Конспект урока по русскому языку на темуОбучающее изложение-рассуждение: Вечный работник (2 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ВЫБОРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АОУ ВПО «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. С. ПУШКИНА»






Конспект урока по русскому языку, проведенного во 2б классе

МБОУ «Гимназия №11»





Пашенцева Светлана

Специальность:050709.52

«Преподавание в начальных классах»

IV курс







Выборг

2013

Тема: Обучающее изложение-рассуждение на тему "Вечный работник"

Цель: На образцовом тексте учатся у автора составлять свой текст, развивать умения в точном употреблении слов в речи.

Задачи:

  1. Использовать авторские языковые средства для раскрытия главной мысли текста.


  1. Обучать писать по плану.


  1. Совершенствовать умения отличать текст - рассуждение от других типов речи.

УУД:

Умение составлять план

Обобщение и расширение знаний детей о роли воды, рек в жизни человека.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Текст изложения

Вечный работник.

Взломала река лед. Белой стаей пошли льдины. Широко разлилась река, понесла льдины к морю.

По дороге она делает большую работу. Река несет бревна к лесопилке и тащит баржи. Бегут от пристани к пристани быстрые теплоходы и катера.

Поперек реки ставят плотины. Возле плотин строят электростанции. Они посылают ток заводам, колхозам, железным дорогам. Речная вода бежит в водопроводе. Она моет улицы, тушит пожары.

В паровозной топке становится паром и мчит тяжелый поезд.





ХОД УРОКА


  1. Определение задач урока.

Сегодня будем учиться передавать своими словами авторский текст. Для этого нам нужно:

- уметь анализировать структуру (т.е. построение текста).

- обратить внимание, какими словами автор раскрывает тему и идею (языковой анализ).

II. Слово об авторах.

Михаил Яковлевич Ильин- родной брат С.Я. Маршака.

Елена Сегал - его жена.

Сегал и Ильин написали научно- познавательные книги для детей.

III.Знакомство с текстом и краткий логический анализ.

- Чтобы было удобно работать, листочки с текстом лежат у вас на партах.

- Прочитайте этот текст про себя.

- Что непонятно?

- Что узнали о роли рек?

IV. Лексический анализ (работа над лексикой).

В тексте вам встречались слова, смысл которых вы должны знать. Выясним смысл этих слов, прочитав словарные статьи).

Баржа-

Теплоход-

Катер-

Плотина-

Паровоз -

V. Структурный анализ

1. Тема, идея текста

Докажите, что то, что мы с вами прочитали, является текстом.

  1. Есть авторы.

  2. Есть заголовок.

  3. Есть начало, основная часть.

  4. Все предложения объединены одной темой о работе реки.

  5. Есть идея (главная мысль)

- Какова же идея этого текста?

(Что река выполняет большую работу, она вечный работник)

-Да. Проходит время, меняются люди, а работа реки вечна, неизменна.

2.Тип речи

- Переходим к структурному анализу текста. Что значит структура? (Это построение текста).

- Зачем мы делаем структурный анализ текста? (Мы у автора учимся, мы будем писать изложение, создавать свой текст: для этого надо правильно определить тип речи и хорошо составить план).

- Прочитайте текст про себя и определите тип речи.

- Какого типа речи этот текст? (Это рассуждение).

- Кто согласен? Почему?

( Есть тезис, та мысль, которую надо доказать. Есть аргументы - (доказательства).

- Сколько их? (4)

- Чего не достает в тексте? (Вывода).

Мы его придумали сами.

Прочитать тезис.

(По дороге она делает большую работу).

- Кто не согласен? (Да, верно определили тезис)

- Повторим ещё. Что такое тезис?

(Та, мысль, которую автор будет доказывать).

- Да, это мы будем доказывать.

- Будем называть в последовательности аргументы.

1. Река несет бревна к лесопилке и тащит баржи. Бегут от пристани к пристани быстрые теплоходы.

2.Поперек реки ставят плотины. Возле плотин стоят электростанции. Они посылают ток.

3. Речная вода бежит в водопроводе. Она моет улицы, тушит пожары.

4. В паровозной топке становится паром и мчит паровоз.

- С чем всегда перекликается вывод в тексте рассуждения?

(С тезисом и заголовком)

- Что же мы доказали? Какую мысль?

(Река делает большую работу, работает без отдыха, вечно)

- Какие же выводы можно сделать к этому тексту?

(1. Вот какую большую работу делает река!

2. Вот какой вечный работник река!

3. Вот почему можно называть реку вечным работником!)

- Вы предложили варианты выводов. Все варианты хорошие, раскрывают идею, удачно завершают текст. Каждый из них можно использовать в своем изложении.

- Прочитайте 1-3 предложения.

- Чем являются в тексте 3 первые предложения? (Вступлением)

- Что делает вступление? Для чего нужно? (Подводить нас к тезису)

3. Составление плана.

Сейчас будем составлять план текста.

Посмотрите, что будет первым пунктом.

  1. Вступление. Как озаглавим?

Река во время ледохода.

  1. Тезис. Река делает большую работу.

  2. Доказательства.

    1. Река - путь для катеров, бревен, теплоходов, барж.

    2. Река - водный путь.

Река - путь передвижения.

  1. Река дает ток.

Река дает электричество.

  1. Вода в водопроводе.

  2. Вода мчит поезда.

Вода в топке паровоза.

  1. Вывод.

- Вы хорошо выделили главную мысль каждой части и удачно составили план.

VI. Физминутка.

VII. Языковой анализ.

-Для чего мы делаем языковой анализ? (учимся отбирать точные, выразительные, нужные слова для раскрытия главной мысли).

- Готовимся писать изложение.

Повторим идею. (гл. мысль)

  1. ВЗЛОМАЛА РЕКА ЛЕД.

-Подобрать слово близкое по смыслу к слову взломала

( - Расколола,- разбила)

- Почему авторы взяли это слово?

- Показывать силу, река словно живой силач.

- Не забудьте это действие взять в свой текст, когда будете писать изложение.

2. БЕЛОЙ СТАЕЙ ПОШЛИ ЛЬДИНЫ.

-С чем сравнивает автор льдины? Почему?

(Так говорят про птиц, если их много. Льдины похожи на них).

- Почему пошли, а не поплыли? (Густо, плотно идут друг за другом, нет

просвета, не видно течения, не видно, что плывут, но они движутся, идут).

Надо воспользоваться, чтобы передать картину движения льда.

3.ШИРОКО РАЗЛИЛАСЬ РЕКА. ПОНЕСЛА ЛЬДИНЫ К МОРЮ.

1. Почему автор говорит- широко разлилась?

(Показана сила реки и энергии).

2.Почему понесла льдины к морю, А не поплыли в море?

(Чтобы показать работу реки, не сами льдины плывут, их несет река).

- Надо воспользоваться авторским словом, чтобы передать картину движения льда.

  1. ПО ДОРОГЕ ОНА ДЕЛАЕТ БОЛЬШУЮ РАБОТУ.

- Она - о ком говорится? Почему авторы взяли это слово?

(- О реке- чтобы избежать неоправданный повтор)

- Делает большую работу- можно ли эти слова опустить?

(Нет. Это утверждение, тезис, главное, что мы доказываем)

  1. РЕКА НЕСЕТ БРЕВНА К ЛЕСОПИЛКЕ, ТАЩИТ БАРЖИ.

- Несет бревна - как сказать по - другому ? (Толкает)

- Толкает сбоку ( не точно), несет на себе, несет течение (вода)

- Сравните 2 действия реки. Почему разные?

(Бревна легкие, баржи тяжелые).

- Что такое лесопилка?

- В то время, когда писали текст, у нас не было больших комбинатов по переработке древесины; по берегам рек стояли небольшие заводы, которые называли лесопилками. Они очень помогали нашей стране - пилили доски.

  1. БЕГУТ ОТ ПРИСТАНИ К ПРИСТАНИ БЫСТРЫЕ ТЕПЛОХОДЫ И КАТЕРА.

- Почему бегут, а не идут?

(Слово быстрые требует действия ускоренного, поэтому бегут, чтобы показать, что они легко и быстро передвигаются по воде).

  1. ПОПЕРЕК РЕКИ СТАВЯТ ПЛОТИНЫ.

- Что значит - поперек реки ставят ?.

- Перегораживают реку - для чего?

(Чтобы с большей силой падала вода).

  1. ВОЗЛЕ ПЛОТИН СТРОЯТ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ.

1.Возле - каким словом можно заменить? Как еще скажите?

Около, рядом - можно так, близко (можно взять свой предлог)

  1. ОНИ ПОСЫЛАЮТ ТОК ЗАВОДАМ, КОЛХЛЗАМ, ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ.

Они - о ком говорится?

Почему авторы взяли это слово?

Об электростанциях, чтобы избежать повтора.

  1. РЕЧНАЯ ВОДА БЕЖИТ В ВОДОПРОВОДЕ.

1.Можно ли опустить слово речная?

Нет, не узнаем о пользе какой воды говорится. Доказываем пользу реки, речной воды.

-Подберите слова близкие по смыслу к слову бежит.

(Идет, поступает, проходит).

- Почему лучше бежит?

(Показать стремительность воды, спешит помочь людям).

  1. ОНА МОЕТ УЛИЦЫ, ТУШИТ ПОЖАРЫ.

- Почему лучше взять слово- она?

(Чтобы избежать повтора).

  1. В ПАРОВОЗНОЙ ТОПКЕ СТАНОВИТСЯ ПАРОМ И МЧИТ ТЯЖЕЛЫЙ ПОЕЗД.

Почему автор не указывает, что стало паром?

(Это ясно из предыдущего предложения).

  1. Становится - подберите слова, близкие по смыслу.

(Превращается)

Можно заменить этим словом авторское, оно тоже удачное).

- Мчит - как сказать по-другому?

(Толкает, двигает).

- Почему же авторы взяли слово - мчит?

(Мчит - самое быстрое слово)

ВЫВОД: ВОТ ПОЧЕМУ РЕКУ МОЖНО НАЗВАТЬ ВЕЧНЫМ РАБОТНИКОМ.

- Можно ли опустить слово - вот?

(Не надо, оно обобщающее, подводит итоги сказанному).

- Замените слово - вечным - другим.

(Добрым, хорошим, постоянным, неустанным).

- Первые 3 неудачны, последнее модно использовать.

VIII. Орфографическая работа.

В тексте есть слова трудные для написания. Вы их можете использовать в своем изложении. Смотрите внимательно, как они пишутся. На доске: лесопилка, электростанция, вода, паровоз, водопровод, теплоход, от пристани к пристани, возле, по дороге, поперек, стаей.

Прочитайте так, как написано. Какие буквы выделены. Эта часть вами не изучена. Не забудьте в этих словах писать эти буквы.

Есть ещё орфограммы, но я не выделяла их. Это изученный материал. По цепочке объясните те, которые заметили.


© 2010-2022