Модель патриотического воспитания в кадетском классе правоохранительной направленности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6» ГОРОДА ЛЮДИНОВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Модель патриотического воспитания в кадетском классе правоохранительной направленности

Модель патриотического воспитания в кадетском классе правоохранительной направленности








Номинация «На благо Отечества»




Еджошвили Наталья Николаевна

МКОУ «Средняя школа №6» г. Людиново Калужской области,

учитель русского языка и литературы, кл. руководитель кадетского класса

249401 Калужская область, г. Людиново ул. Герцена д.26, кв. 62,

т.: 89200922629, e-mail: [email protected]




Перечень материалов:

  1. Описание модели воспитательной деятельности

  2. Концепция и модель духовно-нравственного воспитания кадетов

  3. Программа воспитательной работы в кадетском классе с 5-го по 9-ый классы









Важным компонентом социального общества заказа для образования является духовно-нравственное воспитание и развитие. Основополагающим документом, разработанным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая определяет идеологическую и методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Воспитательный компонент федерального государственного образовательного стандарта общего образования представлен сейчас несколькими методическими документами. В их числе «Примерные программы воспитания и социализации обучающихся», «Требования к содержанию и условиям воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».

«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательным при организации воспитательного процесса является ориентирование деятельности на национальный воспитательный идеал, систему базовых национальных ценностей, а также основные направления воспитания и социализации, сформулированных в данных документах.

«Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Исходя их этого, приоритетами воспитательной деятельности в системе образования в Калужской области являются:

  • обеспечение информационной и духовной безопасности детей и молодежи; защита детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию; профилактика вовлечения детей и молодежи в деятельность экстремистских организаций;

  • формирование осознания безусловной ценности других людей, ценности человеческой жизни, толерантного отношения к людям и окружающему миру, внутреннего и внешнего непринятия действий и влияний, представляющих угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умения им противодействовать;

  • социально-педагогическая поддержка готовности и способности к духовному развитию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, развитию совести, способности давать нравственную самооценку поступкам;

  • воспитание семейной культуры: осознание безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

  • патриотическое воспитание: принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, готовность к укреплению национальной безопасности; знание и уважение истории семьи, родного села, города, области; понимание ценности и значения грамотного владения русским языком;

  • формирование культуры межнациональных отношений, уважение к представителям иных культур и национальностей, понимание мира как единства в многообразии проявлений;

  • трудовое воспитание: развитие трудовой этики, уважения к результатам труда; мотивация творчества и созидания, готовность и способность к непрерывному образованию; профессиональная ориентация.

Реализация содержания гражданского и патриотического воспитания предполагает формирование у воспитанников и обучающихся ценностного отношения и интереса к культурно-историческому прошлому России и современной социально-экономической и политической жизни страны; уважения к национальным героям, стремления к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга; опыта участия в деятельности детских общественных организаций, понимания антигуманной сущности экстремистских проявлений и негативного отношения к асоциальным проявлениям, чувства ответственности за свои поступки.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет Личность, способная строить жизнь, достойную Человека.

Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании - это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.

Исходя из этого, меняется и методика работы с детьми, которая теперь сориентирована на индивидуальное развитие личности каждого ребенка с учетом новых технологий в воспитании.

Все вышесказанное учитывалось при составлении целевой комплексной программы воспитания в кадетском классе. Необходимость создания школьной программы воспитательной работы с детьми и подростками объясняется еще и рядом особенностей работы большинства школ сегодня: перегрузкой учителей и учащихся учебной работой; отсутствием программ воспитания у классных руководителей; отсутствием четкой координации и слаженности в работе; незнанием того, что делается в соседнем классе; излишней перегрузкой мероприятиями воспитательного характера.

Выбор программы кадетского классе не случаен. Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» РФ.

В средней школе №6 города Людиново в одной из первых была организована деятельность кадетского класса, позволяющая реализовать не только программы основного общего образования, но и дополнительные специализированные программы, и целенаправленную воспитательную работу. На сегодняшний день в нашей школе уже на протяжении пяти лет организованы и действуют три кадетских класса различной направленности (правоохранительной под эгидой МВД и МЧС).

Актуальной сферой социальных инициатив учащихся общеобразовательной школы №6 в контексте задач гражданского и патриотического воспитания являются кадетское движение, работа Музея боевой Славы и патриотического клуба «Память» и палаточного лагеря «Возрождение».

Цель воспитания - создание в классе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка; формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и при самых острых ситуациях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию.

В основу формирования модели военно - патриотического воспитания в МКОУ «Средняя школа №6» г. Людиново, а также непосредственно в кадетском классе положена организация государственной системы патриотического воспитания. К системе патриотического воспитания отнесены формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовая патриотическая работа; деятельность средств массовой информации, направленных на освещении проблем патриотического воспитания. Важнейшим качеством гражданина - патриота названа способность, успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Военно- патриотическое воспитание понимается как деятельность, объединяющая граждан, общество и государство вокруг нравственных и общих для всей страны базовых ценностей, гражданских идеалов, смысложизненных ориентиров.

На мой взгляд, формирование всех качеств личности в условиях военно- патриотического воспитания становится наиболее эффективным в условиях кадетского образования.

Компоненты модели военно- патриотического воспитания

в условиях кадетского образования

- Гражданско- патриотический компонент: воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

-Военно- патриотических компонент: формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций, краеведческого материала;

-Духовно- нравственный компонент: осознание обучающимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.

- Историко- краеведческий компонент: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко- культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

-Социально- патриотический компонент: активизация духовно- нравственной и культурно- исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

- Спортивно - патриотический компонент: развитие морально- волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами: последовательности и поэтапности

Реализуем следующую эффективную воспитательную цепочку

  • Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.

  • Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).

  • Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)

  • Моя Родина - Россия. Мой дом - Людиново (расширение представлений о нашей Родине - России, воспитание любви к своей "малой" родине - Людиново).

  • Человек - защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

Основные направления деятельности

  1. формирование духовно-нравственных качеств личности кадета;

  2. воспитание общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;

  3. воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;

  4. формирование социально-активной позиции обучающихся;

  5. оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;

  6. усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Заповеди, на основе которых строится работа в кадетском классе:

ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;

ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;

ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;

СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ

Формы работы:

  • разработка и реализация социально-значимых проектов;

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;

  • проведение социальных акций "Ветеран живёт рядом", "Обелиск", «Солдатский платок»;

  • встречи с ветеранами Афганистана ;

  • проведение военно-спортивных игр "Зарница", " "Патриот", "Армейский марафон";

  • проведение внеклассных воспитательных мероприятий на патриотическую тематику: классные часы, праздничные и интеллектуально-познавательные программы, брейн-ринги, вечера, литературные гостиные;

  • участие в традиционном ежегодном фестивале солдатской песни;

  • участие в Вахте Памяти (сентябрь, май)

  • работа в составе лекторской группы в школьном Музее боевой славы

Концепцией развития кадества можно считать выполнение необходимый обществу и демократическому государству социальный заказ, прописанного в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, - развитие и воспитание личности ребенка, как гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Целью работы лекторских кадетских групп в школьном Музее боевой славы на перспективу считается духовно-нравственное воспитание гармонично развитой личности, что является в настоящее время одной из самых перспективных, так как позволяет решить многие проблемы в её развитии:

- в нравственной сфере (чувство граждан и патриота, гуманное отношение к окружающему миру, милосердие к людям);

- в социальной сфере (навыки общественной активности, что позволяет стать соучастником происходящего через систему ученического самоуправления);

- в познавательной сфере позволяет развивать творческие способности, навыки исследовательской работы, формирует умение самостоятельно добывать знания;

- в сфере физического здоровья и культуры решает занятость детей, повышает нравственный иммунитет к наркомании, алкоголизму и другим антиобщественным проявлениям.

Количество постоянно действующего актива учащихся возрастных групп. В активе музея работают обучающиеся 8 -11 классов в количестве 15 человек. В каждой возрастной группе свои задания:

- 8-9 классы работают с архивом музея, помогают в оформлении альбомов (цель: познакомить с фондом музея, подготовить к проведению экскурсий);

- 10 классы - экскурсионные группы. Проводят экскурсии по классам и для гостей по 5-6 человек в каждой группе. Ухаживают за братскими могилами.

-обучающиеся 11 классов выполняют роль консультантов при подготовке экскурсий, занимаются исследовательской работой над рефератами, систематизацией архива музея.

В 2011 году в активную работу Музея включился кадетский класс полицейской направленности, классным руководителем которого является Каурова Людмила Петровна. В начале ребята занимались сбором материала для экспозиции Музея, затем стали самостоятельно проводить экскурсии, занялись поисково-спасательной деятельностью, реставрацией выставочной экспозиции.

С 2013 года к ним присоединился еще один кадетский класс той же направленности, который учится у своих старших товарищей и уже не только оказывает посильную помощь в сборе новых материалов и патронаже ветеранов, входящих в совет Музея, но и принимает участие в организации экскурсионных программ для воспитанников подготовительных групп МКДОУ «Детский сад №13 «Искорка»

Именно кадетскому движению посвящена тематика разделов музейной экспозиции «Шаги к мужеству и возмужанию. Присяга, «В бурных буднях сегодняшних дней».

Музейные фонды широко используются в учебно-методической работе и духовно-нравственном воспитании среди участников учебного процесса нашей школы. Например,

  • на уроках литературы при написании школьных сочинений на темы: «Описание памятника», «Мне рассказали о войне», «Каска, пробитая пулей», «Со школьного порога, шагнувшие в войну», «Навечно в памяти народа», «Детство, опаленное войной», «Из семейного архива».

  • на уроках мужества, уроках истории при изучении тем о войне, готовятся сообщения по материалам музея о выпускниках, погибших в годы войны.

  • в Музее проводятся классные часы, встречи с ветеранами ВОВ и их семьями.

  • в Музее проходит организация торжественных линеек памяти, посвященных участникам войны.

  • по музейным материалам учащиеся пишут исследовательские работы.

  • в Музее проводятся семинары: для руководителей района, для заместителей директоров образовательных учреждений; для школьных активов района.

Для кадетских классов школы введен дополнительный час внеурочной деятельности «Возрождение», на котором они занимаются работой музея.

Еще одной из форм работы по воспитанию в кадетском классе является создание модели образовательного партнерства семьи и школы - клуба «РАДУГА». Название нашего клуба имеет два лексических значения. Первое: радуга - спектр, который включает в себя все цвета, как возможности ребенка. Второе: каждая буква слова заключает в себе дополнительный смысл. (см. Приложение) .

Целью создания такой модели взаимодействия в нашей школе стало формирование личностно развивающей, духовно-нравственной, социально ориентированной и психологически комфортной школьной среды, способствующей развитию и воспитанию духовно-нравственного компетентного обучающегося, достойного гражданина России

Для реализации выдвинутой цели мы решаем несколько задач:

  • Развивать отношения между семьей и школой от взаимодействия к сотворчеству;

  • Совершенствовать психолого-педагогические знания педагогов и родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания

  • Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение участников воспитательно-образовательного процесса

  • Развивать внешкольную и общественно полезную деятельность обучающихся как условие формирования социально адаптированной личности;

  • Развивать гражданско-патриотическое воспитание через систему психологического сопровождения и подготовки обучающихся к поступлению и обучению в кадетских классах школы

  • Укреплять и расширять имеющуюся систему социального партнерства школы с организациями и учреждениями города и района

В основе разработки модели лежат следующие принципы:

- Принцип аксиологичности

-Принцип деятельностного подхода

- Принцип сотрудничества

- Принцип возрастно-психологической сообразности

- Принцип следования примеру

Основными направлениями работы школьной модели являются

  • Воспитание гражданственности и патриотизма;

  • воспитание нравственных чувств;

  • воспитание ценностного отношения к здоровью

В этой модели я рассматриваю возможные риски, сильные и слабые стороны реализации модели. Нужно сказать, что многие из них мы сумели преодолеть путем сплочения родительского и детского коллективов.

Прогнозируемые результаты:

Прогнозируемый результат

Критерии оценки

Механизм отслеживания результата

1.Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия

Активное участие в жизни класса, посещение всех мероприятий, микроклимат в коллективе

Ведение дневника классного руководителя

2.Положительное отношение к ЗОЖ

Положительный мотив к ЗОЖ

Анкетирование, наблюдение, беседа

3. Общее психическое и физическое оздоровление учащихся

Реальное улучшение физического здоровья детей, создание оптимистического настроя к жизни

Беседа, анкетирование, наблюдения, медосмотр

Ожидаемые результаты.

В процессе реализации воспитательной программы по патриотическому воспитанию кадет "Мы - кадеты" у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;

  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;

  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

  • способность к саморазвитию.

Карта диагностических методик

Подразделы

Название методики

Назначение методики

«Давайте познакомимся» или расскажи нам о себе.

1. Живая анкета «давайте познакомимся»

2. Анкета «цветок»

3. Анкета « Я выбираю»

Изучение потребностей и интересов ребенка.

Получение первичной информации о ребенке

Изучение интересов и желаний ребенка.

Изучение нравственных ценностей и направленности личности учащихся

1.Анкета «фантастический выбор»

2. «Волшебное озеро»

3.Анкета «семь желаний»

Изучение нравственных ценностей.

Получение информации о качествах и поступках через его самохарактеристику

Изучение направленности учащегося

Познай себя

1.«Самый - самый», самооценка.

2.Анкета « Кто ты»

3.Рисуночный тест «какой я?»

Изучение самооценки учащегося

Исследование черт характера

Получение информации о характере ребенка.

Эмоциональное самочувствие

1.Мониторинг - карта

Получение условной оценки степени развития коллектива

Изучение детского коллектива

1. «Рисунок - образ», «рисунок - символ».

2.Самоуправление в коллективе (методика М.И.Рожкова)

3. «Мои отношения»

Выявление эмоционального отношения к коллективу

Определение ученического самоуправления

Изучение личности учащегося

Рейтинг личностного роста (методика Д.В.Григорьева)

«Размышляем о жизненном опыте» (методика Н.Е Щурковой)

Определение развития собственной личности

Определить нравственную воспитанность



© 2010-2022