Исследовательская работа к 70-летию Чтобы помнили

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание:

Введение.

Глава 1. Семья Завражновых

1.1.Детство Завражнова Алексея Андреевича.

Глава 2.Боевой путь Завражнова Алексея Андреевича.

2.1.Начало войны.

2.2.Прорыв блокады Ленинграда.

2.3.Ранения.

Глава 3.Послевоенный период ЗавражноваАлексея Андреевича.

Заключение.

Использованная литература.

Приложения.





Цель работы:

-изучение военного пути односельчанина;

-знакомство с послевоенным периодом жизни в селе Упоровка;

-оценка вклада А.А. Завражнова в Победу;

-воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Задачи:

-воспитать интерес к Великой Отечественной войне;

-получить навыки исследовательской работы;

-расширить кругозор;

-сохранить собранную информацию для потомков в школьной библиотеке.

Методы:

-исследовательский метод;

-поисковый метод;

-метод классификации.

Объект исследования: биография Завражнова Алексея Андреевича.

Предмет исследования: Алексей Андреевич - наш земляк, уроженец

с. Сластуха.

Актуальность исследовательской работы.
Проходят годы, все события жизни уходят безвозвратно. Все меньше и меньше остается очевидцев тех военных событий 1941-1945 годов. Сейчас в нашем селении не осталось ни одного ветерана Великой Отечественной войны. Считаю несправедливым то, что с уходом ветеранов Великой Отечественной войны в иной мир, не сохранилась бы информация о них. Мы, подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков.

Мы хотим рассказать о ветеране Великой Отечественной войны, своём земляке, учителе, которого уже нет в живых, честно сражавшимся на фронтах войны и честно трудившимся на благо нашей Родины. В своей исследовательской работе мы докажем, что собранные автобиографические сведения о ветеране, личные качества ветерана, трудовые дела являются очень хорошим положительным примером в воспитании подрастающего поколения. Свою исследовательскую работу считаем полезной, так как собранная информация пополнит архив школьной библиотеки, поможет учителям в организации внеклассной работы по патриотическому воспитанию молодежи, сохранит память о Завражнове Алексее Андреевиче.

Гипотеза «Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству, нет, и не может быть любви к Человечеству».

Место проведения исследования:с. Упоровка, Екатериновского района, Саратовской области.

Сроки проведения:2015 год.

Структура работы включает объём страниц, в которую входит

Введение

3 главы

Заключение

Источники

Список использованной литературы

Приложения

Таким образом, нами выявлено, что Завражнов А.А. участвовал в прорыве блокады Ленинграда, был награждён:Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны первой степени,Юбилейными военными медалями, Медалью «Ветеран труда».

Введение.

«Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
…Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье - не в забвенье!»
(Твардовский)


Нет такой силы, которая могла бы сломить народную волю, народную душу, победить добрые начала в человеке, убить жизнь. Народная память - ценнейшее, что есть у людей. Именно благодаря этой памяти мы можем вновь и вновь возвратиться в прошлое, возрождать ушедшую навсегда действительность. « Без прошлого нет настоящего», «Человек без прошлого- это дерево без корней» - гласят русские народные пословицы. Знать свое прошлое - долг каждого человека. В этом нам помогают рассказы ветеранов, а также хроники тех лет, фильмы, книги. Уверен, что тема Великой Отечественной войны будет актуальна еще долгие и долгие годы. Слишком дорого стоила нам победа, миллионы жизней унесла она. Долгие 1418 дней продолжалась эта самая кровопролитная война в истории человечества. Русский народ сделал все, чтобы спасти родину и весь мир от фашизма. Все, что вынесло поколение военных лет, - это подвиг, самопожертвование во имя Победы.

В России нет ни одной семьи,которую не затронула бы Великая Отечественная война.О войне написано бесчисленное количество книг, сняты художественные фильмы, основанные на реальных событиях. С каждым годом документальных свидетельств становится всё больше: открываются секретные архивы. То, о чём раньше говорить было не принято, становится доступным. Подвиг советского воина от этого не блекнет, наоборот, становится более понятной самоотверженность простых людей, отдавших лучшие годы, здоровье и жизнь за Победу.

Уже почти не осталось живых свидетелей той смертельной схватки с жестоким и сильным врагом. Уходит поколение, которое не воевало с фашизмом, но выросло на осознании подвига отцов и дедов. Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу.

Память народа хранит историю своего Отечества, которая складывается из отдельных историй рядовых и сержантов, офицеров и генералов, принимавших участие в той далёкой войне - каждый в силу своих возможностей вносил свой вклад в победу, сражаясь на фронте или работая в тылу.

Наша исследовательская работа посвящена одному из ветеранов Великой Отечественной войны села Упоровка Екатериновского района Саратовской области, учителю Упоровской неполной средней школы Завражнову Алексею Андреевичу.(Приложение 1) В ней использованы документальные материалы о его боевом пути, рассказы близких людей, коллег по работе, бывших его учеников.

Работа поможет расширить кругозор учащихся об участниках Великой Отечественной войны, об их вкладе в Победу, будет сопутствовать воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.

Глава 1.

Несмотря на то, что фронт не задел наш район, потери от войны и военной оккупации были огромные.Это погибшие и пропавшие без вести. Не всем было суждено прошагать столь длинный военный путь. По приблизительным данным, в Екатериновский район не возвратилось более 2800 человек. Около 340 земляков не вернулись в наше село.

Великая Отечественная война прошедшего столетия стала самым тяжелым испытанием в тысячелетней истории земли Русской. По мощи огня, боевого оружия, по разрушениям она превзошла все вместе взятые войны, когда-либо пылавшие над нашей многострадальной страной. Советский Союз вынес эту тяжелую и длительную войну. Города и села на огромных пространствах лежали в руинах, частично разрушили или сожгли 1710 городов, свыше 70 тысяч поселков и деревень. Более 20 млн. человеческих жизней советских людей унесла эта самая кровопролитная война в истории человечества.

Люди теряли близких, любимых, возвращались на пепелища своих домов и находили в себе силы жить дальше. Это военное поколение - особенное. Они умели любить и ненавидеть. Они могли воевать и строить. Они смогли победить фашизм и поднять страну. Их называют поколением победителей. Но годы идут, зарастают травой окопы и траншеи, и с каждым новым Днем Победы все меньше ветеранов приходит на встречи с однополчанами. Об истории Великой Отечественной войны написано множество книг. Но нет ничего более ценного для нас, чем свидетельства ее непосредственных участников или их родственников.

Ветераны уходят из жизни. Самым молодым фронтовикам сейчас уже далеко за 80, когда-то они защитили весь мир от фашизма. Теперь они сами нуждаются в нашей поддержке и защите. Наш земляк, наш учитель, Завражнов Алексей Андреевич был участником Великой Отечественной войны. В его воспоминаниях, рассказах события войны приобретают яркую эмоциональную окраску. Мы решили проследить ход войны на примере его боевого пути и сохранить его историю для потомков.

О своём героемы узнали все из семейного альбома, посвященного ему, который составилиего вдова, Завражнова Надежда Михайловна(Приложение 1) и его дочь, Завражнова Валентина Алексеевна. Теперь этот альбом, где хранятся документы: фотографии, открытки, а самое главное - его рассказы - стал семейной реликвией. И все родственники, знакомые, которые часто посещают этот дом, читая эти рассказы, плачут, т. к. война и Алексей Андреевич неразделимы, и военные события приближаются к нам, а мы как бы становимся их свидетелями.

Этот человек- герой, герой войны, где он проявил настоящее мужество, героизм, самоотверженность, смелость, был в самом пекле войны, где некоторые не выдерживали, другие думали о чинах, третьи погибли на поле боя, а он остался в живых. Почему? Он и сам не давал ответа. Молитвы ли матери или его величество Случай - Бог - изобретатель, а может, чтобы мы и его дети, внуки, правнуки, продолжали жизнь.

Завражнов Алексей Андреевич родился 29 марта 1923 года в с. Сластуха Екатериновского района Саратовской области в большой дружной семье.

Его отец- Завражнов Андрей Григорьевич, мать- Завражнова Пелагея Гавриловна.

В их семье было десять человек детей. Алексей Андреевич появился на свет не один, а вместе с сестрой Татьяной. Он был шестым ребёнком в семье.

Сейчас мы даже не представляем, как тяжело жилось детям, родившимся до войны. Росли они, не зная каждодневной ласки родителей. Отец трудился в колхозе, мать свою заботу больше отдавала младшим.

В 1930 году Алексей Андреевич пошёл в школу. Годы учёбы в школе запомнились ему как самые яркие и интересные. Он был прилежным учеником, учился на хорошо и отлично.

Обучение в старших классах пришлось на 1938- 1941 годы. В предвоенные годы молодёжь была увлечена сдачей нормативов ГТО, ПВХО, «Ворошиловский стрелок».

Закончил школу в 1941 году.

Казалось, жизнь налаживается, но пришла страшная война.

Глава 2.

Весть о вероломном нападении фашисткой Германии на СССР прервала мирную жизнь, стала перестраивать ее на военный лад. Не слышно было веселья, повсюду вместо слов напутствия при расставании слезы матерей, жен и детей. Слезы получивших « похоронки» и слезы получивших повестки на фронт.

Алексей Андреевич с началом войны был призван в армию и направлен в Уральское училище связи. Днём курсанты учились, а ночью охраняли производственные объекты, так как станки эвакуированных заводов устанавливались под открытым небом. Учёба проходила по ускоренному курсу: фронту нужны были связисты.(Приложение 2)

Окончил училище с отличием. Было присвоено звание- лейтенант. В 1942 году направлен на Ленинградский фронт, в военную часть 419 с/п. Командующий фронтом- Маршал Советского Союза К.А. Мерецков.

Алексей Андреевич на себе испытал блокаду Ленинграда. Из его личных записей: «Бесконечные воздушные налёты и артобстрелы. Небо стремительно пересекали лучи прожекторов, воздушные тревоги объявлялись по несколько раз в день. Бомбёжки причиняли всё больше и большеразрушений. Трудно, очень трудно виденное и пережитое передать словами. Это может себе представить только видевший своими глазами, испытавший на себе тяготы военного времени. У нас одна была цель: как можно больше уничтожить фашистов. Мыдумали только о том, как спасти Родину. Я участвовал в прорыве блокады.

12 января началось наступление наших войск на Ленинградском и Волховском фронтах. Тысячи артиллерийских орудий одновременно начали стрельбу. Роты, преодолевая сопротивление врага, продвигались вперёд. Фронты медленно шли навстречу друг другу. Связисты здесь играли огромную роль- связь нужна была всегда.

Помнится мне один случай. Прервалась связь. Что делать? Стрельба не умолкала ни на секунду. Рисковать жизнью своих солдат не хотелось. Пошёл сам. Но за моим движением следили и по мне открыли огонь. Я лежал в укрытии и думал, как обхитрить противника. И решил бежать на счёт: раз, два, три, четыре, пять- упал, пуля просвистела надо мной. Встал- раз, два, три, четыре, пять- упал… Связь была налажена. Стал осматриваться и обнаружил

на дереве немецкого корректировщика, по связи сообщил батарейцам. Прямой наводкой они сбили его.

Шли ожесточённые бои. Отдельные высоты переходили из рук в руки. Огонь противника крепчал, но мы не отступали, шли вперёд.

18 января в 9 часов 30 минут войска ленинградского и Волховского фронтов встретились. Блокада Ленинграда была прорвана. Из сообщений, которые мне довелось передать во время войны- это было самое радостное.(Приложение 3)

Немцы несколько раз предпринимали попытки вернуть утраченные объекты, но наши войска отражали каждый натиск».

Из беседы с его женой и дочерью мы узнали, что Алексей Андреевич был дважды ранен.Первый раз- в левую грудь. Осколок снаряда пробил записную книжку(это спасло от смерти), которая была в нагрудном кармане и впечатался в кожу. После перевязки он уговорил медиков отпустить его и снова вернулся в строй. Ведь он же командир.

Второе ранение30 мая 1944 года было очень серьёзным. Осколок снаряда попал в левую лобную часть, была пробита кость. В эвакогоспитале сделали операцию: извлекли из ткани мозга костные осколки, рану зашили. В госпитале он пробыл до конца августа 1944 года, а затем комиссован.(Приложение3)

Завражнов Алексей Андреевич - ветеран Великой Отечественной войны, инвалид второй группы.(Приложение3)

Родина отметила его вклад в Победу орденом Красной Звезды, орденом

Отечественной войны первой степени, юбилейными военными

наградами.(Приложение4)

Глава 3.

Вернулся лейтенант Завражнов в родное село Сластуха в сентябре 1944 года. А 28 декабря этого же года стал работать учителем военного дела в Екатериновской средней школе.

За дело взялся с энтузиазмом, ведь это ему было так близко.

В августе 1945 года увольняется и поступает в учительский институт. Там он учится два года. И в 1947 году приказом № 26 от 13 октября 1947 года по Екатериновскому РОНО назначается преподавателем физвоспитания и математики в Упоровскую неполную среднюю школу, а в дальнейшем преподавал физику и черчение.В этой школе он проработал тридцать один год. В 1978 году вышел на пенсию. (Приложение5)

Из воспоминаний бывших учеников.

Бобылёва О.А.: « На уроках Алексея Андреевича никогда не было скучно. Проведение различных опытов и лабораторных работ, черчение схем и выведение физических формул, плюс светлая улыбка учителя у доски навсегда останутся в моей памяти».

Родионов Н.Н: «Ни для кого не секрет, что одним из самых сложных школьных предметов является математика, «царица наук». А в старших классах этот предмет разделяется на две дисциплины: алгебру и геометрию. Сейчас только с улыбкой вспоминается о них, а ведь с каким трудом в свое время эти предметы мне давались! Могу сказать только, слава Богу за то, что в старших классах школы у меня появился такой замечательный преподаватель по этим трудным точным наукам. Алексей Андреевич- не только очень опытный и талантливый педагог, но и человек удивительной доброты и отзывчивости. Кто бы ни обратился к нему с любым вопросом - каждый будет услышан, каждый получит помощь в решении сложных задач, уравнений или доказательстве теорем. К каждому ученику Алексей Андреевич относится с теплом и любовью, с пониманием и заботой».

Людмила Гаркуша: «Все те незабываемые школьные годы моим любимым уроком был урок физической культуры, благодаря требовательному педагогу Алексею Андреевичу.

После каждого урока физической культуры мы получали заряд положительных эмоций, и, находясь на других уроках, которые не менееважны, нам безумно хотелось к нему на урок. За весь период обучения в школе мы каждый день узнавали что-то новое и никогда учащиеся нашего класса не пропускали уроков физической культуры.

Алексей Андреевич учил нас бегать, прыгать, играть во всевозможные игры. Он учил нас не только простейшим двигательным навыкам, но и умению добиваться своей цели, никогда не отступать, всегда идти до конца в любых ситуациях и в спорте, и в жизни. Такие вещи не сразу осознаешь, но, окончив школу, попадаешь в новый мир, который полон трудностей, и в их преодолении мне очень помогал пример Алексея Андреевича».

После ухода на пенсию, Алексей Андреевич долго сидеть без работы не мог. В 1980 году принят на работу в ветстанцию конюхом, проработал ещё семь лет.

За трудовые успехи он награждён медалью «Ветеран труда».

В Упоровке встретил свою вторую половину, Мачильскую Надежду Михайловну, которая работала в этой же школе учителем начальных классов.

1 января 1949 года сыграли свадьбу.(Приложение6) В этом счастливом браке родили, вырастили, воспитали семерых детей. Все дети получили достойное образование и устроили свои жизни в других посёлках и городах.

Как вспоминает Надежда Михайловна, «Лёня очень любил детей». В свободное от работы время катался с ними на санках, на лыжах, ходили в походы, что- то мастерили. Он всегда был в курсе их дел.(Приложение 6)

Алексей Андреевич и Надежда Михайловна прожили 55 лет вместе. Отметили изумрудную свадьбу. А 17 мая 2004 года Алексея Андреевича не стало.

Заключение.

Таких героев, как Андрей Алексеевич, у России много. Их нужно знать, ими нужно гордиться. Благодаря подвигам таких людей, их самоотверженности, доблести, мы одержали Великую Победу. Они совершали подвиги не ради подвигов, а просто выполняли свой долг. С этих героев нужно брать пример. Да, война стоила нашему народу большой крови, но победили мы именно благодаря патриотизму, героизму наших солдат, защищавших не Сталина, не коммунистическую партию, а свой дом, своих детей и матерей, свою землю. Они исполнили древнюю заповедь, данную еще Александром Невским: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля».

Надо ли нам в 21 веке узнавать историю Великой Отечественной войны? Надо ли вспоминать о далеких сражениях? Надо ли вспоминать имена героев?

Надо! Это наш долг - хранить благодарную память! Один философ научился абсолютно точно предсказывать войны. Он говорил, что новая война начинается тогда, когда вырастает поколение, забывшее войну предыдущую. Ветераны достойно и честно прожили свою жизнь. Будем помнить о них. Мы можем гордиться своим земляком и считаем, что помнить о нем должны и последующие поколения нашей большой деревни. Поэтому мы хотим сохранить его историю для них.

Страницы прошлого листая,

Мы вглубь веков находим нить,

Историю родного края

Должны все помнить и хранить.

А.М.Комаров.

Список использованной литературы:

  1. Личные записиЗавражного А.А.

  2. Фото из личного альбома.

  3. Воспоминания вдовы и дочери.

  4. Воспоминания бывших учеников.

  5. Интернет ресурсы.



Приложение 1

Исследовательская работа к 70-летию Чтобы помнили.

Завражнов Алексей Андреевич



Приложение 2

Исследовательская работа к 70-летию Чтобы помнили.

Курсант Уральского военного училища связи





Приложение 3

Исследовательская работа к 70-летию Чтобы помнили.

Исследовательская работа к 70-летию Чтобы помнили.





Приложение 4

Исследовательская работа к 70-летию Чтобы помнили.

Орден Красной звезды



Исследовательская работа к 70-летию Чтобы помнили.

Орден Отечественной войны первой степени

Исследовательская работа к 70-летию Чтобы помнили.

Исследовательская работа к 70-летию Чтобы помнили.



Юбилейные военные медали



Приложение 5



Исследовательская работа к 70-летию Чтобы помнили.

Трудовая книжка

Исследовательская работа к 70-летию Чтобы помнили.

Исследовательская работа к 70-летию Чтобы помнили.



Приложение 6

Исследовательская работа к 70-летию Чтобы помнили.Исследовательская работа к 70-летию Чтобы помнили.

Завражнов А.А. с учениками

Приложение 7

Исследовательская работа к 70-летию Чтобы помнили.

Исследовательская работа к 70-летию Чтобы помнили.

Семья Завражновых



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Исследовательская работа «Саратовская область. Год 1945-й», посвящённым 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов



Номинация: «Наши земляки- участники Великой Отечественной войны»

«Чтобы помнили»







Выполнили: Баранов Костя

Галкина Ангелина

Мачильский Никита



Руководитель: Родионова Галина Геннадьевна,

учитель физики и экологии









2015 год

© 2010-2022