Проект «Коломенское - восьмое чудо света»

Проект «Коломенское - восьмое чудо света» стал началом работы с классом над созданием системы воспитательных дел, которая получила общее название «Культурное наследие России«В ходе работы над данным проектом обучающиеся 7 класса познакомились с самым интересным памятником деревянного зодчества России XVI-XVII веков - царским дворцом в селе Коломенское. Итогом работы стало создание бумажного макета дворца, который стал наглядным пособием в кабинете истории.Работа над данным и последующими проекта...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклады обучающихся


1.Работая над созданием макета царского дворца в селе Коломенское, мы решили в начале изучить более подробно историю его создания.

Первое упоминание о Коломенском относится к 1328 году. К тому времени Коломенское, вероятно, уже было крупным селением. Великий князь Василий 111 построил здесь загородный дворец, а в 1532 году - шатровую церковь Вознесения, в честь рождения наследника, будущего царя Ивана 1У Грозного. Церковь Вознесения - самый древний из сохранившихся памятников зодчества в Коломенском.

В 16-17 веках наряду с княжескими хоромами и придворными церквями обширное место в Коломенском занимали фруктово-ягодные «государевы сады». Леса и прочие угодья вокруг села стали местом царских соколиных охот. В Смутное время, летом 1605 года в Коломенском был устроен военный лагерь Лжедмитрия 1. В октябре 1606 года село было занято войсками Ивана Болотникова. В июле 1610 года в Коломенском на короткое время обосновался Лжедмитрий 11.


Проект «Коломенское - восьмое чудо света»

2.Коломенское на протяжении почти всей своей истории было великокняжеской, а затем и царской загородной резиденцией, и потому дворцы в нем строились неоднократно. Известно о существовании хором XIV века, о дворце Ивана Грозного, о том, что был выстроен во времена Екатерины II, о дворце Николая I. Но ни один из них не мог сравниться величием и красотой с деревянным дворцом Алексея Михайловича, построенным в 60-70 годы XVII века.

Царь подолгу жил здесь со всей своей семьей. В Коломенском он справлял праздники, выстаивал службы в придворных храмах. В 1667-1668 годах обветшавшие царские хоромы были снесены, вместо них построили большой дворец.

Лучшие плотники, резчики, художники принимали участие в его постройке и украшении. Многоцветный, сложный по форме и изящный один из иноземцев сравнил с "игрушкой, вынутой из ларца".

Постройкой заведовали плотники Семен Петров и Иван Михайлов, а внутренней росписью занимались лучшие русские иконописцы, в том числе Симон Ушаков.

Состоящий из 270 помещений дворец в плане несимметричен, но полная симметрия и не была характерна для русского зодчества XVII века. Вместо этого архитектура того времени стремилась к разнообразию, и поэтому так различно выглядят дворцовые помещения, фасады, формы кровли. И все же это мы видим в нем не нагромождение объемов, а тонкую гармонию целого.


3.Дворец состоял из 24 разнообразных теремов - в виде шатров, бочек, палаток, др., связанных между собой переходами. Некоторые постройки возвышались на 40-50 метров. Дворец был украшен золоченой резьбой, слюдяными окнами, оловянными гребнями, затейливыми решетками, раскрашенными столбиками и карнизами, которые украшали фантастические изображения зверей, птиц и растений.

Мастер Оружейной палаты Петр Высоцкий поставил во дворце по сторонам царского трона особое устройство «Львова рыканья» - механических львов, которые встречали гостей грозным рычанием. Он поместил часы на Надвратную башню каменных Красных ворот.

Симеон Полоцкий называл дворец Алексея Михайловича «осьмым дивом» света.

Дворец поражал современников не только замысловатостью форм, но и красотой декора. Стены и кровли были выкрашены в разные цвета, флюгера и прапоры (флажки) на крышах позолочены.





4.Деревянному дворцу не суждена была долгая судьба. Петр I переносит столицу в Санкт-Петербург, и царская семья перестает посещать свою подмосковную усадьбу. Уже к середине XVIII века дворец сильно обветшал, и, наконец, в 1768 по указу Екатерины II был разобран. Вместо него выстроили четырехэтажный дворец в европейском стиле, который просуществовал еще меньше и был разрушен наполеоновскими солдатами в 1812 году.

Перед разборкой дворец Алексея Михайловича был тщательно обмерен. На основе этих обмеров в XIX веке были составлены чертежи и сооружен деревянный макет дворца, который дает нам представление об этом шедевре деревянного зодчества.

Проект «Коломенское - восьмое чудо света»



5.Мы сделали макет Коломенского дворца, воссоздав только комплекс дворцовых строений. Комплекс состоит из хором, соединенных сенями и переходами. Каждая хоромина стояла на высоком подклете и имела особое назначение.

Рассматривая макет слева направо, можно выделить основные части дворца: хоромы царевича - здание под двойной шатровой кровлей; государевы хоромы под двускатной крышей, начинающиеся с сеней, украшенных высоким шатровым перекрытием. К государевым хоромами примыкают терема, имеющие форму кокошников, надстройка над столовыми сенями, вздымающаяся несколькими ярусами, которые заканчивают восьмигранником. Уступы ярусов служили «гульбищами» - балконами. Между хоромами государя и теремами находились покои царицы. За теремами - столовая, надстройка в виде куба, со своеобразной купольной кровлей с выпуклыми очертаниями.

Высота хором равна трем-четырем этажам и выше; хоромы имели по нескольку помещений, свои сени и наружные крытые крылечки.

Архитектура дворца отражает древние народные традиции - построение здания из отдельных срубов (клети), подклети, наружные крыльца, формы перекрытий, нанесение узоров на оконные наличники и т.д.

Проект «Коломенское - восьмое чудо света»

6.Создавая данный макет, мы сделали попытку воссоздать великолепный дворец, которому не было равных. Но вскоре мы поняли, что это практически невозможно. Наш макет дает только общее представление о том, каким был дворец Алексея Михайловича. Использование при его строительстве разнообразных приемов традиционного народного строительства сделало его прекрасным памятником русского зодчества. Но с полной точностью восстановить все примененные элементы в бумажном образце нам не удалось.

Работая над созданием макета, мы пришли к следующему выводу:

  • Летний дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском являлся шедевром русского деревянного зодчества.

  • Любой исторический памятник - это достояние народа.

  • Памятники истории нужно сохранять, а утраченные - восстанавливать


© 2010-2022