- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект классного часа и презентация Огонь-враг лесу
Конспект классного часа и презентация Огонь-враг лесу
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Куравина Т.Л. |
Дата | 08.04.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
«Огонь - враг леса»
Автор: Куравина Татьяна Леонидовна, учитель биологии и географии МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А. М. Рудого»
Цель: создать содержательные и организационные условия для знакомства учащихся с правилами пожарной безопасности в лесу; помочь учащимся осознать значение леса для природы и в жизни человека; содействовать формированию экологической культуры поведения в лесу.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, шляпа для игры «Дело в шляпе».
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Дорогие ребята! Сегодня поговорим с вами о правилах пожарной безопасности в лесу. Отгадайте загадку:
Красный бык на земле лежит,
Голубой бык к небу тянется.
Верно! Красный бык - это огонь, а голубой бык - дым.
Знаете ли вы, что в древнейшие времена первобытные люди боялись огня и не умели его «приручать»? Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их.
Ведущий 2: Однако первобытные люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево, и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставалась лишь горстка черного пепла. Постепенно наши далёкие предки привыкли к огню и даже научились использовать его. Они поняли, что огонь - это свет, тепло и защита от врагов!
Ведущий 1: Древние люди научились использовать тот огонь, который возникал во время гроз. Они разводили костёр у входа в пещеру, чтобы дикие звери не проникали в неё. В каждом племени были воины, охранявшие огонь. По ночам они следили, чтобы огонь не потух, подбрасывали в него сухие ветки, траву и мох.
Ведущий 2: Столетие проходило за столетием, и постепенно люди научились высекать огонь с помощью кремня. Кремень - это очень твёрдый камень. Ударяя одним куском кремня по другому, можно высечь искры. Если эти искорки упадут на сухую траву или мох, начинает тлеть огонёк. Его можно раздуть посильнее и развести костёр.
Ведущий 1: А сейчас загадки:
-
Он красив и ярко - красен
Но он жгуч, горяч, опасен! (Огонь)
-
Если дым валит клубами,
Пламя бьётся языками,
И огонь везде, и жар
Это бедствие - … (Пожар)
-
Золотая пчёлка
Села на ёлку.
Если её не прогнать,
Ёлка может запылать. (Огненная искра)
-
Маленький конёк,
Вместо гривы - огонёк. (Спичка)
-
Если лес горит, тогда
Пригодится нам… (вода).
-
Он горючий, он летучий,
Для машин необходим,
Но опасным он бывает
И пожары вызывает,
Называется…(бензин).
-
Невелик коробок,
А пожар приволок. (Коробок спичек).
Ведущий 2: Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Лес - один из источников кислорода на земле, гигантский естественный фильтр, очищающий атмосферу от вредных газов. Леса выполняют также важнейшую почвозащитную и противоэрозионную роль. Лес улучшает климат приземного слоя воздуха, смягчает резкие колебания температуры, накапливает и хранит влагу, увеличивает её оборот в природе. Особенно важен лес в засушливых степных и лесостепных районах, так как защищает поля от губительных сухих ветров. Леса больше всего пострадали от хозяйственной деятельности человека и раньше других стали объектом охраны.
Ведущий 1: Как вы понимаете пословицу: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади»? (Объяснения детей)
Ведущий 2: В нашей стране, богатой лесами, пожары являются страшным бедствием, особенно если они возникают в засушливое время года. Распространяясь во все стороны, лесной пожар охватывает огромные лесные пространства, оставляя после себя на долгие годы безжизненную и мрачную чёрную пустыню, усеянную грудами беспорядочно поваленных деревьев. Страшное зрелище представляет раздуваемое ветром бушующее пламя, пожирающее лесной массив с накопленными в нём богатыми запасами ценной древесины.
Ведущий 1: Стоит оглушительный грохот и шум, едкий дым застилает небо, распространяясь на многие километры. Ослеплённые и обожжённые, мечутся в панике лесные звери, ища выхода из горящего леса и часто не находя его. Снимаются с гнёзд и далеко улетают птицы. Даже рыба гибнет в лесных речках. Огонь из леса может перейти на посевы, сжечь селения. Пожары наносят огромный ущерб народному хозяйству. Огонь - страшный враг леса. Народная пословица говорит: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев».
Ведущий 2: Основная причина лесных пожаров - безответственное поведение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнём, нарушают правила пожарной безопасности во время работы или отдыха. Большинство пожаров возникает в местах сбора грибов и ягод, во время охоты от брошенной от брошённой горящей спички. Во время выстрела охотника вылетевший из ружья пыж начинает тлеть, поджигая сухую траву. Часто можно видеть, насколько завален лес бутылками и осколками стекла. В солнечную погоду эти осколки фокусируют солнечные лучи как зажигательные линзы. Не полностью потушенный костёр в лесу служит причиной последующих больших бедствий. До 97% лесных пожаров возникает по вине человека.
Ведущий 1: А сейчас игра «Третий лишний». На рисунках найти предмет, который является лишним, и объяснить свой выбор.
-
Горящая сигарета, искра электросварки, стакан с водой;
-
Свеча, мяч, кукла ;
-
Ложка, одеяло, зажигалка;
-
Спички, зажигалка, подушка;
Ведущий 2: В пожароопасный сезон в лесу запрещается:
-
Бросать горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу;
-
Употреблять при охоте пыжи их легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;
-
Оставлять в лесу (кроме специально отведённых мест) промасленный или пропитанный бензином, керосином и иными горючими веществами обтирочный материал;
-
Заправлять топливом баки работающих двигателей внутреннего сгорания, использовать для работы технику с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнём вблизи машин, заправляемых топливом;
-
Оставлять на освещённой солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла;
-
Выжигать траву, а также стерню на полях;
-
Разводить костры.
Ведущий 1: Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Объясните выражения:
-
«Детские шалости - малые малости, да к большой беде могут привести»,
-
«С огнём не играй, пожар не затевай».
Ведущий 2: Среди важных проблем охраны и воспроизводства лесных ресурсов одна из наиболее актуальных - борьба с лесными пожарами. Она возлагается на предприятия лесного хозяйства.
Ведущий 1: При тушении лесных пожаров применяются следующие основные способы: захлёстывания огня по кромке пожара (ветвями, вениками); засыпка кромки пожара грунтом (лопатами или специальной техникой); устройство на пути распространения пожара заградительных полос и канав; пуск отжига (встречного огня); тушение горящей кромки водой и химическими веществами; искусственное вызывание осадков из облаков.
Ведущий 2: Лесная охрана проводит массовую работу с населением, разъясняя, что лесной пожар во много раз легче предупредить, чем потушить, и что неосторожное обращение с огнём в лесу недопустимы. Нарушения взрослыми и детьми элементарных правил пожарной безопасности, могут стать причиной непоправимого бедствия для леса и всего населяющего его животного мира.
Ведущий 1: Сами школьники не должны разжигать костров в лесу в пожароопасное время, обязаны тщательно проверить перед уходом с места, где у них или других посетителей леса горел костёр, хорошо ли он потушен, нет ли ещё тлеющих углей. При обнаружении начавшегося в лесу пожара нужно попытаться захлестнуть огонь, ударяя веткой по горящей лесной подстилке, травяному покрову. Если эта мера тушения уже сопряжена с риском, немедленно сообщить в ближайший населённый пункт, оповестить взрослых о лесном пожаре, точно запомнив место его возникновения.
Ведущий 2: Мы надеемся, что сегодня вы узнали много интересного для себя и уяснили, что в лесу нужно соблюдать меры пожарной безопасности. А сейчас небольшая викторина:
-
Какие вы знаете причины пожаров в лесу?
-
Почему много людей гибнет во время пожаров не только от огня, но и от дыма?
-
Можно ли детям играть со спичками, жечь бумаги, играть с зажигалками, бросать горящую бумагу с высоты? Почему?
-
Какие вы знаете горючие жидкости?
-
Почему рядом с легковоспламеняющимися веществами нельзя чиркать спичками, зажигалкой?
-
С помощью чего можно потушить огонь?
-
Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву?
-
Почему в лесу нельзя бросать мусор, бить стеклянные бутылки?
-
Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»?
-
Объясните, почему так говорится: «Огонь маслом заливать, лишь огня прибавлять».
Ведущий 1: Что бы окончательно поставить точку в нашей беседе игра «Дело в шляпе» (рефлексия) Правила игры:
Учащиеся передают друг другу шляпу, когда заканчивается счёт (1, 2, 3, 4, 5…), тот, у кого оказалась в руках шляпа достаёт из неё вопрос и отвечает.
Примерные вопросы:
-
Что ты узнал нового?
-
Что ты уже знал раньше?
-
Что тебе было интересно?
-
Что тебя удивило?
-
Где тебе пригодятся полученные знания?
-
Над чем ты задумался?
Ведущий 1: Молодцы, ребята! Хорошо поработали, но, к сожалению, наша встреча подошла к концу. До новых встреч.
Список использованной литературы:
-
Т. Г. Зорина, Школьникам о лесе, «Лесная промышленность», М., 1967, 220 С.;
-
Н. В. Косолапова, Безопасность жизнедеятельности; учебник, М.; КНОРУС, 2010, 192 с.;
-
Т. А. Шорыгина, Беседы о правилах пожарной безопасности, «Сфера», М., 2009, 61 С.;
-
Безопасность жизнедеятельности, под ред. Э. А. Арустамова, М., 2007, 456 с.;
-
Безопасность жизнедеятельности: учебник для сред. проф. учеб. Заведений, Э. А. Арустамов, И. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов, М., «Академия», 2008, 176 с.;
-
Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них, под ред. Л. А. Михайлова, «Питер», 2008, 234 с.;
-
Я познаю мир, экология, А. Е. Чижевский, ООО «Астрель», М., 2000, 410 с.
9