Выступление для родительского собрания в 10 классе на тему Семья и подросток

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лютикова Лариса Анатольевна,

заместитель директора по УВР

высшей квалификационной категории



Семья и подросток

Воспитание подрастающего поколения в семье - это большой каждодневный труд. Много вопросов возникает на этом пути, а ответы на них могут дать опытные родители, воспитывающие будущее поколение здоровых и успешных людей, способных к созидательному труду и счастливой жизни.

Я хочу начать с притчи.

Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию

А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»

Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».

Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»; раздражение - ну, что им надо, чего им не спится; боязнь - как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?

По определению, каждый родитель ставит перед собой несколько задач в воспитании детей: создание максимально благоприятных условий для роста и развития ребенка; обеспечение психологической поддержки и защиты личности; воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

Но бывает и такое, что значительная часть родителей не имеет должного представления о своеобразии подросткового возраста в развитии ребенка. Одни родители сознательно, другие - по неведению не уделяют серьезного внимания особенностям этого периода. Нередко ошибки в воспитании в самом раннем возрасте, кажущиеся большинству родителей незначительными, приводят на более поздней стадии развития ребенка к неожиданным последствиям.

Растет число родителей, которые жалуются на «неподдаваемость» детей, вступивших в подростковый возраст. Некоторые говорят о том, что не могут руководить действиями ребенка, что у них нет с ним контакта. Происходит так потому, что эти родители, возможно, не понимают тех изменений, которые произошли в развитии их детей, неверно реагируют на некоторые поступки, не находят им правильной оценки.
Об отрицательных последствиях неправильного воспитания в подростковом возрасте говорится много в литературе, а о позитивных возможностях речь заходит значительно реже. Между тем подростковый возраст может быть временем самых положительных изменений в характере ребенка, самых неожиданных проявлений его скрытых способностей (дети начинают писать стихи, читают взахлёб).
Благоприятно воздействовать на изменения, происходящие в подростковом возрасте, правильно направлять растущую энергию подростков - одна из основных воспитательных задач как родителей, так и учителей.
Сложно судить о том, каким должно быть идеальное воспитание ребенка. Гармоничные отношения в семье между взрослыми и детьми возникают при соблюдении следующих условий: удовлетворение базовых потребностей ребенка (в безопасности, в психологической поддержке), принятие, признание и понимание индивидуальности ребенка, создание стиля взаимодействия, адекватного индивидуальным особенностям ребенка. Также непременным условием и следствием гармоничных отношений в семье является эмоциональная близость между родителями и детьми.

Следующий, часто задаваемый вопрос со стороны родителей: как стать авторитетным в глазах ребенка? Прежде всего, для этого взрослым необходимо эмоционально принимать ребенка и иметь обоснованную систему требований. В глазах детей авторитетными становятся те взрослые, кто проявляет по отношению к ним отзывчивость, чувствительность и понимание. Если между родителями и детьми существует эмоциональная близость, поведение таких детей характеризуется открытостью, общительностью, доверительным, дружеским, неконфликтным отношением к их воспитателям, учителям, сверстникам. Такие дети более успешны. Если родители соблюдают дистанцию, отстраняют ребенка от себя, то в поведении подростков часто проявляется враждебность, необщительность, повышенная конфликтность, закрытость.

При воспитании подростков существует ложное убеждение: наиболее доверительные отношения и сотрудничество устанавливаются между взрослым и ребенком в той семье, где родитель занимает позицию друга (то есть человека, который всегда поможет, даже когда его об этом не просят). Чаще всего в лице родителя подростки хотят видеть старшего друга, то есть того, кто придет на помощь только тогда, когда ребенок сам не может преодолеть какую-либо трудность. В иных случаях подростку предоставляется возможность решать свои проблемы самостоятельно.

Но подросток не живет изолированно. Управляющее воздействие на него оказывают бабушки и дедушки ,школа, улица, телевизор, музыка, кино, соседи,то есть общество. И если родители могут потерять управление над ребенком, то общество свое воздействие оказывает всю жизнь.

Например, папа не дает ребенку пиво:»Тебе нельзя - ты маленький!»И тут же на его глазах выпивает сам. А на улицах - рекламные щиты , а по телевизору -шикарные клипы, а в магазинах - красивые бутылки. И подросток, пытаясь доказать, что он большой, начинает выпивать. В конце концов папа уже не может ему запретить, а реклама не кончается, и взрослеющий человек будет пить пиво всю жизнь, и не только пиво. В своем стремлении брать от жизни всё люди идут на страшные преступления.

В психологии известно аддиктивное поведение. Примеры такого поведения вы увидите на слайдах.

Родителям необходимо не забывать, что развитие интеллекта, творческих способностей детей, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи и все это определяет задачи семейного воспитания.

В завершении прочитаю стихотворение ученицы о маме «Ссора с мамой».

Роль семьи в современном обществе несравнима ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывающие внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Проблемы семьи и ребенка - это и проблемы общества. Мероприятия, проводимые государством, направленные на укрепление института семьи, на оказание помощи семье, на данном современном этапе просто необходимы.


© 2010-2022