- Преподавателю
- Классному руководителю
- Отчет Об организации работы по профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ. docx
Отчет Об организации работы по профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ. docx
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Прыкина Л.В. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Об организации работы по профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ «Лянторская СОШ № 5» (октябрь 2014 года)
Идеальных профессий не бывает - любая имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выбирая профессию, человек чаще всего не знает (или не хочет знать) о её объективных минусах, судит о ней из различных источников информации. Однако для людей с разными желаниями и внутренними ресурсами одни трудности представляются непреодолимыми, а другие - вполне терпимыми. Одной из возможностей реально оценить свои силы и способности, проверить правильность выбора профессии являются профессиональные практики. В ходе таких практик молодые люди знакомятся с конкретными условиями труда и требованиями, которые предъявляются к данной профессии, примеряют на себя конкретную специальность и соизмеряют уровень своих притязаний и ожиданий с действительностью.
В 2010-2011 учебном году Департаментом образования Сургутского района в лице Степаненко П.Ю. была обозначена проблема надвигающейся нехватки педагогических кадров. Идея создания педагогических классов нашла воплощение на базе нашей школы. Был открыт филиал Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа и педагогического класса в МБОУ «Лянторская СОШ №5. В этом году у нас появилась замечательная идея о наставничестве над старшеклассниками, которые имеют склонности к педагогической профессии. Была организована творческая группа «Наставники». На данный момент проведено 2 заседания, на которых были обсуждены разные варианты положения о наставничестве, разработан перспективный план. Таким образом, в школе начала выстраиваться целая система: учителя - стажисты (наставники) - молодые специалисты и учителя - стажисты (наставники) - учащиеся-подшефные.
Наставниками стали учителя, имеющие педагогический стаж от 10 лет и выше.
Задачи наставника:
Педагог, назначенный наставником у подшефного, составляет специальный план работы с подшефным. План содержит два компонента: теоретический - ознакомление с современными тенденциями в педагогике и теоретический. Именно на практическом этапе и происходит погружение в будущую педагогическую профессию.
Несмотря на бумажные предписания (планы работы), старший коллега является не только проводником в новый для подшефного мир, но и тем советчиком, который может и без планов подсказать важные вещи, ответить на вопросы, дать позитивную настройку. Как бы творчески не проходили мероприятия из плана наставничества, наставник - живой человек, наблюдающий за работой подшефного и призванный помочь ему непосредственно.
Требования к наставнику:
В нашей школе мы сразу решили, что подшефный сам выберет себе наставника, это уже некий гарант успешного сотрудничества. Каждый наставник обладает не только высоким уровнем профессиональной компетентности, но и имеет авторитет в коллективе, коммуникабелен, умеющий грамотно распределять своё время. Для назначенных учителей-наставников проведен экспресс-курс с основными выкладками их работы. Это прибавило им уверенности в себе, систематизировало личные представления о предстоящей работе.
Портфолио
Каждый подшефный приступает к созданию своего портфолио. Наставник обращает внимание на требования к нему, подсказать варианты оформления. Сегодня этой визитке старшеклассников уделяется много внимания, и не зря, оно в какой-то степени отзеркаливает имидж учащегося, является показателем его статуса и достижений с уже профессиональной направленностью.
Этапы деятельности наставничества
Выделяют три основных этапа:
- Адаптационный. В этот период педагог-наставник определяет ряд обязанностей, полномочий подшефного. Также для себя он отмечает имеющиеся умения и навыки, для составления конкретной программы адаптации.
- Основной. В этот период наставник реализует программу адаптации подшефного, проводит работу по коррекции умений и навыков.
- Контрольно-оценочный. На этом этапе наставник может проверить выполнение плана совместной деятельности.
Условия эффективного наставничества
Педагогический коллектив должен понимать, что результативной работа наставничества будет в случае:
• Взаимной заинтересованности сторон;
• Административного контроля за процессом наставничества;
• Подведением промежуточных результатов сотрудничества.
Молодые люди, вступающие с самостоятельную взрослую жизнь, имеют сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе они займут, кем хотят быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или служащим. Это сегодня и лежит в основе активного профессионального самоопределения.