Обобщение опыта работы по теме Семья и школа-партнеры в воспитании

Цель работы классного руководителя в направлении «Семья и школа» - максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развития личности.Я имею большой опыт педагогической деятельности, но каждый раз, начиная работу в первом классе, сталкиваюсь с массой проблем: какие методы и приемы работы использовать для того, чтобы ученик не просто усваивал поток информации, но и научился мыслить, понимать, искать информацию, самостоятельно делать выводы, учиться с увлечением, развиваться ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лакинская средняя образовательная школа №2

Собинского района



ТЕМА: «Семья и школа - партнеры в воспитании».


Ханыкова Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов

МБОУ Лакинская СОШ №2



  1. г.


  1. Наименование опыта.

Для полноценного прохождения процесса воспитания и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, школой и семьёй в целом. Цель работы классного руководителя в направлении «Семья и школа» - максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развития личности.


  1. Условия возникновения и становления опыта.

Я имею большой опыт педагогической деятельности, но каждый раз, начиная работу в первом классе, сталкиваюсь с массой проблем: какие методы и приемы работы использовать для того, чтобы ученик не просто усваивал поток информации, но и научился мыслить, понимать, искать информацию, самостоятельно делать выводы, учиться с увлечением, развиваться как личность. Самой важной и трудной считаю работу с родителями. В своей работе я стремлюсь не только формировать у родителей правильные представления о воспитании детей, но и о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы, понимания значимости сотрудничества семьи и школы, взаимоотношения между родителями и детьми и участия родителей во всех проводимых мероприятиях в классе и школе. В процессе работы я сформулировала тему своей работы: «Семья и школа - партнеры в воспитании».

3.Актуальность и перспективность опыта.

Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа в школе не может строиться без учета этого фактора. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать высокое достижение планируемых результатов. А это далеко не просто и требует от родителей и педагогов обширных знаний, в первую очередь в области психологии и педагогики, огромных нервных и физических усилий, как говорил В.А. Сухомлинский, колоссального труда ума и сердца. Поэтому сегодня назрела необходимость создания условий благоприятного воздействия всех участников учебно -воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;

4.Новизна опыта

Новизна моего педагогического опыта заключается:

  • Вовлечение родителей в различные виды деятельности класса: родительские собрания, совместные творческие дела, диагностика и анкетирование.

  • Установление заинтересованного диалога и сотрудничества с родителями, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение воспитания и развития личности ребёнка.

5. Технология опыта

Цель моего опыта - развитие сотрудничества между родителями и школой; выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на развитие ребенка, установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.

Для достижения цели я ставила следующие задачи:

-организация совместного проведения досуга детей и родителей;

-организация психолого - педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

-создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «Учитель - ученик - родитель»

5.Описание опыта

Основные годы педагогической деятельности прошли в Зареченской средней школе. Небольшая средняя школа на 200 учащихся. Это была большая дружная семья - учителя, ученики и родители. Не только родители, но и бабушки и дедушки, тети и дяди. Все принимали участие в школьных делах. И тогда я поняла, что необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, всего учебно-воспитательного процесса.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного периода в жизни каждого человека. Основываясь на собственном опыте, могу сделать вывод, что семьи - сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияния нельзя исключить и не учитывать. Единое воспитательное поле создается, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности в школе, пережив вместе с детьми определенные ценностные отношения. Ребенок в этот момент как бы не видит границ между семьей и школой, видит лишь некое единство мира, в котором наивысшие ценности носит общий характер. Важная слагаемая часть взаимодействия классного руководителя и родителей - практическая совместность работа детей и родителей.

Начинала я свою работу с диагностики семьи по направлениям:

  • Образ жизни, особенности семейного воспитания и место ребенка в системе внутрисемейных отношений (анкетирование) (Приложение1)

  • Готовность родителей к конструктивному диалогу и сотрудничеству с классом и классным руководителем (аналитическая беседа)

В результате этой работы были составлены небольшие характеристики каждой семьи с целью выстраивания оптимальных путей взаимодействия семьи и класса.

Прожившие вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игр, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности - дают положительный результат. Забота о счастье ребенка - мотив взаимодействия классного руководителя с родителями.

Взаимодействие с родителями учащихся планировала по направлениям:

1.Организация психолого-педагогического просвещения семей.

2.Организация совместной деятельности с родителями в сфере проведения детского досуга, в сфере трудовой деятельности- т.е. вовлечение семьи в воспитательный процесс.

3. Оказание психологической помощи и поддержки родителям и детям в трудной жизненной ситуации, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.

Практическая работа с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

Формы и содержание родительского участия в общественно-классной жизни:

  • родительские собрания

в разной форме;

  • участие в школьных и районных конкурсах

  • массовые мероприятия детей и взрослых , экскурсии, поездки, праздники

В каждом учебном году планирую одно родительское собрание на тему семейного воспитания: «Роль семьи в формировании личности ребенка», «Семейные традиции», «Родительский дом - начало начал», «Наш семейный пароход сегодня в детство уплывет». ( Приложение -1)

Родители активно принимают участие в школьных конкурсах: Портфолио выходного дня, (1 место -Новиков Олег), семейная газета, Профессии родителей, «Лучшая семья». Наш класс принимал участие в школьном конкурсе «Самый классный классный». При поддержки родителей, моих учеников и коллег я стала победителем этого конкурса. (Приложение 2)

Практическая работа с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: классные мероприятия, экскурсии, походы, семейные праздники, совместные творческие дела. Традиционным в нашем классе стал праздник мам. Каждый год мы придумываем разные формы его проведения. (Приложение 3)

Итог совместной работы родителей и школы стал уровень воспитанности учащихся, проведенный в третьей четверти четвертого класса (по методике Н.П.Капустиной) 20 учащихся имеют хороший уровень воспитанности, трое - высокий и 7 человек - средний. (Приложение 4 и 5)

Воспитание у младших школьников познавательных интересов, творческих способностей, духовно-нравственной личности, развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в коллективе и строить отношения дружбы между одноклассниками и родителями через взаимодействие школы и семьи - неразрывно связано с мотивацией учебной деятельности. И в этом у нас тоже неплохие результаты.(Приложение 6)

Развитие сотрудничества между родителями и школой положительно воздействует на формирование личности ребенка. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции. Все это подтверждают показатели мотивации в моем классе.

Жизнь не стоит на месте, меняются ученики, меняются приоритеты, но неизменной остается задача учителя: воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя. Таковы мои главные педагогические ориентиры. На первый взгляд они просты, но путь к ним сложен и трудоемок. Мастерство учителя не случайная удача, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Главная, на мой взгляд, удача , когда дети, уходя в пятый класс, не забывают учителя и каждую переменку прибегают в свой уютный кабинет и говорят : «Спасибо за то, что вы такая классная!»







Приложение 1

СЕМЕЙНАЯ АНКЕТА

«Давайте познакомимся»

1. Наш ребенок ф.и.о. дата рождения____________________________

2. Ф.И.О. мамы _____________________________________________

тел. _______________________________________________________

  1. Ф.И.О. отца_____________________________________________

тел. ________________________________________________________

4. Место работы и занимаемая должность

мама_______________________________________________________

папа ______________________________________________________

5. Домашний адрес _________________________________________

6. Какие цели воспитательной работы с ребенком вы ставите в семье? ___________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие задачи в воспитании ребенка должна, по вашему мнению, решать школа?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие черты характера вашего ребенка вызывают у вас гордость? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Что необходимо учитывать учителю при работе с ребенком? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. В какой форме вы готовы взаимодействовать со школой по обучению и воспитанию ребёнка:

11. Как вы оцениваете состояние здоровья ребенка. На что рекомендуете обратить внимание:

12. Любимые занятия вашего ребенка:

___________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Что умеет ребенок:

- ЧИТАТЬ (не умеет, знает буквы, по слогам, целыми словами);

- СЧИТАТЬ (до 10, до 100, туда и обратно до 10, туда и обратно до 100);

14. Хочет ли ребенок ходить в школу? ДА; НЕТ.

15.Занимается ли ребенок в кружках? В каких? ____________________________________________________________________________________________________________________________________





Приложение2

Диагностика посещений родительских собраний






Приложение 4

Участие родителей в классных и школьных мероприятиях






Приложение 5

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов

(методика Н.П. Капустиной) 3 - 4-е классы

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

- мне интересно учиться

- я всегда выполняю домашние задания

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я стремлюсь получать хорошие отметки

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я старателен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

4. Я И ШКОЛА:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я участвую в делах класса и школы

- я добр в отношениях с людьми

- я справедлив в отношениях с людьми

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:5 - всегда, 4 - часто, 3 - редко, 2 - никогда, 1- у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл - уровень воспитанности.

5 - 4,5 - высокий уровень

3,9 - 2,9 - средний уровень

4,4 - 4 - хороший уровень

2,8 - 2 - низкий уровень




Приложение 6

Уровень воспитанности в 4 -в классе



© 2010-2022