- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Я и Мы. Учимся жить вместе
Классный час Я и Мы. Учимся жить вместе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Демичева А.Я. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Классный час для обучающихся 3-х классов
« Я и Мы. Учимся жить вместе»
Конспект составила учитель начальных классов УВК «Гимназия №8» г. Евпатория Демичева Анна Ярославовна
Цели: расширить содержание понятий «Я» и «Мы», показать их взаимосвязь; сформировать у учащихся представление о важности и необходимости соблюдения нравственных норм и правил в жизнедеятельности; развивать у детей потребность придерживаться нравственных принципов в поведении; учить подчинять личный интерес интересам коллектива; продолжить формировать сплоченный ученический коллектив.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, упражнения, практическая работа.
Оборудование: презентация, материалы уроков самопознания.
Ход мероприятия
-
Организационный момент
(Слайд №1. «Добро пожаловать на наш классный час!»)
-
Мозговой штурм
- Начать его я хочу с притчи, которая называется«Мудрецы и слон»
(Слайд №2)
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленькомгороде жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он - слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба неправы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею». - «Нет, на веревку!» - «Змея!» - «Стена!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
- Почему мудрецы так и не увидели слона?
(Не умели слушать и слышать, не доверяли мнению других людей, действовали каждый сам по себе, т.е. не умели жить вместе.)
- В каком уже известном нам литературном произведении мы столкнулись с такой же моралью?
(И. А. Крылов «Лебедь, щука и рак»)
-
Объявление темы классного часа
(Слайд №3. «Я и МЫ. Учимся жить вместе»)
-
Побеседуем
- Люди всегда думали, размышляли над словами «Я» и«Мы».
Давайте сейчас вспомним всё, что мы уже знаем о понятии «Я» .
Ассоциативный куст «Я»
(Слайд №4)
«Я» - человек, дочь, сын, ученик, брат, сестра.
-
«Я» - это Я.
-
Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
-
Всё, что исходит от меня, - это мое, потому что именно Я выбираю это.
-
Мне принадлежит все, что есть во мне: моё тело, мои мысли и планы, мои чувства.
-
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.
-
Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.
-
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.
-
Я могу отказаться от того, что кажется мне неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, я могу открыть что-то новое в себе самом.
-
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
-
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
-
Я - это Я, и Я - это замечательно!»
А теперь мы послушаем друг друга. Какие же мы на самом деле? Какими мы хотим стать?
-
Я горжусь тем, что…
-
Я люблю, когда…
-
Меня можно уважать за то, что..
-
Я хотел бы стать…
-
Мне очень нравится изучать..
-
Я чувствую себя счастливым, когда..
-
Мне не нравится, когда..
-
Мне печально, когда…
- А что же такое «МЫ»?
Ассоциативный куст «МЫ»
«МЫ» - дети, семья, друзья, класс, человечество.
«Мы»
Это слово, точно смех,
Нас объединяет всех,
Хоть оно и односложно,
С ним всегда и все возможно.
Но способно ли, друзья,
На такое слово «Я»?
Нет. Иное дело - «Мы»!
Оно сильнее преград и тьмы.
Разрушит горы, силы утроит,
Во имя счастья
Мир перестроит.
В. Лукас
- Что необычного увидел поэт в слове «Мы»?
Рассуждениядетей.
(Когда люди объединяются для того, чтобы вместе играть, трудиться, учиться, дружить, то рождается самое важное - единство, которое можно назвать таким емким словом «Мы».)
(Слайд №5)
Сегодня вы, дети, собрались в нашей школе, в этом классе для того, чтобы учиться. Каждый из вас в отдельности - это «Я». Объединившись в один класс, вы становитесь учениками нашего класса. Вы уже не просто «Я». Вы теперь одно задорное, единое «Мы»!
Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века,
Творим по мере наших сил!
5. Дискуссия о названии классного часа
- Ребята, как вы думаете, что значит «жить вместе»? (Вместе играть, смотреть телевизор, читать книги, учиться…)
К кому это относится? Кто обычно живёт вместе?
- Можно ли сказать, что мы с вами живём вместе? (Мы живем вместе уже третий год.)
- А как вы думаете, легко ли жить вместе? И почему?
- А можно ли научиться жить вместе? И чему учатся в этом случае?(Правилам общения)
Давайте вспомним эти правила:
-
Делай добро! Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе!
-
Не ищи оправдания собственным слабостям, не ленись!
-
Будь прилежным в учении. Найди свою цель в жизни!
-
Будь терпимым к недостаткам других людей!
-
Все конфликты решай мирным путём! Не стесняйся извиниться, если виноват!
-
Не бойся протянуть руку помощи тому, кто в ней нуждается!
-
Будь вежливым с одноклассниками и учителями. Не забывай здороваться при встрече и говорить слова прощания при выходе из школы. Не опаздывай!
-
Школа - твой второй дом. Береги его!
- Всегда ли нам хорошо вместе? Всегда ли мы довольны друг другом? Дружные ли мы? Не надо ли нам чему-нибудь научиться, чтобы наша жизнь в классе стала ещё лучше?
Результаты анкетирования:
Анкета
-
Всегда ли тебя устраивает то, как с тобой общаются одноклассники?
-
Что тебя не устраивает в общении с ними?
-
О каком общении ты мечтаешь?
-
Были ли такие моменты, корда тебя не поняли?
- Только двое учащихся нашего класса довольны уровнем общения с одноклассниками. И все дети хотят, чтобы наш класс был дружным, чтобы не было ссор и драк, чтобы все дети говорили друг другу только добрые слова.
-
Ты всегда должен помнить, что живешь на свете не один. Тебя окружают другие люди. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой.
О вреде сквернословия
Человек, как часть космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека - тоже энергия. Если слово хорошее - добрыми энергиями насыщается пространство. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.
Самым важным и научно подтверждённым является тот факт, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводи к раннему старению и преждевременной смерти.
Упражнение «Город помощи»
Дети создают новые группы и представляют, что они попали в город, где все люди помогают друг другу.
- Как поступят жители этого города, если:
-
кто-то из них потерял деньги;
-
у кого-то из них заболел друг;
-
кто-то из них заблудился в лесу;
-
кто-то из них встретил плачущего ребенка (и т.д.).
Рефлексия
Порядок работы:
1. Раздать детям по одному шаблону буквы «Я».
2. На шаблоне учащиеся пишут имя и качество, которое они больше всего ценят в себе.
3. Шаблоны приклеиваются на макет слова «Мы».
Учитель обобщает итоги деятельности детей.
- Посмотрите, сколько «Я» в нашем классе! Все «Я» вместе - это «Мы». «Мы» - умное, щедрое, доброе, сильное, красивое (и т.д.). А если это так, то мы должны ценить и уважать друг друга, учиться друг у друга. Посмотрите внимательно на своих одноклассников, пожмите ближайшим соседям по парте руки. Скажите: «Я и ты - это Мы». Мы - ученики одного класса, одной школы, граждане одной страны. Главное в «Мы» - это единство наших «Я».
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель приглашает детей в заключительный круг.
- Посмотрите внимательно друг другу в глаза. Скажите друг другу с теплотой и нежностью: «Каждый из нас - единственный и неповторимый. Но все вместе составляем одно большое «Мы».
Я лечу от планеты к планете,
Я хочу все узнать на свете,
Я хочу быть за все в ответе,
Я сумею - Вы мне поверьте.
Это трудно и очень важно,
Есликто-то других спасает,
Добротою менязовите,
Лишь она за все отвечает.
Сердцем чьей-то беды коснувшись,
Я жалею? Нет! Я страдаю!
А жалеть, чье-то сердце мучить.
Мне нельзя, я об этом знаю.
Жалость губит! Любовь спасает!
Добротою бедыкоснитесь,
И тот час же она растает,
Словно в призрачном сне явилась.
В трудный час я придунезванным,
Каплейвлагисредипустыни,
Прикоснусь добротою к ранам,
В тот же миг Ваша боль остынет.
Глубже в сердце свое взгляните,
Если радость в ней возродилась,
Если всем Вы помочь хотите,
Значит дело мое свершилось.
Значит стоит любить и верить,
И мечтать о своей планете,
Боль чужую душою мерить,
И всегда быть за все в ответе!..
Олег Смирнов
7