Педагогический всеобуч по теме «Лучшая защита – это нападение. Детская агрессивность: истоки и последствия»

Родительское собрание проводится в форме круглого стола. Родителям предлагается выяснить причины и последствия агрессивного, жестокого поведения школьников, его влияния на взаимодействие с окружающими людьми; а также обсуждение возможных путей преодоления отклоняющегося поведения.      Вопросы для обсуждения: 1.      Причины проявления агрессии. 2.      Родительская власть, виды наказаний и поощрений в семейном воспитании. 3.      Значение наказания и поощрения детей в семье 4.      Возможные способы преодоления агрессивности.           В ходе собрания проводится анкетирование родителей по данной теме, проводится тест-игра «Какой ты родитель?», раздаются памятки «Золотые правила воспитания». Заканчивается собрание интересной притчей.  Используется презентация.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание по теме «Лучшая защита - это нападение. Детская агрессивность: истоки и последствия» Слайд 1.

Цель собрания:

информирование родителей о причинах и последствиях агрессивного, жестокого поведения школьников, о его влиянии на взаимодействие с окружающими людьми; а также обсуждение возможных путей преодоления отклоняющегося поведения.

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей ее преодоления

Вопросы для обсуждения:

1. Причины проявления агрессии.

2. Родительская власть, виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.

3. Значение наказания и поощрения детей в семье

4. Возможные способы преодоления агрессивности.

Подготовительная работа к собранию

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания

2. Памятка для родителей.

Ход собрания


1. Слово классного руководителя. Уважаемые родители, разговор о проблеме детской агрессии не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел.

Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать, но и малыши.

С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Слайд 2. А эпиграфом к нашему разговору могут служить слова Никколо Макиавелли: «Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро».

Чтобы определить актуальность темы сегодняшнего собрания лично для вас и вашего ребенка предлагаю ответить на вопросы экспресс - анкеты. Слайд 3.

Ребенок за последний год:

  • Часто теряет контроль над собой.

  • Часто спорит, ругается со взрослыми.

  • Часто отказывается выполнять правила.

  • Часто специально раздражает людей.

  • Часто винит других в своих ошибках.

  • Часто сердится, отказывается сделать что-либо.

  • Часто завистлив, мстителен.

  • Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Если вы отметили хотя бы четыре признака, то ребенок агрессивен. Думаю, что в той или иной степени это касается каждого ребенка.

- Как Вы считаете, что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? (ответы родителей)

- Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

II. Полезная информация.

Слайд 4. Что такое агрессия? Агрессия - это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

Агрессия - это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.

Слайд 5. Как может проявляться агрессия? Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства: угрозы, крики, ругань).

Агрессивность дремлет в каждом из нас. Но одни её выплёскивают на окружающих, другие нет, так как хорошо воспитаны.

Давайте попробуем разобраться, чем может быть спровоцировано такое поведение школьников? (ответы родителей)

1. Такое поведение можно расценить как импульсивность. Например, один толкнул другого, тот ему ответил мгновенно, не успев сообразить, что можно сделать еще. Завязалась драка.

2. Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация. И в развитии драчливости детей огромную роль играет пример родителей.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

Дети - наши зеркала, они ведут себя точно так же, как мы. Ребёнок копирует своих родителей с самого детства на очень глубоком уровне, до моторики - манеры, походка, некоторые привычки… Что говорить о системе ценностей и поступках? Если Вы зачастую наказываете ребенка физически, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Он просто копирует Ваше поведение. Физическое насилие, как правило, дает временный результат, но зато вызывает у ребенка агрессивность.

3. Развитию драчливости способствуют телевидение и компьютерные игры. Естественно, изолировать детей от телевизора практически невозможно, но ограничить количество просматриваемых программ, а особенно фильмов, насыщенных сценами драк, физического насилия, просто необходимо. Содержание компьютерных игр также нужно контролировать.

- Скажите, пожалуйста, какие передачи привлекают Вашего ребенка?

- Как часто Вы смотрите фильмы со сценами насилия, убийств и т.д.?

- Какие передачи Вы смотрите всей семьёй?

- Какие компьютерные игры любит ваш ребенок?

- Делаете ли Вы замечание, если видите проявление агрессии и жестокости в просматриваемых фильмах, передачах, компьютерных играх?

- Как на Ваши замечания реагируют дети?

Обобщаем ответы родителей и подводим к мысли, что агрессивное поведение и проявление жестокости нужно обязательно пресекать в самом начале.

- Иногда мы, родители, ведём себя очень неадекватно - готовы растерзать ребёнка за разбитую вазу, испорченную вещь, а то, что он пнул, например, беспризорного котёнка, мы спускаем ему с рук. При этом мы сами же его в некоторой степени оправдываем «он не понимает, он нечаянно, я сделаю замечание и он больше так не будет». А ту же вазу он тоже нечаянно разбил! Но криков было много…

Психологи утверждают, что, зарождению жестокости у ребенка способствуют непосредственное насилие над ним в семье.

Агрессивность ребенка проявляется, если в семье:

ребенка бьют;

над ребенком издеваются;

над ребенком зло шутят;

ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

родители заведомо лгут;

родители пьют и устраивают дебоши;

родители воспитывают ребенка двойной моралью;

родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

родители не умеют любить одинаково своих детей;

родители ребенку не доверяют;

родители настраивают ребенка друг против друга;

родители не общаются со своим ребенком;

вход в дом закрыт для друзей ребенка;

родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

- Уважаемые родители! Дети не могут сами сдерживать свои агрессивные инстинкты. Их необходимо этому учить. Давайте подумаем, как же это можно сделать? (предполагаемые ответы родителей)

Да, Вы правы. Расскажите ребенку о возможных способах выражения гнева и ярости.

1. При любой возможности - когда показывают драку по телевизору, когда вы видите дерущихся детей или ребенок гневно замахнулся на кого-то - объясняйте ему, что использование таких приемов неприемлемо, что вредить другому человеку плохо.

2. Уделяйте внимание хорошему поведению. Часто ребенок начинает драться, чтобы привлечь к себе внимание, если его игнорируют или не хвалят, когда он ведет себя хорошо. Дети, которым кажется, что на них не смотрят, пойдут на все, вплоть до драки со сверстником, чтобы привлечь к себе внимание. Реагируйте на хорошее поведение ребенка, чаще хвалите его.

3. Узаконьте чувства ребенка. В отличие от действий любые чувства приемлемы. Дайте возможность выпустить пар. Для этого можно в домашних условиях:

- взбивать подушки;

- мять глину, пластилин;

- кувыркаться;

- комкать газету и бросать ее в стену;

- плескаться в ванне.

4. Позволяйте ребенку кричать, выплескивать отрицательные эмоции. Если агрессии не дать выхода через слова, она проявится в поведении.

И, конечно, нельзя оставлять без внимания больной вопрос всех родителей - наказание. За проявление жестокости и нанесение вреда людям наказание должно быть серьёзным. Насчёт физической расправы мнения разных специалистов очень противоречивые. Кто-то утверждает, что физические наказания травмируют ребёнка, кто-то говорит, что в меру они несут пользу. А что думаете Вы по этому поводу?

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: "Нравственный облик личности зависит, в конечном счёте, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства".

- Выше было сказано, что причины агрессии часто связаны с семьёй. Предлагаю вам проверить себя: какой вы родитель?

Слайд 6. Проведение теста-игры «Какой ты родитель?». Родители выписывают с экрана номера утверждений, которые используют в общении со своим ребёнком (Слайд 7), на основании ключа проставляют баллы (Слайд 8), подсчитывают сумму баллов, читают вывод.

  1. Тест - игра «Какой ты родитель?»

Выберите из данных фраз те, которые наиболее часто употребляются вами в общении с детьми.

Запишите номер фразы.

  1. Сколько раз тебе повторять!

  2. Посоветуй мне, пожалуйста.

  3. Не знаю, что бы я без тебя делала?!

  4. И в кого ты такой уродился?!

  5. Какие у тебя замечательные друзья!

  6. Ну, на кого ты похож (а)!

  7. Я в твоё время!

  8. Ты моя опора и помощница (к)!

  9. Ну, что за друзья у тебя?!

  10. О чём ты только думаешь?!

  11. Какая ты у меня умница!

  12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

  13. У всех дети как дети, а ты?

  14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!

1 - 2 балла

2 - 1балл

3 - 1балл

4 - 1балл

5 - 1балл

6 - 2 балла

7 - 2 балла

8 - 1 балл

9 - 2 балла

10 - 2 балла

11 - 1 балл

12 - 1 балл

13 - 2 балла

14 - 1 балл




- Поставьте около выбранного номера количество балов (ключ на экране)

5 - 8 баллов - Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9 - 10 баллов - Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен.

11 - 12 баллов - Вам необходимо быть с ребёнком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.

13 - 14 баллов - Вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.

Классный руководитель: Подходит к концу и наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала размышления и желание построить взаимоотношения в семье по-новому (в конце собрания раздаются «Золотые правила» воспитания).

Слайд 9, 10. «Золотые правила» воспитания.

  • Будьте внимательны к своему ребенку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.

  • Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

  • Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.

  • Умейте принять и любить своего ребёнка таким, каков он есть.

  • Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.

  • Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка.

  • Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

  • Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

  • Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.

  • Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.

  • Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.

  • Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему - либо.

  • Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.

  • Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.

  • Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.

  • Помните, что ребёнок - это воплощённая возможность!

Слайд 11. На прощание притча.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло - зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро - мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Мне хотелось бы узнать, затронул ли вас сегодняшний разговор?

У вас на руках желтые и синие цветы. Если вы положительно относитесь к подобной форме проведения, то прикрепите к нашему букету настроения желтый цветок, если отрицательно - синий.



© 2010-2022