Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету)

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2









Экологическая игра

«Сотвори свою планету»







Руководитель мероприятия:

начальник школьного лагеря

с дневным пребыванием

Кугук С.А.







г.Донецк Ростовской области

2015 г.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.Пояснительнгая записка…………………………………………………..…3-4

2.1.Цель……………………………………………………………………………3

2.2.Задачи……………………………………………………………………….3-4

2.3.Актуальность………………………………………………………………….4

2.4.Эпиграфы к мероприятию…………………………………...………………4

2.5.Формы и методы работы……………………………………………………..4

3.Ход мероприятия……………………………………………………………..4-8

3.1.Вступительная часть……………………………………………………..…4-6

3.2.Станция «Старик-лесовик»………………………………………………..6-7

3.3.Станция «Красная книга Ростовской области»…………………………….7

3.4.Станция «Фантазёры»………………………………………………………..7

3.5.Станция «Песняры»…………………………………………………………..7

3.6.Станция «Мир животных»…………………………………………………..7

3.7.Станция «Угадай-ка»………………………………………………………7-8

3.8.Станция «Творческая»………………………………………………………..8

3.9.Станция «Музей природы»…………………………………………………..8

3.10.Станция «Зоотеатр»……………………………………………………….…8

3.11.Станция «Посвящение в Защитников природы»………………………....8

3.12.Подведение итогов…………………………………………………………..8

4.Результаты проведения мероприятия……………………………………….…9

5.Выводы…………………………………………………………………………...9

6.Заключение………………………………………………………………………9

7.Приложение…………………………………………………………………10-21

7.1.Приложение 1…………………………………………………………….10-12

7.2.Приложение 2………………………………………………………………..13

7.3.Приложение 3………………………………………………………………..14

7.4.Приложение 4…………………………………………………………….15-16

7.5.Приложение 5………………………………………………………….…17-18

7.6.Приложение 6………………………………………………………………..19

7.7.Приложение 7………………………………………………………….…20-21

Экологическая игра «Сотвори свою планету»

1.Введение.

Человечество живёт в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил равновесие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что всё чаще ставятся вопросы о выживании самого человека. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится различным институтам: семье, школе. Общественным организациям. Здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»: «Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!» До тех пор, пока человек не поймёт, что он не царь природы, а всего лишь её часть, и что природа жила без вида Homo Sapians и будет жить, решить нависшую угрозу просто невозможно.

Для преодоления экологического кризиса необходимо формирование нового, экоцентрического сознания. Именно с этой целью мы и проводим экологическую игру среди младших школьников. Наша реальная планета Земля кажется детям чересчур большой и пугающей - слишком огромной и страшной. Чтобы быть домом. Именно поэтому не случаен выбор темы и названия игры: создание своей планеты, где я чувствую себя комфортно. Где я забочусь об обитателях этой планеты. Где мой дом.

При реализации игры большую роль играют формы, методы и приёмы. Поскольку младшие школьники в основном кинестетики, то очень важно, чтобы в процессе игры звучала музыка, песни, проводились игры, чтобы дети что-то делали собственным руками. Очень важен показ живых объектов из мира растений и животных.

Игра проводится в помещениях школы и в школьном дворе, а также в здании МБОУ ДОД ДДТ (кружок юных зоологов) и в городском парке. Учащиеся получают заранее несколько заданий: нарисовать листовки, плакаты на экологические темы, подготовить сценки на данную тему, подготовиться к вопросам викторины и к конкурсу песен о природе.

Игра проводится в виде путешествия по станциям. Всем объявляется, что они отправляются в путешествие по животному и растительному миру нашей планеты. Для этого им вручаются маршрутные листы, в которых указано, где и какой этап путешествия располагается.

2.Пояснительная записка.

2.1.Цель: формирование экологической культуры школьников.

2.2.Задачи:

  • ценностная ориентация учащихся на экологические знания;

  • создание условий для формирования технологий взаимодействия с окружающим миром;

  • развитие межвозрастного взаимодействия;

создание условий для развития эмоциональной сферы учащихся.

2.3.Актуальность данного мероприятия состоит в том, что учащиеся задумаются о влиянии прогресса и цивилизации на природную среду и о том, как уменьшить вред, наносимый природе человеком, как более рационально использовать природные богатства.

2.4.Эпиграфы к мероприятию:

«Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу приведи в порядок свою планету». (Антуан де Сент-Экзюпери)

«Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу - значит охранять Родину». (Михаил Пришвин)

2.5.Формы и методы работы: коллективная игра, включающая просмотр видеофильмов и презентаций, беседы, рисование на асфальте и распространение листовок, викторины, сценки, озеленение школьного двора, путешествие в мир книги, экскурсии в зоологический уголок, изготовление поделок из природного материала, конкурс песен о природе.

3.Ход мероприятия.

3.1.Вступительная часть.

Чтение учащимися стихотворения.

Вдоль по улице Попова

Шёл хороший мальчик Вова.

Шоколадку развернул -

Фантик в клумбу зашвырнул.

По цветущему бульвару

Молча шла влюблённых пара.

Слов в общенье не хватило -

Каждый взял по банке пива.

«Содержательно» ходили,

Всё до донышка допили.

Банки, бросив на траву,

Завершили рандеву.

Кто-то бросил сигарету,

Кто - трамвайные билеты.

Кто-то, сок допив, под ноги

Пакет бросил на дороге…

И уже не зеленеет

Скрытый мусором газон.

И не радуют аллеи,

По которым мы идём.

Ветер мусор подхватил

И над всеми закрутил.

Разве кто-то предпочёл бы

Грязь уюту, чистоте?

Значит. По большому счёту,

Мы хозяева не те,

Что свой дом, любя, лелеют.

А совсем наоборот!

По заплёванным аллеям

Кружит мусор хоровод!

- Мы начинаем нашу игру, посвящённую проблемам экологии и здоровья.

К нам попало письмо, автор которого жалуется. Что у его сына в пять лет стало падать зрение. Врачи успокоили, сказав, что нужно есть больше моркови с витамином А. После того, как сын съел много моркови. Он стал жаловаться на боли в животе. Проблема оказалась в удобрениях с большим количеством нитратов.

Сценка «Две бабушки».

- Авдотья, здравствуй, как поживаешь? Как здоровье?

- Ох! Ох! Какое может быть сейчас здоровье? Сахар, говорят, нельзя есть, соль тоже, уже и мясо вредно. Вот я и решила стать вегетеривянкой.

- Кем решила стать?

- Кем, кем - вегетеривянкой!

- Господи, название какое-то космическое придумала. Наверное, ты имеешь в виду вегетарианкой?

- Ну да. Ентой, которая всё овощи ест. Вот и я решила подольше пожить.

- И что, получается?

- Вместо подольше пожить я чуть раньше не умерла.

- Как так?

- Да овощи сейчас какими-то нитактороми обрабатывают.

- Ха, ха, ха! Опять ты всё перепутала! Они называются нитратами, ими подкармливают растения.

- Да сейчас даже озон едят. Его уже столько съели, что даже дырки какие- то в небе стали появляться.

- Ох, не говори, моя внучка сказала, что её жених недавно в какую-то трубу вылетел. Может, в эту дыру, а?

3.2.Станция «Старик-лесовик»

На стенах - плакаты. Встречает ребят Старик-лесовик. (Приложение 1.) Ребята должны показать свои знания по экологии, ответив на вопросы викторины.

1.Какую пользу приносит лес?

2.Как узнать возраст сосны, не спиливая дерево? (По числу мутовок плюс два.)

3.Сколько времени живет хвоя сосны и ели? (Сосны - 2-3 года, ели 5-6 лет.)

4.Как по муравейнику определить стороны света? (Склон - с юга.)

5.Почему сосну называют «пионером леса»? (Сосна неприхотлива, легко выносит и засуху, и морозы.)

6.Древесину какого дерева и почему используют в производстве спичек? (Древесину осины, она не дает при сгорании копоти.)

7.Кого считают главнейшими врагами леса из мира насекомых? (Жука-короеда, соснового шелкопряда, усача.)

8.Каких птиц называют защитниками леса? (Дятла, синицу, иволгу, кукушку.)

9.Какую ягоду можно собирать осенью, весной и зимой? (Клюкву.)

10.Какой цветок зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)

11.Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)

12.Какая птица носит название танца? (Чечетка.)

13.У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? (Лиственница.)

14.Сколько лет живет брусника? (300 лет.)

15.Какая птица может бегать по дну водоема? (Оляпка.)

16.Кит - это рыба? (Нет, млекопитающее.)

17.Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)

18.Какие растения используют для лечения мелких ран? (Подорожник.)

19.Что означает название животного «гиппопотам»? (В переводе с греческого это значит «речная лошадь».)

20.Каких исчезнувших с лица Земли животных можно встретить на «черных» страницах Красной книги? (Морская корова, тарпан, тур.)

21.Когда у белых медведей рождаются детеныши? (Зимой, во время сна.)

22.Из чего осы строят свои гнезда? (Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы.)

23.Спят ли рыбы? (Да, с наступлением ночи рыбы ложатся спать, некоторые даже укладываются набок, но глаза у них остаются открытыми.)

24.Какое растение в Китае и Японии считается священным? (Лотос.)

25.Что такое паприка? (Красный перец.)

26.Есть ли у кактусов листья? (Да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму.)

27.Это дерево растет в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Его древесина такая плотная и тяжелая, что тонет в воде. Назовите его. (Саксаул.)

3.3.Станция «Красная книга Ростовской области»

Просмотр и обсуждение презентации. (Приложение 2.)

3.4.Станция «Фантазёры»

Дети изготавливают поделки из природного материала. (Приложение 3.)

3.5.Станция «Песняры»

Исполнение песен о природе.

3.6.Станция «Мир животных»

Посещение зоологического уголка.

3.7.Станция «Угадай-ка»

Отгадывание загадок на тему природы.

Меня ждут - не дождутся, а как дождутся - разбегутся. (Дождь.)

Идет по соломе - не шуршит, идет по воде - не тонет, идет по огню - не горит. (Тень.)

Ест - не наедается, а попьет - сразу умрет. (Огонь.)

В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Спички.)

С ногами, без рук; с сиденьем, без живота; со спиной, без головы. (Стул.)

Круглый, сверху кожа, снизу тоже, а в середине нет ничего. Стукнешь - откликается. (Барабан.)

Никого она не обижает, а все ее толкают. (Дверь.)

Сам не берет и ворам не дает. (Пугало.)

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, а не лошадь. (Осел.)

Четверо братьев: и не сходятся, и не расходятся, и не отстают, и не догоняют. (Колеса телеги)

Тянется нитка, а в клубок не смотать. (Дорога.)

С бородою, а не старик, с рогами, а не бык, не конь, а брыкается, доят, а не корова, с пухом, а не птица, лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)

Не вода, не суша, ногами не пройдешь, на лодке не проплывешь. (Болото.)

Море есть - плавать нельзя, дороги есть - ездить нельзя, земля есть - пахать нельзя. (Географическая карта.)

3.8.Станция «Творческая»

Рисунки на асфальте на тему охраны природы. (Приложение 4.)

3.9.Станция «Музей природы»

Тематическая экскурсия в музей «Природа вокруг нас». (Приложение 5.)

3.10.Станция «Зоотеатр»

Самый весёлый этап. Детям предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение. (Приложение 6.)

3.11.Станция «Посвящение в Защитников природы»

Дети произносят слова клятвы экологического фестиваля. (Приложение 7.)

3.12.Подведение итогов: групповая рефлексия, по итогам определяются награждения и поощрения отдельных участников и групп учащихся, объявляются благодарности педагогам и родителям.

4.Результаты проведения мероприятия.

По окончании игры у учащихся появилось осознанное восприятие окружающего мира, осознание неизмеримости пространства, необходимость познавать этот мир и сохранять для себя и потомков. Дети получили опыт взаимодействия с другими людьми, природой, с миром в целом. Игра помогает воспитывать в школьниках творцов будущего мира, воспринимающих единство и взаимозависимость мира.

5.Выводы.

В школе необходимо чаще проводить мероприятия, формирующие экологическое сознание. Экологические курсы, модули, факультативы, кружки, олимпиады, исследовательские работы, проекты - вот далеко не полный перечень различных форм работы по экологическому образованию школьников. Мероприятия экологического содержания должны носить не эпизодический характер, должна вестись систематическая работа.

6.Заключение.

Данное мероприятие можно использовать во внеклассной работе в начальной школе с целью дальнейшего развития экологической культуры, экологического образования и просвещения.





Приложение 1

Призыв беречь природу

Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).

Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).


Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).

Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).



Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).

Приложение 2

Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).

Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).


Приложение 3

Поделки из природного материала

Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).

Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).


Приложение 4

Рисунки на асфальте

Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).

Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).

Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).

Приложение 5

Экскурсия в музей

Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).

Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).


Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).

Приложение 6

Сценки с животными

Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).

Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).


Приложение 7

Посвящение в Защитники природы

Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).

Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).


Торжественная клятва молодых Защитников природы Торжественная клятва


1

2

3


Я ЗНАЮ, ЧТО:

Я ХОЧУ:

Я БУДУ:

1.1.

Качество воздуха изменяется под влиянием сжигания топлива и мусора и приводит к выпадению кислотных дождей.

Бегать по лужам босиком и умываться чистой дождевой водой

Чаще ездить не на машине или автобусе, а на самокате, велосипеде, трамвае, поезде. ВСЕГДА!

1.2.

Лес - это «легкие» планеты, и от нерациональной вырубки деревьев становится меньше кислорода в воздухе

Дышать полной грудью

Высаживать молодые деревья и ухаживать за ними. ВСЕГДА!

1.3.

Каждые 20 минут на планете умирает одно дикое животное.

Видеть диких животных не только в зоопарке

Беречь каждое живое существо на планете: от букашки до лошади. ВСЕГДА!

1.4.

Примерно 1/3 всего населения земного шара страдает от нехватки пресной воды

Пить чистую и вкусную воду

Экономить водопроводную воду и беречь реки с озёрами от захламления.

ВСЕГДА!

1.5.

Опасные вещества в составе мусора растворяются в осадках и попадают через грунтовые воды в водоемы

Купаться в чистой воде

Убирать за собой отходы после отдыха на природе. ВСЕГДА!

1.6.

Свалки бытовых и промышленных отходов занимают огромные площади земель

Гулять по полям и лесам, а не по мусорным горам

Сортировать отходы и сдавать вторсырьё в переработку.

ВСЕГДА!

1.7.

Человек является главным виновником сложившейся экологической ситуации, но становится и главной ее жертвой: от загрязнения воды, воздуха и земель в мире гибнет порядка 40% людей

Быть здоровым и жить долго, в гармонии с природой

Отказываться от идеологии покорения природы и призывать всех к природолюбию.

ВСЕГДА!

КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!

Молодых защитников природРазработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).Разработка сценария мероприятия Экологического фестиваля (экологическая игра Сотвори свою планету).

Молодых защитников природы

© 2010-2022