Образовательное событие духовно-нравственной направленности

Тема образовательного события: «Не думайте о людях свысока».       Внеклассное мероприятие для учащихся 4 классов при участии группы учащихся 6 класса. Цель образовательного события: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, формирование базовых национальных ценностей.Формирование религиозной, гражданской и национальной идентичности.Задачи образовательного события: 1.  Продолжить формировать у учащихся личностное представление о нравственных понятиях   «милосердие», ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 2 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края





Методическая разработка

«Образовательное событие духовно-нравственной направленности».



Составила:

Козицкая Светлана Валерьевна,

учитель истории.

Контактный телефон: 8-962-222-25-451


Хор

2015

Содержание методической разработки:

Номинация Фестиваля: "Социально-образовательное событие духовно-нравственной направленности".

Тема образовательного события: «Не думайте о людях свысока».

Внеклассное мероприятие для учащихся 4 классов при участии группы учащихся 6 класса (уровень образования)

Цель образовательного события: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, формирование базовых национальных ценностей.

Формирование религиозной, гражданской и национальной идентичности.

Задачи образовательного события:

1. Продолжить формировать у учащихся личностное представление о нравственных понятиях «милосердие», «сострадание» и «справедливость», как об христианских и общечеловеческих базовых ценностях, формирующих личность гражданина России. Ориентировать учащихся на выполнение этих моральных норм.

2. Развивать учебные умения работы с информацией в процессе выполнения групповых работ: умение ориентироваться в источниках информации, анализировать, соотносить, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.

3. Воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Вид ресурса: презентация, видео, творческие работы детей.

Техническое оснащение: проектор, экран, компьютер.

Описание образовательного события:

В рамках изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модули: «Основы Православной культуры» (4 а класс), «Светская этика» (4 б класс), с учащимися проводятся уроки по темам: 4 а класс - «Милосердие и сострадание», 4 б класс - «Справедливость и милосердие» на которых у учащихся формируется личностное представление о данных понятиях, как об христианских и общечеловеческих базовых ценностях, закрепляется понятие о том, что является истоком и основой золотого правила нравственности.

Актуальность:

Тема занятий действительно актуальна, особенно, если учесть ситуацию, нередко наблюдаемую в практике общения с детьми и родителями, когда в подрастающем поколении укореняется стремление получить желаемое любой ценой, представление о лидерстве сводится к способности или неспособности подавлять мнение других людей, понятие справедливости рассматривается с позиции собственного эгоизма, а умение сострадать воспринимается как слабость.

Оригинальность:

В связи с этим, в своей работе, я хотела бы найти возможность не отпускать эту тему, а продолжать формировать у своих учащихся правильные нравственные представления, используя все доступные мне способы. Разработка данного мероприятия является одним из вариантов. У учащихся не создаётся впечатление обязательного признания норм, что часто отталкивает, как любое давление или навязывание извне, тема занятия связана с проблемой опосредованно, учащимся предоставляется возможность легко и без принуждения усвоить моральные нормы.

Занятие проводится в небольшом, но красивом и уютном актовом зале, куда дети приглашены в качестве зрителей. На подготовительном этапе эти учащиеся выполняли творческие минипроектные задания, но не видели общего результата, что создаёт атмосферу тайны, вызывает искренний интерес (стимулирует внимательное и сознательное отношение к происходящему, снимает барьеры). Кроме того, сценарий мероприятия можно использовать в качестве прерпрофориентационной работы со школьниками среднего звена.

Участие в событии разновозрастных групп.

В качестве ведущих и актёров выступают учащиеся 6 класса, в котором я являюсь классным руководителем. Привлекая их к проведению этого мероприятия, я укрепляю положительные взаимоотношения с учащимися (ведь я обращаюсь к ним за помощью), повышаю их самооценку. Создаю среду для нашей совместной творческой деятельности и … создаю условия, при которых они учатся определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков, в результате чего формируется их собственное, глубокое представление о базовых общечеловеческих и национальных ценностях. Актёры были выбраны не случайно, побывать в роли отвергнутого обществом человека, не имеющего поддержки семьи, близких и друзей было полезно для коррекции их собственных морально-нравственных качеств.

Проектная компетентность:

Выполняя индивидуальные и групповые минипроекты учащиеся, совместно с родителями, самостоятельно пополняли знания в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей, обогащали опыт общения в семье, формируя свою родовую идентичность.

Класс разделился на 5 групп, с каждой из них встреча проводилась отдельно, объяснялся смысл задания, предполагаемый результат, совместно с детьми составлялся план действий, распределялись обязанности.

Для проведения мероприятия необходимо было подготовить фотоальбом, страницы которого должны были бы выводиться на экран, демонстрируя фотографии из жизни социально неблагополучных и других нуждающихся в помощи людей, примеры милосердного и бескорыстного отношения к ним окружающих, для того, чтобы создать позитивный настрой в смысловых зрительных сравнениях.

Группа учащихся самостоятельно подбирала фотографии, выбирала из них наиболее подходящие по смыслу, с помощью родителей и учителя, определяла, какие из них необходимо разместить на странице попарно.

Другая группа, с помощью родителей, работала над музыкальным оформлением, редактируя фрагменты музыкальных записей.

Третья группа, подбирала пословицы о справедливости и милосердии для оформления зала, текстовые записи им показались не интересными и ученики решили изобразить их в рисунках. Так проявили свою инициативу. После занятия другие учащиеся увлеклись разгадыванием иллюстраций, соотнося изображения с надписями.

Четвёртая группа, готовила подарки для детей инвалидов находящихся на домашнем обучении. Они выполняли миниатюрные открытки с изображением сердечка в технике «квиллинг».

Пятая группа, готовила реквизит к выступлению (костёр, малыша в пелёнках, корзинку с «продуктами» и др.)

Приращения школьников, выраженные в информационной рефлексии

и эмоциональных визуальных откликах,

инициации собственных постсобытийных действий.

В итоге, как вариант, можно предложить детям сочинить сказки, истории, в которых бы рассказывалось о том, как сердца людей становятся милыми, сострадательными, а поступки справедливыми. Сборники, проиллюстрированные фотографиями и рисунками, ученики подарят детям инвалидам, которые находятся на домашнем обучении. С этого в классе можно начать практику посещения таких детей. Лишённые полноценного общения со сверстниками, они с удовольствием слушают, когда им читают вслух, что конечно идёт на пользу и самим чтецам.

Формы и виды деятельности:

Групповая работа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческая индивидуальная работа.


Этапы события:

Первый этап. Пропедевтический.

Данное образовательное событие является продолжением изучения темы «Милосердие и сострадание» одной из задач которого являлась задача научить учащихся давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.

Разработка и проведение урока выступают в качестве подготовительного этапа, порождают настрой и вдохновение на организацию и участие в дальнейшем кульминационном мероприятии. На уроке учащиеся узнали чем милосердие отличается от дружбы, кого называют «ближним», уместны ли в школьных ситуациях такие понятия, как справедливость и милосердие ? Что помогает человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка? Есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?

Виды деятельности участников образовательного события:

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков). 2. Строить речевое высказывание в устной форме. 3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Принимать и сохранять учебную задачу. 4. Планировать свои действия.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Второй этап. Подготовка к событию.

1-я группа. Работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источниками информации.

  • Познакомиться с сетевыми ресурсами.

  • Изучить подходящие виды источников.

  • Найти фотографии и другие иллюстрации по изученной теме.

  • Выбрать фотографий, наилучшим образом отражающие основные понятия.

  • Определить их смысловое соответствие при размещении на странице альбома.

  • Составить электронный фотоальбом.

  • Перенести выполненную работу в общую папку мероприятия.

2-я группа. Работа с аудиоматериалом. Подготовка музыкального сопровождения выступления.

  • Познакомиться с сетевыми ресурсами.

  • Изучить подходящие виды источников.

  • Выбрать музыкальные записи.

  • Отредактировать музыкальное оформления мероприятия.

  • Перенести выполненную работу в общую папку мероприятия.

3-я группа. Творческая индивидуальная работа. Оформления зала.

  • Познакомиться с сетевыми ресурсами.

  • Изучить подходящие виды источников.

  • Познакомиться с вариантами эстетического оформления зала.

  • Найти народные пословицы и поговорки на тему «Милосердие и сострадание», «Милосердие и справедливость».

  • Выполнить рисунки иллюстрирующих их.

4-я группа. Творческая индивидуальная работа. Изготовление подарков для детей инвалидов находящихся на домашнем обучении.

  • Выбрать оформление открытки.

  • Подготовить необходимый материал (картон, полоски цветной бумаги, клей).

  • Выполнить заготовки (отдельные части композиции).

  • Составить открытку.

  • Подписать пожелания.

5-я группа. Групповая работа, творческая работа. Изготовление реквизита к выступлению.

  • Изготовление каркасной заготовки для «костра».

  • Приготовить куклу, запеленать.

  • Наполнить корзину или коробку реквизитом в виде упаковок с различными продуктами.

6-я группа, учащиеся 6 класса. Групповая работа, творческая работа. Подготовка театрализованного выступления.

  • Выяснить цель мероприятия.

  • Познакомиться со сценарием.

  • Распределить роли.

  • Выучить реплики.

  • Отрепетировать выступление.

  • Подготовить костюмы.

Направленность на решение задач духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, формирование базовых национальных ценностей.

Заявленное образовательное событие «Не думайте о людях свысока», обеспечивает дополнительные возможности, для серьёзного, вдумчивого осмысления и принятия моральных норм нашего общества. Изученный теоретический материал, благодаря совместной творческой деятельности, созданию комфортной обстановки сотрудничества становиться не просто усвоенным знанием чьих-то норм, а частью собственного мировоззрения учащихся, формирующегося на основе духовно-нравственных ценностей принятых в российском обществе и берущие своё начало в истоках христианской религиозной культуры.

Образовательный результат: Данное образовательное событие не просто зрелищное мероприятие, призванное развлечь аудиторию, нет, оно является посылом к деятельности. Показывает пример, указывает направление, в котором можно действовать на благо других людей, людей нуждающихся в поддержке и помощи, во внимании, в милосердии. Ведь «Милосердие - это не вялое отдавание лишнего. Это проявление человечности. Поэтому мир милосердного человека светел. Он всегда может найти повод для проявления любви, а потому жизнь его души очень богата» [1].

Оно даёт возможность на собственном практическом опыте убедиться в необходимости воспитания в себе качеств нравственной личности, достойного гражданина своей страны. Выходом этого образовательного события является организация живого общения учащихся класса со сверстниками, не имеющими возможности посещать школу. Через это общение дети смогут научиться ещё большему, научиться понимать трудности других, ценить собственные возможности, научиться быть благодарными за них. Всё это будет также способствовать как морально-нравственному развитию личности учащихся, но и поможет научиться действовать осмысленно.

Рефлексия события: Учащимся было предложено присоединится к актёрам во время финальной песни, для рефлексии специально было предусмотрено дополнительное время, сопровождающееся музыкой. Ведущие предложили взяться за руки тех учащихся, которые считают, что такие понятия как «милосердие», «сострадание» и «справедливость» необходимы им для того, чтобы стать настоящей личностью, гражданином России.

Третий этап. Сценарий события.

Учитель: - Здравствуйте ребята, вы немало потрудились, помогая подготовить наше внеклассное мероприятие и теперь сможете увидеть, как общими усилиями люди могут создавать что-то очень важное, нужное и ценное для каждого из нас.

Слово милосердие - одно из самых красивых слов на свете, оно означает сердце, которое любит, милует и жалеет. На уроке ОРКСЭ вы узнали, какое значение придают этому качеству человеческой души христиане, какой смысл вкладывают в это понятие и какие ценности оно формирует в их жизни. Издавна, на Руси церковь помогала всем страждущим, нуждающимся, оказывала помощь и поддержку тем, кто в ней очень нуждался. При церквях открывались приюты, лечебницы, школы. Именно церкви долгое время были очагом духовной жизни граждан. С тех пор прошло много лет, но христиане, как и прежде, с готовностью проявляют сострадание и милосердие к попавшим в беду людям. А разве остальные люди должны оставаться безразличными к чужой беде? Разве такое отношение к людям, к себе самому, поможет вам стать настоящей личностью, достойным гражданином России? У вас есть время поразмыслить над этим вопросом, а пока предлагаю вам посмотреть выступление учащихся 6 класса.

Сцена первая. Звучит фрагмент песни Кортнева «Генералы песчаных карьеров».

На фоне звучащей музыки к подножию сцены из зала выходит человек. Он выглядит усталым и продрогшим, начинает разжигать импровизированный костёр, отводит голову чуть в сторону, утирая глаза от попавшего в них «пепла». Через некоторое время к «костру» подходят и другие люди разного возраста, в старой, нечистой одежде. Среди них старик и подросток, двое мужчин среднего возраста. Один из них достаёт из-за пазухи хлеб, делит его поровну на всех.

Старик обращается к подростку:

« Что малой, сегодня снова домой не пошёл?»

Подросток:

« Что там делать, родители за старое взялись. Не принесу денег - изобьют. Лучше ушь здесь. А ты, что ж не дома?»

Старик отвечает:

« Так нет дома - то. Был, да сплыл. Обманули аферисты и паспорт забрали».

1 мужчина: «Видал я таких, денег мешок, а совести на копейку. Только ты старый, сам виноват».

2 мужчина: (усталым, упавшим голосом) «Все сами, у меня и семья была и дом, (пауза) … работы не было денежной, а за копейки работать не хотелось. Решил дело своё открыть, квартиру заложил, думал вот сейчас разбогатею, ага, не умеешь - не берись называется».

1 Ведущий: «Уважаемые зрители, наверное, многие из вас видели таких людей на улице, но не все из них бездельники. Попав в сложные обстоятельства, не у каждого хватает сил с ними справиться. Неужели им никак нельзя помочь?»

Вариант 1. Из зала к сцене выносят одежду и продукты.

2 Ведущий: « Стоп. А это решает главную проблему? Нет. Хотите действительно помочь - не давайте голодному рыбу, дайте ему удочку».

Занавес. Сцена вторая.

Мать с ребёнком на руках, девочка постарше не хочет отпускать её, держится за одежду.

Мама: (успокаивает ребёнка) «Тише, тише, тётя Вера с вами посидит».

Дочка: «Я не хочу с ней оставаться».

Мама: «Ты же понимаешь, мне на работу надо, я быстренько всё помою и прибегу, нам же денежки нужны. А не пойду, уволят, как жить тогда?»

Дочка: « А где наш папа, он скоро приедет?»

Мама: « Нет, папа, далеко, мы без него пока поживём»… Расстроено качает головой.

1 Ведущий: «И такое тоже не редко встречается. Как общество может помочь конкретно этой семье?»

Вариант 2. Кто-то выносит коробки с вещами.

2 Ведущий: «Такая помощь, конечно, пригодиться, но и это не выход».

(Далее, в соответствии с названной ситуацией, на экран выводятся информационные слайды с адресами и телефонами служб социальной поддержки населения по Хабаровскому краю).

В таких ситуациях людям нужна профессиональная помощь - её оказывают социальные службы. Социальные работники помогают людям преодолеть личностные и социальные трудности, оказывая поддержку, защиту, коррекцию и реабилитацию.

1 Ведущий: Наши истории могут закончиться хорошо.

Подростку найдут приёмную семью, он увидит другую жизнь и сможет стать для кого-то любящим сыном, вырасти человеком.

Старику помогут восстановить документы, он начнёт получать пенсию, поселиться в доме для одиноких пенсионеров, найдёт кров и общение.

2 Ведущий: Служба социальной поддержки окажет безработным мужчинам реабилитационную помощь, направит на обучение востребованным профессиям и в их жизни тоже произойдут изменения.

Одинокая мама, с помощью социальной службы тоже сможет решить свои проблемы. А вам нужна помощь?

1 Ведущий: Почётны профессии космонавта и плотника, но в нашем районе так сильно нужна профессия - (зал) социального работника!

Ведущие на сцене и актёры у подножия сцены вместе поют финальную песню. На экране в это время демонстрируются фотографии из жизни социально неблагополучных и других нуждающихся в помощи людей, примеры милосердного и бескорыстного отношения к ним окружающих, создаётся позитивный настрой в смысловых зрительных сравнениях.

Не думайте о людях свысока,

Случиться если, сам поймешь, наверное

Как сильно нам бывает иногда

нужна поддержка, хоть одно мгновение…

У каждого мгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина.
Мгновенья раздают - кому позор,
Кому - бесславье, а кому - бессмертие!
Из крохотных мгновений соткан дождь:
Течет с небес вода обыкновенная,
И ты порой почти полжизни ждешь,
Когда оно придет, твое мгновение.

Не думайте о людях свысока,

Случиться если, сам поймешь, наверное

Как сильно нам бывает иногда

нужна поддержка, хоть одно мгновение…

Ведущие протягивают руки вниз к героям сценки, помогают им подняться, встать рядом, жмут руки, дружески похлопывают по плечу. Вместе, общей группой под музыку, общаясь направляются за кулисы.

Девочка: (возвращается со счастливой улыбкой и на последок сообщает зрителям) -

« А я больше не буду сидеть с чужой тётей, я пойду в садик!»

Сойдя со сцены, ведущие предлагают взяться за руки тех учащихся, которые считают, что такие понятия как «милосердие», «сострадание» и «справедливость» необходимы им для того, чтобы стать настоящей личностью, гражданином России. В завершении ведущие и актёры набирают группы детей, желающих подружиться с детьми инвалидами и оказать им моральную поддержку и подарить сделанные собственными руками подарки.

Источники информации, используемые для подготовки образовательного события:

habarovsk.rfdeti.ru

kuraev.ru/smf/index.php?topic=321778.0

school2100.ru/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1620

im5-tub-ru.yandex.net/i?id=274858291-09-72&n=21

im2-tub-ru.yandex.net/i?id=217292291-30-72&n=21

im5-tub-ru.yandex.net/i?id=246794519-47-72&n=21

im2-tub-ru.yandex.net/i?id=146829225-53-72&n=21

im2-tub-ru.yandex.net/i?id=67494556-24-72&n=21

slovarick.ru/category/k/

Видео:

youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=uwEJWIymB8k

[1] - Диакон Андрей Кураев


Образовательное событие духовно-нравственной направленностиПриложение:

Образовательное событие духовно-нравственной направленности Образовательное событие духовно-нравственной направленности

Образовательное событие духовно-нравственной направленности

Образовательное событие духовно-нравственной направленности

Образовательное событие духовно-нравственной направленности







© 2010-2022