Статья по итогам конференции «Классный руководитель, тьютор, модератор, социальный педагог – изменение функции и содержания деятельности»

Что же сейчас, спустя  двадцать пять лет, может измениться в мечтах детей?  Как ни странно, но и  современные дети думают о том же самом. Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим детям, так как многие родители вынуждены день и ночь работать на производстве, чтобы прокормить семью. Где ребёнку получить тепло, заботу, внимание? Если дети не будут этого получать, что станет с людьми в будущем? Не превратимся ли мы в без...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель - свеча, которая светит другим, сгорая сама.

(Джованни Руффини)

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

- Я - СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!

И огонек этой свечи погас.

Вторая сказала:

- Я - ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше.

Подул легкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла:

- Я- ЛЮБОВЬ, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, - своих близких.

И эта свеча угасла…

Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

- ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ?! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ - Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала:

- НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я - НАДЕЖДА.

Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвёртой свечи УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Разве не он является наставником для ученика?

Я не буду говорить о том, каким должен быть современный классный руководитель вообще. А ссылаясь на 25 -летний опыт работы в этой роле и вспоминая свои школьные годы, задаю себе вновь и вновь одни и те же вопросы. Каким он был, мой первый наставник, что я рисовала в своих фантазиях и чём я мечтала, длинной дорогой идя в школу? Перед собой я всегда видела доброго, понимающего человека, будто фею из волшебной сказки. Мне хотелось, чтобы она меня любила, уважала, ценила мой малейший успех.

Что же сейчас, спустя двадцать пять лет, может измениться в мечтах детей? Как ни странно, но и современные дети думают о том же самом. Любовь, доброта, искренность - вот что нужно современному ученику. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим детям, так как многие родители вынуждены день и ночь работать на производстве, чтобы прокормить семью. Где ребёнку получить тепло, заботу, внимание? Если дети не будут этого получать, что станет с людьми в будущем? Не превратимся ли мы в бездушных роботов, машинально выполняя порученное дело? Холодность, корысть, расчётливость, зависть будут подстерегать нас везде и всюду. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - создать условия для развития творческих способностей каждой личности. Учить ребят самостоятельно мыслить, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих сегодня за школьной партой ребят.

Одни педагоги считают воспитательную работу «тяжелой обузой», другие - самой главной. Конечно, найти одаренного классного руководителя труднее, чем хорошего предметника .Возможно проблема нежелания «брать класс» кроется в том, что учителей пугает бумажная волокита и даже некоторая некомпетентность в воспитательных вопросах. Учителя старой закалки чаще всего продолжают работать по - старинке (но сегодняшние дети отличаются от детей прошлого столетия), а у молодых - нет основательной практической подготовки.

А можно ли назвать современным педагога-наставника, который не занимается своим самообразованием, ничему не учится от своих учеников? Наши дети по иному видят окружающий мир, рисуют его яркими красками. В этом мире, напоминающем радугу, много теплоты, света, любви. А мысли наших учеников? Наверное, многие замечали, что порой их высказывания значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной. Современный наставник не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Почему часто случается так, что желание посещать школу у детей пропадает? А ведь всего месяц или два-три года назад он вприпрыжку бежал в школу, огорчался наступлению каникул. Конечно, просто сказать, что ребёнок отбился от рук, и списать на издержки родительского воспитания. А, может быть, нам, педагогам, не мешало бы проанализировать своё собственное поведение по отношению к тому или иному ученику? Возможно, разгадка кроется в нас? Каким же всё-таки должен быть современный классный руководитель?

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

В детском коллективе классный руководитель способствует организации ученического самоуправления, установлению деловых отношений ответственной зависимости, развитию отношений по интересам. Он взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимной требовательности, внимательности, сочувствия, взаимопомощи и справедливости. С коллективом учителей, работающих в классе, классный руководитель обменивается информацией, договаривается о единых действиях, требованиях и совместных форма работы. Непосредственное общение с детьми, идейное, духовно-ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состояниям детей, формированию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда, когда педагоги стремятся перевести внешние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения, когда он сам добивается общественно ценных результатов, проявляя при этом целеустремленность, волю и мужество. Воспитательный эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание, а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект. Механизмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности: осознание ее целей, требований, перспектив; познание в ее процессе своих сил и возможностей; преодоление (самоопределение) своих слабостей и осуществление самовоспитания. Классный руководитель, анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь, процесс их становления как личностей, формирования их мировоззрения, творческих способностей, предстает перед ними в качестве мыслителя, помогающего активно участвовать в становлении собственной личности, развитии и организации поведения.

Да, сегодня учитель, выступающий в роле классного руководителя должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики воспитания. Но прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Нам страшно думать о будущем, так, может быть, задумаемся о том, кого мы воспитываем и что мы хотим получить.

Так зажжём своей надеждой три погаснувшие свечи, несмотря на то, что сами сможем сгореть дотла.



© 2010-2022