- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Твои права на каждый день
Классный час Твои права на каждый день
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дзёма В.И. |
Дата | 21.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час 5 класс
Тема: Твои права на каждый день
Цель:
-
Повысить социально-правовую компетентность учащихся.
-
Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.
-
Помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей - нет
прав.
4. Воспитать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.
Оборудование: кластер «Календарь правовых дат», компьютер, карточки, Устав школы, Правила для учащихся, ролики
Формы работы: общеклассная, работа в группе
Ход классного часа
. Эпиграфы к занятию:
-
«Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности»
(Б. Франклин);
-
«Живи по закону, поступай по совести» (латинское изречение);
-
«Учись думать о себе и о других» (китайская мудрость);
-
«Никогда не делай того, что не пожелал бы себе» (правило Конфуция)
Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?». Без ясного ответа на эти вопросы, жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.
Где бы ты не жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты - человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать.
Показ ролика «Декларация прав ребенка»
Из года в год увеличивается количество законов и постановлений республиканского, международного уровней, которые защищают права человека-гражданина, особенно права ребенка, ваши права.
Пример тому, разработанный и утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН, Календарь правовых дат
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
2001 - 2010гг. - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах
детей планеты
1 июня - Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей - жертв агрессии
20 ноября - Всемирный день прав ребёнка
10 декабря - День прав человека.
Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил
все эти и другие права детей? Кто из вас знает, как называется этот документ?
Этот документ называется Конвенция о правах ребенка.
20 ноября 1989 год - принята Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматриваются на уровне международного права.
Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. Что такое обязанность? (Круг действий, возложенных на кого - то и обязательных для выполнения). В каком школьном документе определены ваши права и обязанности? (В Уставе школы и правилах для учащихся). Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе. Итак, права определяются обязанностями, обязанности - правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.
Рассмотрев все официальные документы о правах человека, мы можем приступить к творческому заданию, которое заключается в том, что вам нужно будет составить декларацию прав учащихся 5 класса.
Учащиеся 5 класса:
Имеют право:
-
На бесплатное обучение
-
На медицинское обслуживание
-
На пропуски занятий без причины
-
На жизнь
-
На здоровое развитие ребенка
-
Не выполнять домашние задания
-
На грубые разборки в виде оскорблений, драк
-
На имя и на приобретения гражданства
-
Знать своих родителей и право на заботу
-
Делать только то, что хочется
-
Не слушаться взрослых
-
На сохранение своей индивидуальности
-
Выражать свое мнение
-
Не уважать старших
-
Сам может выбирать себе друзей
-
На собственную личную жизнь
Работа в группе:
Ситуация 1.
Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляет громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.
Мама. Сколько раз говорила - после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!
Сын. Мама, ты же всё равно в 10 часов не спишь.
Учитель:
Каким правом пользуется сын? Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей? (Сын пользуется правом на отдых и досуг, но в данный момент он ущемляет права родителей и соседей на отдых и нарушает общественный порядок)
О какой важной обязанности он забыл? (Он забыл, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека!)
Ситуация 2.
«Чужой телефон»
Выходят дети с портфелями и кладут их.
Дима: - Ты не пойдешь на физкультуру?
Коля: - Нет, я освобожден.
Все уходят, кроме Коли. Он садится и начинает рисовать.
Коля: - Ой, резинки нет. У кого бы взять? Посмотрю у Димы.
Коля начинает что-то искать в портфеле. Находит сотовый телефон, начинает смотреть его, читает сообщения. В это время входит Дима.
Дима: - Почему ты открыл мой портфель? И играешь моим телефоном?
Коля: - А что такого, я же ничего не взял, только посмотрел. Разве нельзя?
Учитель:
На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете ребята? (Дети высказываются)
Это право называется - правом собственности. Т.е. каждый человек, в том числе и ребенок имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество.
Ситуация 3.
А вот что случилось в одной семье.
- Сходи за хлебом в булочную!
- Не имеешь права эксплуатировать ребенка.
- Вымой посуду!
- Не имеешь права использовать детский труд.
- Помой руки!
- Это насилие над личностью!
- Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю.
- Это проявление жестокости.
Учитель:
Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей.
Нужно учиться уважать личные права других так же. Как вы хотите, чтобы уважали ваши!
Показ ролика «Права детей в мульфильмах»
Заполнение анкеты
-
Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?
А) Да, существуют. Б) Затрудняюсь ответить. В) НЕ существуют.
-
Разрешено ли нам нарушать права других людей?
А) Да, конечно разрешено. Б) Разрешено только в редких случаях.
В) Абсолютно запрещено.
-
Кем были созданы права человека?
А) Народом. Б) Государственной властью. В) Сотрудниками милиции.
-
Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?
А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.
Б) Это право доступно для каждого ребенка.
В) Ни один ребенок не имеет такого права.
-
Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе - это …
А) Право учащихся. Б) Обязанность учащихся. В) Ни то и не другое.
А теперь давайте выделим три основных принципа, которые и есть ваши обязанности как человека-гражданина, как учащегося и подростка.
-Ваша первая обязанность - любить свою Родину и гордиться статусом гражданина Республики Казахстан. Любить свою семью.
- Ваша вторая обязанность - учиться, учиться и учиться.
- Ваша третья обязанность - стараться вести достойный и здоровый образ жизни.
А закончить мне хотелось бы следующими словами
Товарищи взрослые и дети!
За свое будущее мы все в ответе!
Права и обязанности все свои знайте,
Вы, взрослые, будьте! А вы, дети!
Хорошими людьми вырастайте!
Ваши права в ваших руках!
Литература:
-
Классному руководителю о классном часе. Под ред. Е.Н. Степанова,
М.А. Александровой. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Декларация прав ребенка.
3. Конвенция о правах ребенка.
4. Устав школы.
5. Правила для учащихся.