- Преподавателю
- Классному руководителю
- Метод проектов как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке технологии
Метод проектов как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке технологии
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Апсатдарова Е.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Апсатдарова Е.В.
Метод проектов как средство формирования
познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке технологии.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важнейшим становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Новая задача образования - развитие универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Их сформированность определяет качество познавательной деятельности учащихся в школе, способствует успешному становлению учебно-познавательной мотивации.
Теоретические основы формирования познавательных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах: А.В. Горячева, О.В. Брыковой, В.А. Молякова, С.В. Тигрова.
В Федеральном государственном образовательном стандарте НОО отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы; творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов; создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий».
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Учебный предмет "Технология" обеспечивает формирование культуры труда, технологической культуры, практических знаний и умений, отражающих распространенные методы, средства, процессы, результаты и последствия познания, применения, получения или преобразования объектов природной или социальной среды. Это позволяет учащимся успешно адаптироваться в современной технологической среде, активно участвовать в ее преобразовании и самореализоваться в окружающем мире.
Одним из актуальных методов современной педагогики является метод проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или парами, и направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Технологией проектного обучения занимались Дж. Дьюи, А.С. Сиденко, Е.С. Полат, Е. Карпов.
Работа над проектным заданием на уроках по технологии должна проходить следующие этапы:
- выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т.д.;
- оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта, спектра первоначальных идей для разрешения проблемы противоречия между потребностями и возможностями деятельности;
- сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты и т.п.), обращение к банку данных;
- разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений;
- планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности; оценка качества выполненной работы (своей и чужой);
- защита проекта.
Для оптимизации процесса развития познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии в рамках проектной деятельности планируется разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов. Методические рекомендации будут включать в себя описание этапов и условий успешной организации проектной деятельности по технологии, направленной на формирование познавательные универсальных учебных действий младших школьников.
Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения с применением методических рекомендаций учителю начальных классов способствует развитию познавательных универсальных учебных действий, а именно: умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Значит, можно утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию познавательных универсальных учебных действий.
Список литературы:
-
А. Б. Воронцова., Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей/ - М.: «Просвещение», 2010.
-
Павлов М. Б., Питт Д. Ж., Гуревич М, И., Стасова И. А. П12 Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителей М.: Вентана-Графф, 203.
-
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М., 2005.
-
М.Б.Романовская., учеб.пособие /сост.:Метод проектов в образовательном процессе.
-
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.