Взаимодействие классного руководителя, воспитателя и родителей в адаптационный период перехода учащихся в школу VIII вида

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г. Усть-Илимска»

(ГОКУ СКШ г.Усть-Илимска)















ТЕМА: Взаимодействие классного руководителя, воспитателя и родителей в адаптационный период перехода учащихся в школу VIII вида.













Павлова Наталия Андреевна

ГОКУ СКШ г. Усть-Илимска

учитель русского языка и чтения








Усть-Илимск, 2016г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...

3

Концептуальная часть……………………………………………………….....

4

Практическая часть…………………………………………………………….

5

Заключение………………………………………………………………..........

9

Список литературы…………………………………………………………….

10

Приложение………………………………………………………………….....

11

Актуальность темы. По статистике за 2015 год, в РФ насчитывалось около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляло почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относились психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%) [14]. Эти данные с каждым годом увеличиваются. Умственно отсталые дети (дети с ОВЗ; дети с особыми образовательными потребностями) относятся к одной из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции.

Для данной категории детей создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских домов. Дети данной категории должны обучаться именно в таких коррекционных школах, а не в массовых.

Очень часто наше специально-коррекционное учреждение (ГОКУ СКШ г.Усть - Илимска) сталкивается с проблемой, которая заключается в том, что большинство родителей, столкнувшись с переводом из массовой школы в коррекционную, не соглашаются с заключением областной медико-педагогической комиссией (МПК) и не хотят переводить своего ребенка из общеобразовательной школы в школу VIII вида.

Связано это, как выяснилось, во-первых с тем, что на слуху у всех родителей, самих учеников, и их окружения коррекционная школа, это школа для неполноценных детей. И ни один родитель, не хочет, конечно, чтобы его ребенок обучался в данной школе. Педагоги общеобразовательных школ многие не всегда могут доступно объяснить родителям то, что их ребенку в специальной коррекционной школе будет оказана профессиональная помощь со стороны педагогов, педагоги будут работать над коррекцией поведения ребёнка, смогут привить ему трудовые и другие социально значимые навыки и умения, а учебная программа будет соответствовать учебным навыкам и возможностям их ребенка.

Поэтому, когда родители впервые приходят в специальную коррекционную школу, они сразу же хотят получить полную информацию об обучении их ребенка, то есть условия, в которых будет обучаться ребенок, изучаемые предметы, профессионализм педагогического коллектива и дальнейшая профессиональная деятельность их детей.

Система работы нашего учебного учреждения с родителями и детьми на первых этапах направлена на изменение мнения родителей и детей о специально-коррекционном образовательном учреждении. Новый подход к взаимодействию педагогического коллектива с родителями и обучающимися определяет специфику нашего учреждения.

Цель педагогов на первом этапе: показать родителям или лицам их заменяющих важность специального образования, его адекватность возможностям обучающихся, а так же привлечь родителей для участия в учебно-воспитательном процессе.

Как учитель, работающий в системе специального образования, для выстраивания эффективного взаимодействия с субъектами образовательной деятельности (родители, обучающиеся) я изучила вопросы адаптации учащихся у следующих авторов: теория деятельности (В. В. Давыдов); теория личности (Л. С. Выготский), гуманистические концепции обучения и воспитания (Ш. А. Амонашвили).

По их определению коррекционная педагогика опирается на определенные принципы, мне как практику, работающему в коррекционной школе, наиболее близки принципы, предложенные Л.С.Выготским:

-принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании "зоны ближайшего развития";

-принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка;

-принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями;

-принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;

-деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой "вызревают" психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

-принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия.

Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с указанными принципами должно обеспечивать социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка, так как важнейшим компонентом общеразвивающей и коррекционной работы должно быть преодоление социальной недостаточности ребенка. Л.С. Выготский считал, что "специальное воспитание должно быть подчинено социальному развитию... ". Социализацию ребенка он рассматривал как процесс его "врастания" в цивилизацию, связывая это с овладением способностью к знаковому опосредованию, что происходит, главным образом, в практической и символико-моделирующих видах деятельности и речи.). [6]

Теоретические методы: моделирование, анализ, синтез образовательной модели позволили мне выявить специфические стороны исследуемого вопроса (адаптация в новых условиях), определить и обосновать свою деятельность по адаптации пятиклассников.


В 2014-2015 учебном году из общеобразовательных школ в мой 5-й класс было переведено несколько учащихся.

В первый учебный день в новую школу детей привели родители, которые были напуганы коррекционной школой не меньше своих детей. Эта боязнь, как выяснилось после разговоров с родителями, заключалась в том, что их ребенок «не такой», как эти дети. То есть они даже не общались с ребятами, можно сказать даже и не видели их, но у них заочно сформировалось мнение об учащихся коррекционной школы, которых их окружение, общество в целом, считают неадекватными, неорганизованными, психически неуравновешенными детьми, которые обучаются по программе начальных классов массовой школы.

Чтобы изменить мнение родителей о коррекционной школе, показать важность специального образования, его адекватность возможностям обучающихся, а так же привлечь родителей для участия в учебно-воспитательном процессе, мною как классным руководителем совместно с воспитателем проводится системная работа.

Для начала я предлагаю родителям поприсутствовать на уроке у их детей, посмотреть обстановку в классе и поддержать своего ребенка в первые учебные дни обучения в новой для них школе.

После окончания урока я попросила поделиться первым впечатлением о школе. Мамы были очень удивлены тому, что в принципе не заметили большой разницы между общеобразовательной школой и коррекционной, кроме, конечно программы. Но им понравилась обстановка в классе, дисциплина во время урока, то есть на уроке происходило все тоже самое, что и в других школах.

Но у родителей еще оставалось много очень волнующих их вопросов, такие как:

1.Что такое школа полного дня и для чего она нужна?

2.Почему отсутствуют многие предметы в расписании (химия, физика, английский язык)?

3.Какие дополнительные занятия проходят в школе (кружки, проекты)?

4.После окончания 9 классов, куда сможет пойти учиться их ребенок и какими профессиями сможет владеть?

То есть многие родители не имеют до сих пор полного представления о коррекционной школе, и на словах им всё и сразу объяснить невозможно.

Родителям нужна профессиональная помощь в принятии данной школы, в адекватном отношении к школе и в принятии того, что их ребенок будет обучаться в специальной школе, то есть подготовиться морально самому и помочь подготовить своего ребенка к обучению в данной школе.

Для этого наша школа предоставляет всю необходимую помощь обучающимся, их родителям и опекунам - это и консультации психолога, медика, социального-педагога, возможно учителя-логопеда и учителей-предметников.

Но огромную роль в этом имеют классные руководители и воспитатели.

И поэтому мной, классным руководителем, совместно с воспитателем были разработаны различного рода мероприятия для родителей, которые помогут им узнать и понять деятельность специальной коррекционной школы.

Нами была проведена следующая работа.

Проведение родительских собраний совместно с детьми под названием «Глазами детей» (слайд 3-5).

На данных собраниях проводятся беседы родителей и детей, по разрешению школьных проблем (поведение, успеваемость), приглашаются другие педагоги-предметники, психолог, социальный педагог, логопед, к которым есть вопросы у родителей, или педагоги, которые дают родителям рекомендации, или оказывают индивидуальные консультации.

Цикл классных и воспитательных часов на тему «Профессии моих родителей» (слайд 6,7).

Цель: осуществление более тесной взаимосвязи между детьми и родителями.

На данных часах общения родители с удовольствием рассказывают детям о своих профессиях, о том, в чем заключается смысл их профессиональной деятельности.

Делятся своим опытом и мастерством в своей профессиональной деятельности. В это же время дети знакомятся с различными профессиями, и их практической значимостью. Начинают лучше осознавать то, каким трудом их родители зарабатывают деньги, как они пришли к выбору своей профессии. То есть происходит активный диалог между родителями и детьми, где дети проявляют большой интерес, как ни странно, но по нашим наблюдениям, больше к деятельности своих родителей, и удивляются, почему мама или папа не рассказывали об этом дома.

То есть, благодаря таким часам общения дети лучше узнают своих родителей, некоторые дети даже начинают гордиться профессиями своих мам и пап.

3.Совместные творческие часы: «Цветочная фантазия», «Мастерская Деда Мороза» (слайд 8,9).

Цель: организация совместной творческой деятельности детей и родителей.

На данных занятиях родители и дети совместно с воспитателем выполняют поделки с использованием разных инструментов и материалов. Это совместная деятельность очень сильно сближает родителей и детей, родители видят, что их дети творческие, способные, что они своими руками изготавливают очень красивые, нужные вещи. В этой работе родители часто обращаются за помощью к детям, которые с удовольствием им помогают, и осознают в этом свою значимость перед взрослыми людьми.

Проводятся совместные выходы, целью которых является совместное наблюдение за окружающей средой в различных ее проявлениях (слайд 10,11).

- Это походы, на природу, где дети и родители могут вместе отдохнуть, поиграть в активные игры на свежем воздухе, устроить фотосессии (которые очень любят и дети и родители).

- Посещение конной школы, где дети и родители смогли пообщаться с животными (слайд 12).

Мы наблюдали восторженные лица не только детей, но и самих родителей, которые сами, как дети с удовольствием кормили лошадей сахаром, водили их за поводок, и показали своим детям, что они тоже могут радоваться таким простым вещам, как покормить животных или просто их погладить.

- Посещение Усть-Илимского Экзотариум, где произошло знакомство детей и родителей с новыми видами насекомых и животных (слайд 13).

- Приняли участие в школьной акции «Не забудь поздравить маму!», и прошли по улицам нашего города, напоминая людям о замечательном празднике, День матери (слайд 14).

- Провели свою акцию «Пригласи маму в театр», когда дети приглашали своих мам посмотреть балет «Баядерка», проходивший в ДК им.Наймушина. Это приглашение очень удивило и порадовало всех мам, ведь некоторые мамы и сами дети не имели раньше возможности посетить театр, а в школе появилась эта возможность (слайд 15,16).

Появилась возможность совместного выхода на городское мероприятие, где дети и родители смогли отдохнуть, получить новые знания и просто насладиться актерским мастерством.

Вовлечение не только родителей в школьную жизнь их ребенка, но и всей его семьи: бабушек, дедушек, сестер, братьев.

С целью укрепления родственных связей (слайд 17).

Приглашение их на праздники, классные мероприятия: «Первомай» (когда проводилась совместная уборка территории) «День матери», «8 марта», «23 февраля», «День здоровья», «День пожилого человека» и т.д. (слайд 18).

Участие в общешкольных праздниках и соревнованиях (слайд 19).

По итогам учебной и внеучебной деятельности класс в целом показал хорошие результаты.

Мной анализировались следующие критерии:

-успеваемость (100%)

-качество (54%)

-участие обучающихся в классных мероприятиях (100%)

-участие обучающихся в общешкольных мероприятиях (100%).

(слайд 20)

Я уверена, что такой результативности мы смогли добиться, благодаря, вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс.

Проанализировать мнение родителей о значимости нашего образовательного учреждения для их детей, выявить отношение родителей к школе, нам позволила анкета, разработанная мной и предложенная родителям.

Анкета на тему:
«Удовлетворенность родителей обучением детей в школе» (слайд 21)

1. Как Вы считаете, позволяет ли наша школа ученикам:

-получать новые знания, необходимые для жизни

-развить свои способности, интересы

-проявить себя, поверить в свои силы

-общаться со сверстниками, интересно проводить время

2. Согласны ли вы с утверждением, что:

-в нашей школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, проект, секцию, выбрать интересное занятие после уроков

3. Удовлетворяет ли Вас лично обучение и воспитание Вашего ребенка в нашей школе?

Результаты:

-позволяет получать новые знания -100%

-позволяет развить способности, интересы -100%

-позволяет проявить себя, поверить в свои силы -100%

-позволяет общаться со сверстниками, интересно проводить время -100%

-ученик может выбрать для себя подходящий кружок, проект -92%

-удовлетворяет обучение и воспитание ребенка в школе -100% (слайд 22).

Анализ анкет родителей говорит нам о том, что система работы с родителями, создает все необходимые условия для того, чтобы родители поверили в школу, по возможности стали участниками образовательного процесса.







Заключение.

Вследствие всего этого мы видим, что после долгой плодотворной работы все родители остаются довольны успехами своего ребенка в школе. Начинают относиться к специальной коррекционной школе, как к обычному образовательному учреждению, где их ребенок обучается в силу своих способностей, где проявляются его творческие способности, где коллектив и педагоги воспринимают его таким, какой он есть. Родители видят деятельность педагогов, видят результаты своих детей, и уже сами стараются помогать классному руководителю и воспитателю организовывать совместную с ними же деятельность, проявляют инициативу в работе со своими детьми, проявляют желание не только в участии в классных мероприятиях, но и в их организации.

Для нас очень важным является то, что родители поверили в своего ребенка, а, значит, и в свое будущее.

Таким образом, мне и моим коллегам удалось показать родителям важность специального образования, его адекватность возможностям обучающихся, а так же привлечь их к участию в учебно-воспитательном процессе.

Закончить свое выступление мне хотелось бы словами известного немецкого педагога-дефектолога П. Шумана, который говорил: «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя».
























Список литературы

1.Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.

2.Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. - 1989. - С.92 - 100.

3.Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 192 с.

4.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. - М.:

5.Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, Эксмо, 2004. - 512 с.

6.Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, Эксмо, 2004. - 512 с.

7.Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск: Пеленг, 1992. - 115 с.

8.Давыдов В.В. Проблемы педагогической и детской психологии в трудах Л.С. Выготского. // Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 671, [1] с.

9.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия /Сост. Соколова Н.Д, Калиникова Л.В. - М.: ГНОМ и Д, 2001.

10.Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. - 1997г. - №4 - с.43.

11.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М., Школа-Пресс, 1994.

12.Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. - 2000. - №1 - с. 66-75.

13.Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2002. - 400с.

14. Электронные ресурсы: Раздел: Рефераты по педагогике. Сущность и специфика работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вид; дипломная работа. Ссылка: bestreferat.ru/referat-137685.html



© 2010-2022