Конспект классного часа и презентация Огонь-враг лесу

Конспект классного часа и презентация "Огонь - враг лесу" знакомит обучающихся с правилами пожарной безопасности в лесу, помогает осознать значение леса для природы и в жизни человека, воспитывает экологическую культуру поведения в лесу. Обучающиеся в игре закрепляют полученные знания: отгадывают загадки, игра "Третий лишний", викторина, объясняют значение пословиц "Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади".
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Огонь - враг леса»

Автор: Куравина Татьяна Леонидовна, учитель биологии и географии МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А. М. Рудого»

Цель: создать содержательные и организационные условия для знакомства учащихся с правилами пожарной безопасности в лесу; помочь учащимся осознать значение леса для природы и в жизни человека; содействовать формированию экологической культуры поведения в лесу.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, шляпа для игры «Дело в шляпе».

Ход мероприятия:

Ведущий 1: Дорогие ребята! Сегодня поговорим с вами о правилах пожарной безопасности в лесу. Отгадайте загадку:

Красный бык на земле лежит,

Голубой бык к небу тянется.

Верно! Красный бык - это огонь, а голубой бык - дым.

Знаете ли вы, что в древнейшие времена первобытные люди боялись огня и не умели его «приручать»? Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их.

Ведущий 2: Однако первобытные люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево, и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставалась лишь горстка черного пепла. Постепенно наши далёкие предки привыкли к огню и даже научились использовать его. Они поняли, что огонь - это свет, тепло и защита от врагов!

Ведущий 1: Древние люди научились использовать тот огонь, который возникал во время гроз. Они разводили костёр у входа в пещеру, чтобы дикие звери не проникали в неё. В каждом племени были воины, охранявшие огонь. По ночам они следили, чтобы огонь не потух, подбрасывали в него сухие ветки, траву и мох.

Ведущий 2: Столетие проходило за столетием, и постепенно люди научились высекать огонь с помощью кремня. Кремень - это очень твёрдый камень. Ударяя одним куском кремня по другому, можно высечь искры. Если эти искорки упадут на сухую траву или мох, начинает тлеть огонёк. Его можно раздуть посильнее и развести костёр.

Ведущий 1: А сейчас загадки:



  1. Он красив и ярко - красен

Но он жгуч, горяч, опасен! (Огонь)

  1. Если дым валит клубами,

Пламя бьётся языками,

И огонь везде, и жар

Это бедствие - … (Пожар)

  1. Золотая пчёлка

Села на ёлку.

Если её не прогнать,

Ёлка может запылать. (Огненная искра)

  1. Маленький конёк,

Вместо гривы - огонёк. (Спичка)

  1. Если лес горит, тогда

Пригодится нам… (вода).

  1. Он горючий, он летучий,

Для машин необходим,

Но опасным он бывает

И пожары вызывает,

Называется…(бензин).

  1. Невелик коробок,

А пожар приволок. (Коробок спичек).

Ведущий 2: Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Лес - один из источников кислорода на земле, гигантский естественный фильтр, очищающий атмосферу от вредных газов. Леса выполняют также важнейшую почвозащитную и противоэрозионную роль. Лес улучшает климат приземного слоя воздуха, смягчает резкие колебания температуры, накапливает и хранит влагу, увеличивает её оборот в природе. Особенно важен лес в засушливых степных и лесостепных районах, так как защищает поля от губительных сухих ветров. Леса больше всего пострадали от хозяйственной деятельности человека и раньше других стали объектом охраны.

Ведущий 1: Как вы понимаете пословицу: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади»? (Объяснения детей)

Ведущий 2: В нашей стране, богатой лесами, пожары являются страшным бедствием, особенно если они возникают в засушливое время года. Распространяясь во все стороны, лесной пожар охватывает огромные лесные пространства, оставляя после себя на долгие годы безжизненную и мрачную чёрную пустыню, усеянную грудами беспорядочно поваленных деревьев. Страшное зрелище представляет раздуваемое ветром бушующее пламя, пожирающее лесной массив с накопленными в нём богатыми запасами ценной древесины.

Ведущий 1: Стоит оглушительный грохот и шум, едкий дым застилает небо, распространяясь на многие километры. Ослеплённые и обожжённые, мечутся в панике лесные звери, ища выхода из горящего леса и часто не находя его. Снимаются с гнёзд и далеко улетают птицы. Даже рыба гибнет в лесных речках. Огонь из леса может перейти на посевы, сжечь селения. Пожары наносят огромный ущерб народному хозяйству. Огонь - страшный враг леса. Народная пословица говорит: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев».

Ведущий 2: Основная причина лесных пожаров - безответственное поведение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнём, нарушают правила пожарной безопасности во время работы или отдыха. Большинство пожаров возникает в местах сбора грибов и ягод, во время охоты от брошенной от брошённой горящей спички. Во время выстрела охотника вылетевший из ружья пыж начинает тлеть, поджигая сухую траву. Часто можно видеть, насколько завален лес бутылками и осколками стекла. В солнечную погоду эти осколки фокусируют солнечные лучи как зажигательные линзы. Не полностью потушенный костёр в лесу служит причиной последующих больших бедствий. До 97% лесных пожаров возникает по вине человека.

Ведущий 1: А сейчас игра «Третий лишний». На рисунках найти предмет, который является лишним, и объяснить свой выбор.

  1. Горящая сигарета, искра электросварки, стакан с водой;

  2. Свеча, мяч, кукла ;

  3. Ложка, одеяло, зажигалка;

  4. Спички, зажигалка, подушка;

Ведущий 2: В пожароопасный сезон в лесу запрещается:

  • Бросать горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу;

  • Употреблять при охоте пыжи их легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;

  • Оставлять в лесу (кроме специально отведённых мест) промасленный или пропитанный бензином, керосином и иными горючими веществами обтирочный материал;

  • Заправлять топливом баки работающих двигателей внутреннего сгорания, использовать для работы технику с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнём вблизи машин, заправляемых топливом;

  • Оставлять на освещённой солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла;

  • Выжигать траву, а также стерню на полях;

  • Разводить костры.

Ведущий 1: Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Объясните выражения:

  • «Детские шалости - малые малости, да к большой беде могут привести»,

  • «С огнём не играй, пожар не затевай».

Ведущий 2: Среди важных проблем охраны и воспроизводства лесных ресурсов одна из наиболее актуальных - борьба с лесными пожарами. Она возлагается на предприятия лесного хозяйства.

Ведущий 1: При тушении лесных пожаров применяются следующие основные способы: захлёстывания огня по кромке пожара (ветвями, вениками); засыпка кромки пожара грунтом (лопатами или специальной техникой); устройство на пути распространения пожара заградительных полос и канав; пуск отжига (встречного огня); тушение горящей кромки водой и химическими веществами; искусственное вызывание осадков из облаков.

Ведущий 2: Лесная охрана проводит массовую работу с населением, разъясняя, что лесной пожар во много раз легче предупредить, чем потушить, и что неосторожное обращение с огнём в лесу недопустимы. Нарушения взрослыми и детьми элементарных правил пожарной безопасности, могут стать причиной непоправимого бедствия для леса и всего населяющего его животного мира.

Ведущий 1: Сами школьники не должны разжигать костров в лесу в пожароопасное время, обязаны тщательно проверить перед уходом с места, где у них или других посетителей леса горел костёр, хорошо ли он потушен, нет ли ещё тлеющих углей. При обнаружении начавшегося в лесу пожара нужно попытаться захлестнуть огонь, ударяя веткой по горящей лесной подстилке, травяному покрову. Если эта мера тушения уже сопряжена с риском, немедленно сообщить в ближайший населённый пункт, оповестить взрослых о лесном пожаре, точно запомнив место его возникновения.

Ведущий 2: Мы надеемся, что сегодня вы узнали много интересного для себя и уяснили, что в лесу нужно соблюдать меры пожарной безопасности. А сейчас небольшая викторина:

  1. Какие вы знаете причины пожаров в лесу?

  2. Почему много людей гибнет во время пожаров не только от огня, но и от дыма?

  3. Можно ли детям играть со спичками, жечь бумаги, играть с зажигалками, бросать горящую бумагу с высоты? Почему?

  4. Какие вы знаете горючие жидкости?

  5. Почему рядом с легковоспламеняющимися веществами нельзя чиркать спичками, зажигалкой?

  6. С помощью чего можно потушить огонь?

  7. Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву?

  8. Почему в лесу нельзя бросать мусор, бить стеклянные бутылки?

  9. Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»?

  10. Объясните, почему так говорится: «Огонь маслом заливать, лишь огня прибавлять».

Ведущий 1: Что бы окончательно поставить точку в нашей беседе игра «Дело в шляпе» (рефлексия) Правила игры:

Учащиеся передают друг другу шляпу, когда заканчивается счёт (1, 2, 3, 4, 5…), тот, у кого оказалась в руках шляпа достаёт из неё вопрос и отвечает.

Примерные вопросы:

  1. Что ты узнал нового?

  2. Что ты уже знал раньше?

  3. Что тебе было интересно?

  4. Что тебя удивило?

  5. Где тебе пригодятся полученные знания?

  6. Над чем ты задумался?

Ведущий 1: Молодцы, ребята! Хорошо поработали, но, к сожалению, наша встреча подошла к концу. До новых встреч.































Список использованной литературы:

  1. Т. Г. Зорина, Школьникам о лесе, «Лесная промышленность», М., 1967, 220 С.;

  2. Н. В. Косолапова, Безопасность жизнедеятельности; учебник, М.; КНОРУС, 2010, 192 с.;

  3. Т. А. Шорыгина, Беседы о правилах пожарной безопасности, «Сфера», М., 2009, 61 С.;

  4. Безопасность жизнедеятельности, под ред. Э. А. Арустамова, М., 2007, 456 с.;

  5. Безопасность жизнедеятельности: учебник для сред. проф. учеб. Заведений, Э. А. Арустамов, И. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов, М., «Академия», 2008, 176 с.;

  6. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них, под ред. Л. А. Михайлова, «Питер», 2008, 234 с.;

  7. Я познаю мир, экология, А. Е. Чижевский, ООО «Астрель», М., 2000, 410 с.









9


© 2010-2022