Каждый выбирает для себя, час общения

час общения "Каждый выбирает для себя" рекомендуется  провести  в старших классах ,когда ребята задумываются над выбором жизненного пути, когда начинают философски относится к тем или иным вопросам.  в процессе работы над текстом песни, ребята отвечают на вопросы ,какие выборы они готовы сделать сейчас, за что готовы нести ответственность. Ребята работают в малых группах ,обсуждая каждую строчку песни: что хотел сказать автор, как вы понимаете эту строчку, какие у вас мысли. ведущий подводит ито...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Каждый выбирает для себя»

Ход:

Добрый день, ребята. Садитесь в круг, рассаживайтесь поудобнее, чтобы видеть друг друга.

Давайте зажжем свечи, как в походе у костра и поговорим. Пламя свечи уводит нас от повседневной суеты, помогает сконцентрировать свои мысли и чувства на самом важном.

Предлагаю начать наше общение сегодня с песни «Мы начинаемся наивным почему» 1 куплет и припев.

Вам по 15, вы ощущаете себя уже взрослыми. Каждый день у вас возникают вопросы, проблемы выбора. Те же самые вопросы стоят перед каждым человеком. Наверное, размышляя о жизненном пути, Юрий Левитанский написал стихотворение «Каждый выбирает для себя».

Давайте поговорим сегодня о том, что его волновало и что волнует нас. Мы будем обсуждать в группах. Я хочу, чтобы у каждый сегодня поработал, чтобы у каждого проснулась мысль.

Возьмите первые строчки стихотворения и подумайте, какое содержание несут эти строки?

  1. каждый выбирает для себя:

женщину, религию, дорогу.

Что имеет ввиду автор ? (в группах)

Н: Почему в такой последовательности? Может быть, он хотел показать иерархию ценностей?

моя точка зрения: мы выбираем вначале

друзей, потом кумиров, идеалы, следующий шаг - задумываемся о смысле жизни.

------------------------------------------------------------------------------

Возьмите вторую строчку:

  1. дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя (в группах)

как вы понимаете эти строки?

Добро и зло, белое и черное, плохое и хорошее, ЗОЖ и вредные привычки.

И вы начинаете служить делу добра или зла: совершать поступки.

Н: в жизни нет четкой границы между добром и злом.

третья строчка звучит так:

  1. каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. ( в группах)

выбирает слово: от сердца идут слова или формальные, просто так. С пожеланием добра я говорю или с пожеланием зла. И ты выбираешь те слова, которые приемлемы тебе, твоей душе. Значит добрые или плохие дела зависят от уровня развития личности.

Н: … «по себе» чем отличается «для себя»

Четвертая строчка:

  1. шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе (в группах)

что подразумевает автор под словом «меч», «шпага»?

Бывают ситуации, когда нужно проявить интеллигентность (взять шпагу), а иногда нужна жесткость, твердость, нужно быть готовым для сражения (нужен меч). Меч- оружие бойца, беспощадное, бескомпромиссное. Воюют все. Побеждают общего врага.

Но ведь когда все, толпа - нет никакой ответственности. Можно спрятаться за спины других - это не я сделал. Личности и индивидуальности в толпе стираются.

Что такое «дуэль»? Дуэль - это когда 2 человека , 2 личности выясняют отношения. Это спор. Отстаивают свою честь, свои убеждения. Это межличностное сражение. В дуэли мы демонстрируем мастерство владения шпагой.

Где труднее: на дуэли или на битве?

вывод: да, эти строчки , наверное, говорят о том, какую позицию выбираем, например, как выясняем отношения: кричим или спокойно искать компромисс, уступаем или идем до конца.

Следующая строчка:

  1. каждый выбирает по себе - щит и латы, посох и заплаты

* Может быть, здесь можно говорить о материальной стороне жизни и о духовной. Кто-то копит богатство, а кто-то копит мудрость.

У кого есть щит и латы, у них есть , что терять. Они защищают материальные ценности, свою собственность, идеалы с помощью силы.

А посох - это опора (друг, жизненный опыт), которая помогает идти.

У всех мудрых людей, которые шли по земле и несли истину, был посох.

Как символ мудрости.

Чаще всего, те , кто выбирают дорогу знаний, не богаты. Кто выбирает мудрость - будет в заплатах.

« Посох и заплаты» - это миролюбивые люди. Они не стоят на стороне воинов. Они стараются уладить все мирным путем, договориться. Это дипломаты.

Может быть - это 2 способа решения конфликтов: можно навязать свою точку зрения силой, а можно - …


  1. меру окончательной расплаты каждый выбирает по себе. (в группах)

Расплата - как итог, результат жизни. Что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и откликнется.

Н: Если в молодости берет щит и латы - славу и власть- , то в конце жизни получает как правило, врагов, завистников, измену. Не обретут счастье и покой. А вторые получают душевную гармонию. Их будут любить, помнить, уважать.

И последние строчки звучат так:

  1. каждый выбирает для себя -

выбираю тоже, как умею

ни к кому претензий не имею

- каждый выбирает для себя (в группах)

Я ни к кому претензий не имею, т.е. я свободен в выборе и ответственен за свой выбор, и признаю это право за другими . И от того, что мы выбираем, зависит наша жизнь, наш путь.

Н: а может зависеть и жизнь окружающих.

Эти стихи известны больше как песня . Музыку написал Виктор Берковский. Рефлексия: Давайте послушаем эту песню и еще раз вдумаемся в эти строки.

Песня.

Вывод: У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям.

Каждый выбирает для себя место под солнцем, свое окружение, от каждого зависит, какая будет наша Земля.





Анализ

Цель: организация диалога с учащимися об ответственности за свой выбор на примере обсуждения бардовской песни «Каждый выбирает для себя».

Формы: диалог, обсуждение, осмысление, рефлексия. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу детей.

Вопрос риторический. Нам важна мысль детей. Остальные дети должны уметь поработать с этой мыслью. Сопоставить чужую мысль со своей мыслью. Однозначного ответа нет. Сколько людей, столько мнений.

Мы используем потенциал бардовской песни для личностного развития детей. Глубокие философские песни направлены на познание самого себя и анализ своих желаний и поступков. Занятия авторской песней опираются больше на содержание, передачу своих чувств и своего отношения, чем на красоту исполнения. Авторская песня - это особый вид общения. Как отмечалось ранее, в бардовской песне больше внимания уделяется стихам. Задумываясь о строчках песни, ребята размышляют о жизни, о человеке, о наиболее значимых качествах характера, о своем месте в этом мире. Таким образом, идет формирование мировоззрения.

Занятия по авторской песне проводятся с использованием методики развивающего обучения: учащиеся делятся на группы по 4-6 человек и, обсуждая вопросы, шаг за шагом приближаются к поставленной цели. Роль руководителя сводится к подбору вопросов с учетом возможностей учащихся, правильному подбору состава групп и создания доверительного отношения в группах. На занятиях обсуждаются образы и идеи, которые хотел передать автор в песнях, знакомятся с биографией и творчеством классиков авторской песни, учатся с помощью песен передавать чувства и мысли. Организуются занятия по обучению игре на гитаре и развитию вокальных способностей.

Проявили позицию … человек. Легко было проявить свою позицию?

Человек делает выбор только тогда, когда принимает ответственность. Он психологически готов взять ответственность.

5

© 2010-2022