- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад: Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС
Доклад: Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Руденко С.А. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Духовно-нравственное воспитание,
как одно из направлений реализации ФГОС»
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» - писал в свое время Я.А. Коменский.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, здоровью, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Благодаря возможностям УМК « Перспектива»» духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся интегрируется в основные виды деятельности школьников: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Урок и внеклассное мероприятие - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, побед, огорчения, от неудач, ошибок.
Система духовно - нравственного воспитания включает следующие направления:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
-формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Воспитание творческого отношения к учению, к труду, к жизни.
Творческое отношение к учению, труду, жизни можно воспитать через участие в проектно-исследовательской деятельности. В результате такой деятельности учащиеся приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
На первом этапе ставится проблема, намечаются пути решения, само же решение предстоит найти ученику.
Например, в первом классе учащиеся получили первое задание:
· Выбери по желанию тему:
- Мое увлечение.
- История моей семьи.
- История одной из улиц нашего села или его достопримечательности.
- Чудесная природа (об очень интересном растении или животном).
- Литературное исследование:
Можно выбрать свою тему.
2. Прочитай по этой теме материал в энциклопедиях, справочниках, Интернете, посоветуйся с родителями.
3. Напиши доклад по следующему плану:
- Почему я выбрал эту тему.
- Что я узнал из энциклопедий, справочников, других источников.
- Какие мысли возникли у меня в результате изучения данного вопроса.
- Что дала мне эта работа.
4. Оформи наглядность.
5. Подготовь устное выступление.
Творческое развитие учащихся происходит и на уроках. Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Цель этапа: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели.
Для достижения цели используются следующие методы и способы деятельности: учебный диалог, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование.
Второй этап - второй класс начальной школы. Он ориентирован на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в такую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования. Постепенно происходит переход от фронтальной работы под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Она способствует формированию творческого отношения к учению, к труду, к жизни.
Сайт: uchkopilka.ru
Оригинал публикации: uchkopilka.ru/orkse/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/item/3906-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-kak-odno-iz-napravlenij-realizatsii-fgos