- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад на тему Теория и практика образования в области здоровья и ЗОЖ
Доклад на тему Теория и практика образования в области здоровья и ЗОЖ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исчалова Т.В. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Теория и практика образования
в области здоровья и ЗОЖ»
Подготовила Исчалова Т.В.
2015 год
«Для здоровья нужны такие знания,
которые стали бы бытием».
И.И. Брехман
Одним из важнейших направлений в системе «образовательная среда-ученик» является формирование мотивации и повышение компетентности обучающихся в области здоровья и ЗОЖ. Образование в этой области подразумевает как обучение, так и воспитание. Рассмотрим важнейшие пути реализации этого направления:
-
Информационный путь образования. Подразумевает трансляцию знаний с медицинской и биологической точек зрения.
-
Превентивный тип образования в области здоровья. Особое внимание уделяется профилактике и гигиене. Важно информировать людей, как они должны себя вести в определённых ситуациях, чтобы сохранить здоровье.
-
Энвироменталистический тип образования (влияние окружающей среды). Важными представляются различные кампании по защите от загрязнений воздуха, воды, пищи.
-
Индивидуально-развивающий тип образования, который подразумевает сочетание образования и собственной ответственности личности при трансляции культуры здоровья. Этот тип называют индивидуальным развитием. Причины болезней и здоровья людей вызываются ими самими, поскольку каждый сам ответственен за своё здоровье. Поскольку мы собственники своей жизни, мы можем делать с ней, что нам нравится.
-
В качестве новой стратегии рассматривается глобальная концепция образования в области здоровья. Она вбирает в себя все предыдущие стратегии, но сдвинута в пользу последней. Этот тип образования исходит из того, что человек не изолирован. Он принадлежит обществу и окружающей среде. Главной целью является позитивные подходы и усвоение форм поведения, ориентированного на здоровье. Специалисты создают « здоровую окружающую среду», где средства для сохранения здоровья легко принимаются. При этом под «здоровой окружающей средой» принимается не только её физические параметры, но и разнообразные межличностные отношения.
В нашей стране многие годы вопросы здоровья рассматривались в рамках информационной и превентивной стратегий в рамках курсов «Природоведения». «Анатомии», «ЗОЖ», затем в 90-е годы ввели «Экологию». Четвёртый тип образования реализовался у нас в рамках валеологического образования. Однако, постепенно эта деятельность была свёрнута.
Сегодня пятая стратегия образования в области здоровья и ЗОЖ наиболее перспективна и отвечает кА тенденциям развития общества в сторону личной ответственности, так и уровню развития психологии здоровья.
Для образования в области здоровья и ЗОЖ усвоенные знания, умения, а также соответствующие им правила и нормы поведения ценны только в том отношении, насколько они позволяют человеку принимать ответственные решения, мотивируют его на здоровье и ЗОЖ, обоснуют и определяют адекватное поведение здоровой личности.
Воспитание культуры здоровья и ЗОЖ, то есть привитие нравственно-этических навыков доброго, бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих, в выборе самосохранительного поведения.
Соответственно задачи образования в области здоровья предполагают создание условий для:
- поддержания текущего здоровья обучающихся;
- формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как приоритетной ценности;
- усвоение знаний о сущности здоровья и ЗОЖ;
- развитие умений и навыков самостоятельной оценки своего здоровья и влиянии на него окружающей среды;
- развитие ответственности за выбранный стиль поведения по отношению к своему здоровью, здоровью окружающих и среде обитания.
Технология обучения здоровью - это приёмы, методы, способы, набор образовательных и воспитательных средств, следствием которых является формирование здорового образа жизни. Данные технологии должны удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям учащихся;
- опираться на современные научные знания в области здоровья, экологии, гигиены при выборе различных форм практической деятельности;
- учитывать регионально-климатические и экологические условия проживания и связанные с ними особенности самосохранительного поведения;
- исходить из реального жизненного опыта учащихся;
- развивать оценочные самооценочные суждения воспитанников относительно культуры здоровья;
В организации образования в области здоровья и ЗОЖ сегодня основным потенциалом по формированию здоровьесберегающих знаний и мотивации на здоровый образ жизни обладают предметы: физическая культура, ОБЖ, биология, психология. Для решения задач образования в области здоровья необходимо использовать потенциал воспитательной работы школы и каждого отдельного класса.: «Дни здоровья», уроки здоровья… При реализации образования в области здоровья одним из самых важных является вопрос о том, как заинтересовать учащихся вопросами здоровья, как побудить их к активности в этом направлении, то есть осуществить достаточную мотивацию обучения.
В условиях нашей школы передачу знаний о здоровье следует сочетать с формированием убеждений о социальной значимости здоровья человека. Для них большое место в жизни отводится отношениям в системе «ты и я». Чтобы быть любимым, нужно быть здоровым - так можно расшифровать сексуально ориентированную здоровьесберегающую мотивацию. В этой связи для девушек становится актуальной проблема «красота и здоровье», для юношей - « физическое совершенство сила и здоровье». Доказано, что на убеждения учащихся влияют:
- новая информация;
- информация, которая вызвала у учащихся сильные эмоции;
- информация, связанная со значимой личностью;
- успех вызывает положительные эмоции и появляется желание его повторить;
-доверие к тому, кто транслирует информацию;
В настоящее время благодаря последовательной политике государства в области охраны здоровья в школах выросло количество уроков и воспитательных мероприятий, посвящённых вопросам здоровья, действует более 900 различных программ и методических разработок.