Тренинговое занятие Общаемся без конфликтов

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинговое занятие «Общаемся без конфликтов»

Т.Л.Золотарева, психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»

Цель: развитие у подростков навыков бесконфликтного общения.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения,

  2. Развитие эмпатии и толерантности,

  3. Формирование навыков ответственности за свои поступки,

  4. Воспитание уважительного отношения к окружающим,

  5. Формирование социально одобряемых форм поведения.

Форма: тренинговое занятие.

Возрастная категория: 11-15 лет (5-9 класс)

Материалы: карточки, скрепки для игры, конверт (коробка) с правилами бесконфликтного общения.

Ход занятия

Психолог: Ребята, здравствуйте. Как вам известно, мир, в котором мы с вами живём, достаточно сложен и противоречив. Возникающие противоречия очень часто приводят к конфликтам, которые негативно влияют на людей: они страдают, чувствуют себя несчастными. Все конфликты не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Поэтому учиться правильно вести себя в ситуации конфликта - можно и очень нужно. Чему и будет посвящено наше занятие. Тема - «Общение без конфликтов».

Прежде, чем мы приступим к занятию, мы просмотрим с вами видеосюжет и обсудим его (короткометражный мультфильм про лося и медведя на мосту).

Ребята, кто может сказать, что такое конфликт? (ответы)

Конфликт - это процесс обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.

Часто ли возникают конфликты? Да. Как вы думаете, по каким причинам? (ответы подростков)

Конфликты возникают из-за того, что люди:

- не понимают друг друга;

- не владеют своими эмоциями;

- не принимают чужого мнения;

- не считаются с правами других;

- пытаются во всем доминировать;

- не умеют слушать других;

- хотят умышленно обидеть друг друга.

(на доску вывешиваются карточки)

Недоразумения, обида, недосказанность, недоверие, недостаток общения часто становятся причиной конфликта. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. Давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях:

Упражнение 1 «Ситуация»

  1. На экране - картинка с осликами. Два ослика связаны одной веревкой, перед ними стоги сена, но ослы не могут до них дотянуться, хотя очень хотят есть: каждый стремится к своему стогу, веревка натягивается и ни один не получает желаемого. Назревает ссора, конфликт.

  2. Слепые осматривают слона и пытаются определить на что он похож. Один, щупая ногу, говорит, что на ствол дерева; другой, щупая ухо - на веер; держащий в руках хвост утверждает, что слон - это веревка. Ни один не хочет уступать.

Вопросы:

- какие черты характера здесь проявляются? (упрямство, недовольство...)

- персонажи - друзья, они не хотят ссориться. Как им поступить?

Как вы могли увидеть, при возникновении конфликта можно использовать различные стратегии поведения. Основных стратегий пять:

1. Конкуренция - «акула». Человек стремится настоять на своем, не учитывая интересы другого. Быстрая выгода/потеря сотрудничества.

2. Сотрудничество - «сова». Человек настаивает на своем, уважая интересы другого и рассматривая все точки зрения. Доверие, добрая воля.

3. Компромисс - «лиса». Торг, взаимные уступки. Решение устраивает всех/причины конфликта остаются.

4. Уход, избегание - «отложить дело в долгий ящик». Отсрочка, отвлечение внимания. Стабильность, сохранение статуса/застой, скука, негативные эмоции, истощение.

5. Приспособление - «плюшевый мишка». Человек действует совместно со своим оппонентом и отстаивает его интересы. Одобрение, уважение/чрезмерная зависимость.

Какой из способов, по-вашему, самый правильный?

Ребята, а как вы считаете, конфликт - явление исключительно негативное? Или в нем есть и негативная, и положительная сторона? (ответы учащихся)

Вы, наверное, слышали высказывание «В спорах рождается истина». Конфликт позволяет человеку развиваться, делая выводы из конфликтных ситуаций.

Вместе с тем, конфликты зачастую наносят серьезный урон здоровью его участников. Появляются нарушения на уровне физиологии, страдает сердце, сосуды, нервы. Человеку не хочется ничего делать, у него портится настроение. Частые конфликты вырабатывают не очень хорошие черты характера; как вы думаете, какие?

- грубость,

- злость,

- ненависть,

- упрямство,

- постоянное недовольство,

- несдержанность, вспыльчивость.

Упражнение 2 «Скрепка»

Цель: развитие навыков ответственности за свои поступки.

Материал: несколько скрепок.

Два или три ученика выходят к доске; каждому дается металлическая скрепка. За 20 секунд учащиеся должны разогнуть и выпрямить ее как можно лучше, причем делать это нужно только руками. Разогнутые скрепки пускаются по рядам, чтобы группа путем голосования выбрала из них самую ровную. После скрепки возвращаются ученикам; снова в течение 20 секунд им нужно придать прежнюю форму. Скрепки показываются группе, для сравнения к ним добавляется новая скрепка. Кто лучше всех сумел восстановить свою скрепку в первоначальном виде?

Обсуждение: какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения? Достигли ли вы желаемого результата?

Вывод: восстановленная скрепка похожа на скрепку, ей даже можно пользоваться - но она не такая, как раньше; очень трудно, а порой невозможно восстановить в прежнем виде то, что изменилось. Некоторые последствия наших решений, нашего поведения нельзя устранить полностью. Так же и с людьми: любой конфликт изменяет как отношения между людьми (можно их навсегда испортить, можно восстановить - но прежними они уже не будут), так и может изменить личность самих участников. Изменения бывают опасными и необратимыми, поэтому в общении всегда следует выбирать ту линию поведения, которая позволит избежать серьезных последствий.

Какими качествами личности, чертами характера должен обладать человек, чтобы сгладить конфликтную ситуацию? Конечно же, важно терпение, положительный эмоциональный настрой, умение выслушать противоположное мнение при общении с другим человеком, умение понять и принять другого человека.

Упражнение 3 «Я тебя приглашаю»

Инструкция: сейчас я предлагаю двоим из класса выйти к доске. Представьте себе, что вы с товарищем едете в разных автобусах. На светофоре автобусы останавливаются рядом, и вы видите друг друга через окно. Вы очень рады, поскольку давно не виделись, и хотели бы прогуляться, но выйти из автобусов нет возможности. Поэтому ваша задача - договориться о встрече с другом: один из пары получает листок с заданием (пример: договориться о встрече в кафе в 15:00). Сделать это вы можете только при помощи жестов и мимики, без использования подручных средств (телефонов в том числе).

Все закончили? Удалось ли вам договориться о встрече? У кого получилось? Как вы смогли договориться, какие приемы использовали? Легко ли было понять того, кто приглашал?

Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или вообще без них, когда двое или больше человек встали на тропу взаимных обвинений. Это ситуация «слово за слово». Конфликтогены - слова, действия, поступки, запускающие конфликт. Часто люди используют конфликтогены и не замечают этого, а окружающие отвечают агрессией.

Есть несколько вариантов высказываний, которые легко вызывают гнев и провоцируют конфликт. Это такие высказывания, как:

- незаслуженные и унизительные упреки («На тебя ни в чем нельзя положиться!», «Что это за гадость ты приготовила на обед?» и т. п.);

- негативные обобщения, навешивание ярлыков («Все вы такие!»);

- настойчивые советы по поводу того, как другому человеку следует себя вести («Не плачь, ты же мальчик!»);

- указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии («А твой отец - алкоголик!»);

- решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения («Все, не будем это обсуждать!»);

- неуместная ирония, сарказм («Это у тебя так волосы уложены или птички на голове порезвились?»);

- ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, цель которых - «выпустить пар» («Вот ты дурак!»).

А пути предотвращения конфликта видны из этой схемы, если ее читать наоборот:

  1. Не употреблять конфликтогенов.

  2. Не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.

  3. Проявлять эмпатию, понимание к другому человеку и как можно больше благожелательных посылов по отношению к нему.

Если хоть один человек поведет себя психологически грамотно и не ответит агрессией на агрессию, то цепочка обвинений прервется, и конфликт не состоится.

Упражнение 4 «Ты что, обнаглел?»

Дети распределяются на четверки; одному из них дается карточка с каким-нибудь высказыванием (например: «Ты что, вообще обнаглел?») и предлагается передать тот же смысл другими словами, обращаясь к своему соседу слева. Сосед должен, в свою очередь, проделать то же самое со своим соседом слева и т.д. Затем кто-то другой получает другую карточку, с другим высказыванием.

(Примеры высказываний: «Здорово у тебя получилось!»; «Я не хочу тебя вообще больше видеть!»; «А вот и неправда!»; «Не суйся не в свое дело! Это тебя не касается!»; «Слушай, ты мне надоел!»; «Отвали! Я не хочу с тобой разговаривать!»; «Если я говорю - значит, знаю!»; «Ну хватит! Не мешай!»; «Отстань от меня!»)

Обсуждение: что было не очень приятно слышать; какие чувства испытывали подростки, услышав какую-либо фразу; возможно ли данные фразы перефразировать в более корректные.

Как вы услышали, можно предотвратить конфликт всего лишь при помощи перефразирования определенных предложений. Уменьшить вероятность возникновения конфликта можно при помощи следующих техник:

1. Обесценивание проблемы («неужели наша дружба этого стоит?»),

2. Перенос разговора («Прости, я сейчас не готова разговаривать»),

3. Умение слушать и слышать другого человека,

4. Техника «Я-высказывания».

Схема «Я-высказывания»:

1. Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда ты вчера опоздал…),

2. Называние чувства в тот момент («...я почувствовала беспокойство...»),

3. Называние причин («...наверное, это произошло потому, что...»).

Существуют правила предупреждения конфликтов. (правила написаны в презентации) Давайте прочитаем их, постараемся запомнить и применять в конфликтных ситуациях:

  1. С агрессивно настроенным человеком сразу общаться не следует, его состояние уже само по себе провоцирует конфликт.

  2. Старайтесь посмотреть на проблему глазами другого, встаньте на его место.

  3. Когда вас задевают в мелкой ссоре - проигнорируйте высказывание.

  4. Относитесь к человеку (даже с которым конфликтуете) по-доброму, не скрывайте своего хорошего отношения.

  5. Прежде чем сказать человеку что-то неприятное, отметьте его хорошие дела и поступки.

  6. Старайтесь помочь человеку, если видишь, что он находится в сложной ситуации.

  7. Откажитесь от зависти и ябедничества - это озлобляет людей и рушит все отношения.

  8. Избегайте ссор и совершения необдуманных поступков.

  9. Старайтесь не упрекать человека; только высказывайте свое мнение!

  10. В споре будьте тактичны и сдержанны.

Закончить наше занятие мне бы хотелось золотым правилом нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Не делайте другим того, чего не хотите себе.

Спасибо за внимание!



Список литературы


  1. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. - СПб.: «РЕЧЬ», 2001.

  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. - М.: «Академический проект», 2005.

  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб., 2000.

  4. Конфликты в школе. Часть I (Введение в проблему). - СПб.: Центр развития альтернативного образования, 1994.

  5. Крам Т. Управление энергией конфликта. - М.: АСТ РЕФЛ-бук, 2000.

  6. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.

  7. Тренинг развития жизненных целей / Под. ред. Трошихиной Е.Г. - СПб.: «РЕЧЬ», 2001.

  8. Уизерс Б. Управление конфликтом. - М.: «Питер», 2004.


© 2010-2022