таковы мои главные педагогические ориентиры. На первый взгляд они просты, но путь к ним сложен и трудоемок. Мастерство учителя не случайная удача, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Главная, на мой взгляд, удача , когда дети, уходя в пятый класс, не забывают учителя и каждую переменку прибегают в свой уютный кабинет и говорят : «Спасибо за то, что вы такая классная!»
Приложение 1
СЕМЕЙНАЯ АНКЕТА
«Давайте познакомимся»
1. Наш ребенок ф.и.о. дата рождения____________________________
2. Ф.И.О. мамы _____________________________________________
тел. _______________________________________________________
-
Ф.И.О. отца_____________________________________________
тел. ________________________________________________________
4. Место работы и занимаемая должность
мама_______________________________________________________
папа ______________________________________________________
5. Домашний адрес _________________________________________
6. Какие цели воспитательной работы с ребенком вы ставите в семье? ___________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие задачи в воспитании ребенка должна, по вашему мнению, решать школа?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какие черты характера вашего ребенка вызывают у вас гордость? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Что необходимо учитывать учителю при работе с ребенком? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
10. В какой форме вы готовы взаимодействовать со школой по обучению и воспитанию ребёнка:
11. Как вы оцениваете состояние здоровья ребенка. На что рекомендуете обратить внимание:
12. Любимые занятия вашего ребенка:
___________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Что умеет ребенок:
- ЧИТАТЬ (не умеет, знает буквы, по слогам, целыми словами);
- СЧИТАТЬ (до 10, до 100, туда и обратно до 10, туда и обратно до 100);
14. Хочет ли ребенок ходить в школу? ДА; НЕТ.
15.Занимается ли ребенок в кружках? В каких? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение2
Диагностика посещений родительских собраний
Приложение 4
Участие родителей в классных и школьных мероприятиях
Приложение 5
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов
(методика Н.П. Капустиной) 3 - 4-е классы
Я оцениваю себя вместе с родителями
Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
- мне интересно учиться
- я всегда выполняю домашние задания
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я стремлюсь получать хорошие отметки
2. ПРИЛЕЖАНИЕ:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я старателен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
4. Я И ШКОЛА:
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я участвую в делах класса и школы
- я добр в отношениях с людьми
- я справедлив в отношениях с людьми
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:5 - всегда, 4 - часто, 3 - редко, 2 - никогда, 1- у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл - уровень воспитанности.
5 - 4,5 - высокий уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
Приложение 6
Уровень воспитанности в 4 -в классе